Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс)

Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_teatr.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический театр- одна из форм экологического воспитания                                           младших школьников

В настоящее время остро стоит вопрос экологической безопасности. Человек в процессе своего развития внес в природу много неблагоприятных изменений.

Как помочь природе и научить молодое поколение бережно относиться к ней? Как детям помочь научиться беречь природу?

В этом поможет экологический театр. Игра - это один из видов деятельности в младшем школьном возрасте. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Игра и театр помогут  ребенку понять сложный язык экологической культуры.

Экологический театр – это нетрадиционная форма экологического образования и воспитания детей; это соединение двух разных направлений: экологических проблем и театрализованного действия, имеющее своей целью формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности.

Цель экологического театра - формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитии чувства коллективизма, ответственности, формировании опыта нравственного поведения.

Задачами экологического театра являются:

1. Совершенствование форм и повышение эффективности работы по экологическому воспитанию.

2. Развитие творческих способностей детей.

3. Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

4. Привлечение внимания населения к проблемам окружающей среды.

С чего начинается экологический театр?

Театрализованная деятельность с учащимися  начинается с изучения объектов окружающего мира, их характерных особенностей и признаков. Играя роль растения или животного ребёнок начинает сопереживать своему герою.

Для формирования уважительного отношения к представителям природы, восприятию их как равных человеку можно предложить детям поиграть в игры – превращения. Например, превратиться в капельку воды, в растение,  какое- либо животное или насекомое, вести себя как они, чувствовать себя как они, рассказать, что они могли бы подумать о людях, попросить их, если бы научились говорить.

Это достаточно важное достижение в экологической работе, так как современные дети более «черствые», не каждому ребёнку жалко кошку или собаку.

Также в процессе работы над экологическим театром необходимо изучать повадки животных, среду обитания, рацион питания, взаимодействие с другими обитателями леса.

С детьми младшего школьного возраста работа строится на сценариях экологической направленности. В этих сценариях нет сказочных героев, зато есть реальные - дети, которые загрязняют природу, ломают деревья и кустарники, разоряют птичьи гнезда, наносят непоправимый вред природе. Также в таких постановках должны присутствовать положительные герои, они призывают всех беречь природу и исправлять свои ошибки.

Играть роли овощей и животных проще, для этого также необходимо читать русские народные сказки, рассказы и стихотворения. Отрицательные же герои наиболее сложные для воспроизведения, и нужно очень постараться для того, чтобы передать основную линию героя.

С детьми можно сочинить и показать экологические сказки. Можно привлечь родителей к созданию сказок - принять участие в постановке, подготовить костюмы, декорации к сказкам.

Считается, что театрализовано-экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. У младших школьников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра и уважительного отношения к природе окружающего мира. Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными образами, стремясь подражать им в своей жизни. В процессе формирования экологической культуры ребята, перевоплощаясь в сказочных героев и следуя за ними, получают знания о взаимоотношениях с окружающим миром, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации.

Невозможно воспитать ребенка, если взрослые сами не воспитаны. Экологическое воспитание школьников в некоторой степени зависит от взрослых. Театральные постановки на экологические темы носят воспитательный и познавательный характер, учат любить окружающий мир и видеть в нем много прекрасного.

Задача экологического театра – объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, основные правила поведения в природе. Театрализация экологической информации помогает детям глубже понять и запомнить её суть, пробуждает простые человеческие чувства сострадания, желание помочь, необходимость действовать; воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей.

Экологический театр открывает для педагогов и детей новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести её до других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

Театр - одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.

Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.Проблема сост...

Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ...

Театр – одна из форм эффективного воздействия на формирование личности младшего школьника.

В своей работе мы не пытаемся копировать взрослый театр. Это невозможно, да и не нужно. Мы не готовим актеров. Это наша игра. Цель, которую я ставлю перед собой – в коллективной деятельности детей фор...

Метод проектов, как одна из форм экологического воспитания младших школьников

В данной работе рассказывается о применении проектного метода в экологическом воспитании младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как одна из форм экологического воспитания

Презентация к педсовету "Экологическое воспитание школьников" http://ru.calameo.com/read/001139034cb154e8d1362...