Экологическое воспитание младших школьников. Выступление на ШМО
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Выступление на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ______16.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших

школьников.

Выступление на ШМО.


Экологическое воспитание младших школьников.

Экологическое образование граждан в последние годы стало не желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а следовательно, пониманием уровня жизни людей.

Здоровье человека на 20% зависит от экологических условий, 80% определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.

Расширение палитры форм, методов, приемов экопросвещения - задача учителей начальной школы. Начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Мы занимаемся по образовательной системе: «Школа-2000», Курс «Окружающий мир» содержит сложный, объемный материал по основам физики, географии, ботаники, зоологии, экологи.

Два года я вела экологический кружок « Юный друг природы». При организации занятий кружка и уроков я ставила следующие цели:

1. Показать влияние окружающей среды на человека и человека на окружающую среду;

2. Подвести учащихся к мысли о том, что благодаря своему уму, люди научились использовать разные природные богатства,

3. Формировать познавательный интерес;

4. Развивать умение доказывать или опровергать высказывания;

5. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.

При решении этих задач акцент делается на задаче развития:

интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Применяя метод наблюдения, сравнения, классификации объектов и явлений окружающего мира, выяснял их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно - научных знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Для ознакомления учеников с методами познания окружающего мира служат практические работы. Это:

-освоение простейших приборов и методов измерений;

 -ориентирование на местности;

-уход за растениями и животными;

-непосредственные наблюдения объектов и явлений природы во время экскурсий;

-выявление изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека. Применяю различные формы организации учебного процесса и занятий кружка:

-уроки на пришкольном участке, в парке, на улицах города;

- уроки-заседания экологического совета;

-урок- театр и т.д.

Такое разнообразие помогает создать лучшее условие для раскрытия и дальнейшего развития способностей и интересов учащихся.

В комплексе содержательных и организационных мер особое место отвожу беседе, так как воспитание, это, прежде всего духовное общение учителя и ребенка.

На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. Нами были рассмотрены экологические ситуации. «Птенец на тропе», «Гнездо», «Букет цветов», «Встреча с гадюкой», «Лукошко». При решении проблемы, дети пришли к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома.

В нашей школе был проведен семинар для учителей начальных классов города на тему «Экологическое воспитание младших школьников». долго я думала, что же интересное подготовить к этому дню. Когда я рассматривала литературу, мне в руки попалась сказка « Как Иван царство спасал». И началась подготовка занятия открытого экологического кружка. для постановки сказки были распределены роли, готовили куклы, костюмы для них, рисовали плакаты, рисунки, заучивали стихи. Было проведено много бесед: «Как вести себя в лесу», «Животные и растения», Что такое выводы я сделала после проведения этого занятия. При работе над спектаклем дети учатся анализировать действия персонажей, что развивает логику, красноречие, умение высказывать свои мысли. Здесь проявляются и межпредметные связи, приходилось рассматривать моральных и правовые нормы в поведении героев. Формирование речевых навыков в ходе работы ребенка над ролью трудно переоценить.

При самостоятельном изготовлении кукол и декораций у детей формируется терпение, аккуратность, бережливость, навыки техники безопасности, развивается мелкая моторика руки, что способствует выработке красивого почерка.

Спектакль сопровождался записями музыки, звуков природы. Таким образом, дети знакомятся с шедеврами классической музыки, композиторами и т.д.

Постановка сказки - стала проблемной ситуацией в начале занятия. далее дети помогали героям сказки. Научили Ивана и жителей царства с правилами поведения в лесу, с животными, любить и охранять природу. Я думаю. что подготовка и проведение такой огромной работы, оставит неизгладимый след в душе детей. И я вижу результаты, дети стали более наблюдательными, добрыми, отзывчивыми. В классе в живом уголке у нас много цветов, есть аквариум. дети ухаживали круглый год за ними, многие приобрели аквариумы дома.

Просмотр красочных книг тоже дает огромный результат. дети

рассматривают книги, читают, показывают друг другу, приобретают сами различные энциклопедии.

Много занятий мы посвятили птицам. Дети с удовольствием искали материал о птицах. Кто «рылся» в энциклопедиях, кто в журналах, кто и в интернет «залезал».

А вообще о птицах говорить можно много. Например, на уроке русского языка в словах ворона, соловей нужно проверить безударную гласную. В ход идет небольшая беседа, картинки, знания об этих птицах, небольшой справочный материал. Познаем новое и воспитываем бережное отношение к природе.

Решаем на уроке математике задачу о птицах. Узнаем, какая птица, сколько пользы приносит весной на огородах и садах.

Такую работу можно провести на любом уроке.

Во время бесед и занятий я старалась дать понять детям, что правила поведения они должны не только знать, но прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что все живое попрячется — убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Поэтому содержание правил поведения в природе не может, сегодня обойтись лозунгами и призывами, а должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так.

Только таким образом, возможно, заложить подлинное хозяйское отношения к своему большому дому, по всем живущим и существующим рядом с человеком обитателям природы - вырабатывать привычки культурного, экологически грамотного поведения в природном и социальном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников"

Презентация и выступление на тему "Экологическое воспитание младших школьников" посредством проведения кружковой работы с детьми 1-4 классов....

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....