Преемственность в работе школьного и дополнительного образования- залог развития творческих способностей учащихся.
статья по теме

 

   Из опыта работы учителя начальных классов.

                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Преемственность в работе школьного и дополнительного образования- залог развития творческих способностей учащихся.

                                                 Из опыта работы учителя начальных классов

                                                                 БОУСОШ№2 ст. Динской  Краснодарского края

                                                                           Рассол Надежды Дмитриевны

       

Развитием творческих способностей детей на профессиональном уровне занимается целый ряд учреждений дополнительного образования. Перечислять их, я думаю, не имеет смысла, так как все они хорошо известны. Однако и школе в этом отводится значительная роль , что подтверждается современными требованиями ФГОСов. Соблюдая преемственность между этими ветвями образования можно добиться более значимых результатов.

 В своей статье я хочу поделиться некоторыми примерами подобной работы из своего педагогического опыта.

Принимая детей в первом классе , я предлагаю родителям заполнить анкету, в которой среди прочих вопросов есть и вопросы об интересах ребёнка, его способностях, выявленных ранее в семье, в дошкольных учреждениях, о планах родителей по организации деятельности, способствующей дальнейшему развитию этих талантов. Полученные данные я использую в своей работе с детьми. Так, например, на уроках чтения, изучая поэтические  произведения, предлагаю ребятам , обладающим актёрскими способностями подготовить и прочесть   стихотворения авторов из дополнительного материала. Когда мои ученики становятся  старше, то они уже могут работать в творческих группах и разыгрывать  мини- спектакли  по теме урока. Таким образом, дети получают опыт групповой  проектной деятельности. Особенно ученикам нравиться ролевое исполнение сказок.  Хороши для такой работы и басни . Следует , однако помнить, что подобная работа подразумевает серьёзную подготовительную работу . Учителю необходимо планировать подобные проектные уроки заранее и отводить на их подготовку достаточно времени.

Многие ученики класса  посещают различные кружковые занятия, как в школе,  так и за её пределами, а также школу искусств. Я всемерно пытаюсь поддержать интерес ученика к этой работе, используя их наработки в урочной и внеурочной практике.

Так в моём классе  есть группа детей, занимающихся хоровым и фольклорным пением. В беседе с этими детьми я выясняю их репертуар и предлагаю  им показать своё творчество на уроках чтения( при изучении раздела  «Народное творчество»), кубановедения(

« Творчество кубанских композиторов») и т.д.  Музыкальное сопровождение обеспечивают сами «маленькие артисты» , так как преподаватели  дополнительного образования всегда идут им навстречу  и предварительно производят запись музыки на электронные носители. Надо отметить , что ребятам нравиться быть в центре внимания, они чувствуют одобрение одноклассников, что является дополнительной положительной мотивацией для их творческой деятельности. Кроме того и остальные ученики проявляют желание показать свои способности . Это становится возможным благодаря урокам музыки. Солировать желают  почти все учащиеся класса, даже мальчики, хотя  вне школы их интересы никак не связаны с музыкой и пением.

Говоря о развитии творческих способностей детей  нельзя обойти стороной  и изобразительное искусство. Маленькие детишки  очень любят рисовать. Но когда они подрастают, этот интерес  у многих утрачивается. Одной из причин  этого  являет  отсутствие явных способностей . Дети сравнивают свои работы с  работами своих одноклассников  и понимают, что сравнение не в пользу их  произведений. Я задумалась , как поднять самооценку ученика  в данном вопросе, дать ему толчок  к работе над развитием собственных творческих способностей? В результате стала использовать на уроках групповые формы работы .Часть учеников класса посещает кружки ИЗО и обладают достаточными навыками  и умениями в создании изобразительных «шедевров».Создаю творческие группы с  разным уровнем способностей . Назначаю старшего художника. Контролирую деятельность каждого участника творческого процесса. Вся работа  от её идеи до полного воплощения проводится совместно всей  творческой группой.  Ребята –наставники дают своим подшефным советы, показывают как лучше выполнить тот или иной элемент.  Результат совместной работы выставляется на всеобщее обозрение. Они всем нравятся . Обязательно называю авторский коллектив. И те дети, которые ранее стыдились своих работ, теперь с гордостью смотрят на своих одноклассников. Да и детям , которые руководили группами  есть повод  с удвоенной энергией продолжать обучение в учреждениях дополнительного образования. Ведь они на практике почувствовали пользу от этих занятий .  Подобная деятельность позволяет им также  самоутвердиться в детском коллективе.

Для поддержания интереса к дополнительным занятиям ИЗО, прикладным творчеством среди одарённых детей устраиваю их авторские вставки, позволяю вести, после предварительной подготовки, фрагменты уроков ИЗО, технологии, выступать  на этих уроках в роли консультантов. Хочу отметить , что у ребят обучающихся в школе искусств достаточно прочные знания и умения, которые они с удовольствием передают одноклассникам.

Для того чтобы стимулировать интерес детей к получению дополнительного образования по самым разным направлениям устраиваю в классе праздники, утренники , конкурсы, выставки. При их проведении обязательно задействую одарённых ребят с целью демонстрации их успехов, достижений. Подобные мероприятия пробуждают интерес  к творческой деятельности у  остальных  учеников класса и их родителей.

Интересы детей и их творческие способности многогранны. Я самый обычный человек и не обладаю многими из них. Однако, соблюдая преемственность между школьным и дополнительным образованием, я могу работать с учащимися по самым разным направлениям и способствовать развитию у своих учеников творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья – рассуждение о влиянии занятий художественным конструированием в объединениях дополнительного образования на развитие творческих способностей, учащихся младшего школьного возраста...

ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности  школьного учителя. Организация праздников, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспи...

Роль внеклассных мероприятий и системы дополнительного образования в развитии творческих способностей учащихся

Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т.д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления...

"Дополнительное образование - приоритетное образование в развитии творческих способностей ребёнка"

Дополнительное образование детей предназначено для осуществления образовательной деятельности, т.е. для реализации образовательных программ, имеющих образовательные цели и рассчитанных на то, что их о...