Самообразование "Гиперактивный ребенок"
методическая разработка (2 класс) на тему

 

"Преодоление гиперактивности"

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_giperaktivnosti.docx71.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Преодоление гиперактивности»

Гиперкинетический синдром не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания. Само по себе название не раскрывает вполне смысла данного явления. Этот синдром в детском возрасте проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в межличностных отношениях, имеющими значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих, в первую очередь для учителей и одноклассников.

Согласно Международной классификации болезней в редакции 1992 года понятие «гиперкинетические нарушения»трактуется как отклонение в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

  1. Ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни)
  2. Сочетание чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности
  3. Недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий
  4. Тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца
  5. Хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений: трудности при овладении письмом, рисованием, вообще – с ведением тетрадей).

Как будто подгоняемые неведомой силой, такие дети непрерывно вертятся, раскачиваются, прыгают, скатываются откуда-нибудь, кувыркаются. Гиперактивные дети могут довести своих родителей и учителей до отчаяния, но самим тоже жить нелегко. Беспомощность перед лицом внутреннего беспокойства один мальчик описал так: «Я хотел бы спокойно сидеть, быть послушным и учиться, но в моей голове сидит чертенок, который все переворачивает вверх дном. И я ничего не могу поделать с этим чертенком».

Часто такие дети мучимы чувством вины перед взрослыми, расположение которых они очень хотели бы завоевать своим дисциплинированным поведением. И так как у них это не получается, они сникают, теряют доверие к самим себе, что еще более усугубляет их нервозность.

Гиперактивные дети любят такие виды движения, как бег, раскачивание, вращение вокруг своей оси.

На эти элементарные проявления активности отвечают возбуждением определенные участки головного мозга. Многие современные исследователи придерживаются мнения, что гипеактивность, собственно говоря, представляет собой отчаянную попытку взбодрить хронически пассивную нервную систему. По их мнению, это объясняет кратковременное умиротворяющее действие такого стимулятора как кофе, или фармакологических психостимуляторов типа риталин.

Если же маленькие сорванцы –  на 90% это мальчики – застревают на фазе гиперактивности, то они лишены возможности приобретать важные навыки: они не могут сосредоточиться на слушании или на внимательном восприятии зрительной информации. Они явно не ловки в воспроизведении мелких и тонких движений. Они поглощают зрительную, слуховую и тактильную информацию, чтобы утолить свой сенсорный голод, не умеряя при этом своей двигательной активности.

Ребенку с нарушением внимания и гиперактивностью желательно оставаться в обычной школьной среде. Ведь он хочет успевать так же хорошо, как и другие дети. При легком или среднем нарушении он, как правило, способен к этому, надо только, чтобы окружение приняло его. Это, конечно, не относиться к случаям тяжелых нарушений, сопровождаемых существенным расстройством социального поведения или хронической тяжелой неуспеваемостью по ряду предметов.

Первичная диагностика гиперактивности.

В качестве первичной диагностической ориентировнки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Д.Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как родители, так и преподаватели при условии, что этому предшествует четырехнедельный период наблюдений.

Если сумма набирается более 15 очков, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперкинетического синдрома.

Анкета для определения гиперактивности

Ф.И.О_______________________________________

Возраст______________________________________

Дата________________________________________

Степень проявления признака:

Оценка 0 – отсутствует

Оценка 1 – низкая

Оценка 2 – довольно высокая

Оценка 3 – очень высокая

Наблюдаемые признаки

Степень проявления признака

(оценка от 0 до 3)

  1. Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)

  1. Раздражительность, импульсивность

  1. Вмешательсто в занятия других детей

  1. Частая и быстрая переключаемость внимания

  1. Постоянное ерзанье на месте

  1. Невнимательность, отвлекаемость

  1. Нетерпеливость и быстрое разочарование

  1. Плаксивость

  1. Быстрая и резкая мена настроения

  1. Склонность к проявления ярости, взрывное, непредсказуемое поведение

ОБЩАЯ СУММА

Гиперактивный ребенок на уроке.

Работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразно по возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведение ребенка.

Рекомендации:

  1. Строго, но доброжелательно руководить ребенком. Проявлять необходимую последовательность в проведении определенной педагогической линии. В то же время быть готовым к снисходительности там, где это возможно. Если ребенок чувствует, что к нему относятся хорошо, знают о его трудностях и хотят помочь, то он преодолеет многие безрадостные для скбя ситуации.
  2. Проявлять постоянное внимание к ребенку и хвалить его. Эксперименты доказывают, что все дети при похвалах улучшают свои показатели, а при отсутствии похвалы их результаты ухудшаются. Гиперактивный ребенок к похвале особенно чувствителен и нуждается в постоянном поощрении. Например, каждые 15-20 минут, если он хорошо себя ведет, прилежно выполняет задание, можно выдавать ему жетоны. В конце учебного дня жетоны можно посчитать, похвалить ребенка, если он этого заслуживает. Обязательно похвалить его в присутствии родителей.
  3. Исключить лишние раздражители. Если посадить ребенка как можно ближе к учителю, рядом со спокойным одноклассником и следить за тем, чтобы в данный момент на его парте было только самое необходимое, то он лучше будет справляться с работой. Если он при этом сотрет за целый день ластик или израсходует целый карандаш, участвуя в занятиях, то порицать его за это не следует.
  4. Использовать прямой телесный и зрительный контакт. Учитель, который во время урока часто поглядывает на ученика или проходя мимо, останавливается около него, кладя ему руку на плечо, оказывает ему тем самым поддержку и помогает добиваться лучших результатов.
  5. Разбивать задания на короткие этапы, структурируя учебный процесс. При выполнении коротких заданий, не требующих длительного умственного напряжения, ребенок сможет лучше показать, на что он способен. Учителю также необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими ( не более 10 слов),
  6. Снижать боязнь ребенка не справиться с заданием, как можно чаще приходя ему на помощь.
  7. Разрешать двигаться ребенку, например: стирать с доски, раздавать одноклассникам тетради.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Необходимые правила поведения.

