Технология работы над проектом.Описание опыта работы.
статья на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

 

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику, стимулируют его творческую активность. Технология работы над проектом имеет определенную последовательность взаимосвязанных этапов.
Инструкция
1
Подготовительный этап.

Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

2
Этап планирования.

На следующем занятии происходит распределение ролей между учениками. Поэтому дополнительно выделяются подтемы, и каждый ученик выбирает одну из них для себя, для самостоятельной работы. Дети объединяются в малыекоманды для выполнения работы. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

3
Этап исследования.

Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

4
Этап оформления материалов.

Учащиеся под руководством учителя оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами. При этом происходит дополнительно и обсуждение результатов, анализируется вся информация, полученная ранее. Результаты деятельности описываются и представляются в виде доклада.

5
Этап рефлексии.

Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников, закрепляет полученный результат.

6
Этап презентации.

Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, коллективное выступление детей. Можно провести экскурсию по вновь появившемуся музею или выставке, где дети выступают гидами, экскурсоводами и даже переводчиками. Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда. Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.opisanie_.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

Моя методическая тема «Метод проектов в начальной школе». Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в образовательный процесс. Она является актуальной, так как идеи современной педагогики строятся на мотивации у учащихся к самопознанию и саморазвитию; происходит постепенная компьютеризация преподавания некоторых дисциплин в образовательном процессе.

Цель моей методической темы:

- Развитие самообразовательной активности у учащихся начальной школы, участвуя в проектной деятельности.

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:

- познакомить учащихся начальных классов с понятием метод проектов;

- разработать этапы выполнения проекта;

-развивать познавательные, творческие, коммуникативные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-формировать умение оценивать себя, определять взаимоотношения среди учащихся в процессе проектной деятельности.

    Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Проектная деятельность – движущая сила развития у младших школьников личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий, а также творческих способностей, воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. Проект- это всегда решение какой-либо жизненной задачи. И здесь очень важно быть внимательным и чутким к творческим поискам и усилиям каждого ученика. Замечаю сомнения и неуверенность и помогаю их преодолевать, вселяю веру детей в свои силы. Организую работу с классом таким образом, чтобы каждый ребенок или группа учеников, выбрав один из предложенных вопросов, обдумали ответ на него и высказали последовательно свое мнение или предложили решение задачи. Остальные учащиеся при этом слушают выступающего, а потом дополняют информацию, спорят, доказывают. В проектной деятельности участвует весь класс.

Метод проектов был разработан в начале XX века. В его основу легли идеи американского педагога, философа-прагматика Джона Дьюи. Он говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д.Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. По мнению  В.Килпатрика, лишь в этом случае школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

При организации проектной деятельности в классах я учитываю возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности своих учеников. С проектной деятельностью я знакомлю учеников начиная с первого класса.  Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Учащиеся выполняют главным образом комплексные коллективные проекты – практические и информационные, а также проводят несколько деловых игр (ролевых ситуаций) в небольших группах. За каждой такой игрой следует практическая работа – реализация проекта, практического или информационного.

При знакомстве с понятием «метод проектов», дети узнают отличие информационного проекта от практического.  Продуктом информационной проектной деятельности становится не изделие, а сообщение, сопровождаемое иллюстративным материалом любого характера, в том числе это может быть и некий предметный результат (коллаж, выставки рисунков, иллюстраций и т.п.).  Практические проекты выполняются в основном на уроках технологии, во внеклассной работе. Информационная проектная деятельность может быть использована на всех предметах. Особое внимание в начальной школе уделяется творческим проектам как эффективному методу включения учащихся в ролевую совместную деятельность, направленную на решение общей задачи.

В нашей школе  проводятся раз в полугодие научно-практические конференции, где учащиеся младших школьников представляют свои проекты, как индивидуальные, так и коллективные на самые разнообразные темы: «Мир живой природы», «Интересное и познавательное», «Мое хобби» и т.д.

В первом полугодии 2015-2016 учебного года мой 1 «Б» класс участвовал в экологическом проекте «Осень на пороге». Цель проекта: познакомить детей с признаками осени. В проектную деятельность были вовлечены все ученики класса, выполнявшие посильные творческие задания. Итоги проделанной работы были представлены в виде презентации, рисунков и фотографий, выставки поделок из природного материала «Дары осени».

После знакомства понятия «Метод проектов» учащиеся знакомятся с этапами выполнения проекта.

  1. Разработка замысла проекта (обдумывание идеи, выстраивание замысла, изучение необходимой информации) – погружение в проект и организация деятельности;
  2. реализация проекта (включает в себя осуществление деятельности);
  3. защита проекта (презентация результатов);
  4. самооценка.

Каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

- в любой момент начать новый проект.

                  1-й этап – погружение в проект

Учитель        формулирует:        

        -проблему проекта;

        -сюжетную ситуацию;

        -цель и задачи.

Учащиеся осуществляют:

        -личностное присвоение проблемы;

        -вживание в ситуацию;

        -принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. При этом допускается, что значимый проект для одного ребёнка может стать значимым для всего класса.

                     2-й этап – организация деятельности

Учитель организует деятельность – предлагает:        

        -организовать группы;

        -распределить амплуа в группах;

        -спланировать деятельность по решению задач;

        -продумать возможные формы презентации результатов.

Учащиеся осуществляют:

        -разбивку на группы;

        -распределение ролей в группе;

        -планирование работы;

        -выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся  и недостающие ресурсы.

                3-й этап – осуществление деятельности

Учитель не участвует, но:        

        -консультирует учащихся по необходимости;

        -ненавязчиво контролирует;

        -дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

        -репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Учащиеся работают активно и самостоятельно:

        -каждый в соответствии со своими ролями и сообща;

        -консультируются по необходимости;

        -«добывают» недостающие знания;

        -подготавливают презентацию результатов.

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию.

                     4-й этап – презентация результатов и рефлексия

Учитель принимает отчет:        

        -обобщает и резюмирует полученные результаты;

        -подводит итоги обучения;

        -оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

        -акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Учащиеся демонстрируют:

        -понимание проблемы, цели и задач;

        -умение планировать и осуществлять работу;

        -найденный способ решения проблемы;

        -рефлексию деятельности и результата;

        -дают оценку деятельности и ее результативности.

Презентация, выставка, коллаж, сообщение, творческая работа – это конечный продукт проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

Завершающим моментом работы над проектом является рефлексия. Для формирования умения самостоятельной работы учу учеников анализировать свою деятельность с помощью шаблона.

Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят для дальнейшей работы.

К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении, контролируют соблюдение техники безопасности, следят за графиком выполнения работ. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.

В чём достоинства метода проектов?

Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

  1. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
  2. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые  не типовые задачи, выявить деловые качества детей.
  3. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
  4. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  5. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

Современные инновационные технологии в учебном процессе (из опыта работы)

В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в инновационных технологиях, использовать весь арсенал российского педагогического опыта.В своей статье хочу рассказать о тех технология...

Ипользование инновационных и традиционных пед. технологий в начальной школе ( из опыта работы)

Отчет о проделанной работе с детьми 3-его класса за учебный год....

«Использование интерактивных технологий в работе школьного логопеда». / из опыта работы/

Взаимодействие человека с окружающим миром становится всё более сложным. Влияние социально-стрессогенных факторов наиболее ярко проявляется в городах. Переходный период в общественной и экономической ...

"Игровые технологии на уроках математики" из опыта работы.

Хочу поделиться с коллегами своими наработками....