Определенные правила поведения близких взрослых, используемые в совместной с детьми деятельности, особенно значимы, поскольку помогают снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг другу, почувствовать желания и потребности друг друга -  одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»
  3. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывания в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах, оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие
  9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры
  12. Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Контролируйте себя и обстановку в семье.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категорических слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»- лучше попробуйте переключить внимание ребенка, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при «выключенных эмоциях».Чем более спокойным будет в общении с ребенком его родитель, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в состоянии регулируемой работоспособности.

Важно уметь пользоваться приемом «удаления с поля деятельности». Дело в том, что дети любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что легко поддаться искушению ввязаться с ними морализующее словопрения. Чтобы сбить накал возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или ребенка за дверь.

После того как родитель успокоился и убедился, что и с ребенком произошло то же, следует сразу продолжать начатое дело, не предаваясь нравоучениям. Пока нет ребенка, полезно сделать несколько движений для успокоения.

Родителям важно усвоить правило: при непослушании ребенка нельзя читать ему мораль или делать наставления. Вместо этого можно показать ему, что его недовольство ему понятно, но выполнить требования взрослого все же придется. Очень важно так же не цепляться к каждой мелочи и не пытаться тут же воспитывать. Лучше придерживать такого правила: «Все видеть, но воспитывать только на важном».

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

Если возможно постарайтесь выделить комнату для ребенка или ее часть для занятий, игр (то есть его собственную территорию). В оформлении избегать ярких, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее не отвлекало.

  1. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составляйте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  2. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Установление и соблюдение режима дня помогают выработке навыков регулирования поведения: ребенок нуждается в спокойной обстановке без лишних внешних раздражителей: следует позаботиться о том, чтобы никто без надобности не приходил в дом и не звонил во входную дверь, чтобы никто не звонил ребенку по телефону, когда он занят делом, чтобы на письменном столе ничего не было лишнего. А так же четкое  определения времени, отведенного для выполнения того или иного задания. Идет на пользу также выполнение «рутинных» повседневных действий, соблюдение ритуалов и следование установившемся в семье обычаям. Дети привязываются к заведенному порядку и в дальнейшем стремятся его выполнять.

Эмоциональный контакт с матерью

Родителям нужно набраться терпения и научиться активно взаимодействовать с ребенком, сблизиться эмоционально.

Использование эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Характерно, что и как гиперактивные дети передают в рисунке своей семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и себя, они прежде всего рисуют предметы, дома, деревья, облака, траву, лишь постепенно переходя к людям. А изобразив членов семьи: папу, маму, тетю, бабушку, очень часто «забывают» найти в этом кругу людей место для себя. На вопрос психолога: «Почему же тебя нет на рисунке?» — ребенок обычно отвечает: «А я на кухне», «А я в детском саду», «А я на улице». То есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявляется отдаленность и отдаленность от них, и прежде всего от матери.

И действительно, услышав предложение психолога сесть рядом с ребенком, некоторые мамы удивляются: «Как это рядом? Мы так никогда не сидим!» Другими словами, они всегда «над» ребенком, «напротив» — в положении судьи и контролера. А вот рядом, вместе, чтобы было тепло и удобно обоим, — это трудно и непривычно.

Итак, роль семьи, и прежде всего эмоциональной связи ребенка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром чрез вычайно высока. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения.

Итак, мамы гиперактивных детей очень часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя таким образом на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха.

Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с близким взрослым еще некоторыми особенностями. Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.

Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация, когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных, чем позитивных, воз действий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянно указывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным.

В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из- за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.

Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности — значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей:

  1. с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
  2. с другой — постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.

Играйте с ребенком

Совершенно незаменима для гиперактивного ребенка самая важная для детей деятельность — игра. Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

Каким должно быть содержание этих игр?

Прежде всего это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.

Например, можно использовать игру «Расскажи стихи руками», когда мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными Движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения или игры на согласованность совместных движений типа «Пилка дров», «Насос», «Кузница».

Можно использовать игровые упражнения типа «Попробуй показать, попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение различных предметов и действий с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).

Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения. Очень полезно также совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

Поскольку для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, важно проводить с ними простые игры на развитие данных функций, например «Лабиринт», «Что изменилось», «Чем похожи, чем непохожи», «Найди лишнее» и др.

Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель подойдут игры типа «Успевай-ка». Содержание игры сводиться к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «Стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «Стоп» говорит! только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры «Не подражай», «Да» и «нет» не говорите», «Пол, нос, потолок», в которых предусмотрены правила ограничения некоторые действий ребенка.

Но есть и светлые стороны...

Принять гиперактивного ребенка таким, каков он есть, поможет ориентация на его положительные качества. Эти дети часто бывают милы и обаятельны, они веселы и оптимистичны. У них есть чувство юмора. Они могут быть очень предупредительны, охотно помогают нуждающемуся в помощи, заботливы и отзывчивы.

У многих детей прекрасное чувство ориентации и молниеносная реакция на ситуацию при хорошем обзоре происходящего вокруг. Как правило, они смышлены, любознательны, креативны, нередко обладают хорошей фантазией, расторопны и азартны, охотно выполняют физическую работу. Они не Злопамятны и не застревают на обидах. У многих из них отмечаются ярко выраженная любовь к животным и большой интерес к природе.

Находите время для собственного отдыха

В семье должны понимать, что матери, постоянно занятой ребенком, бывает необходимо расслабиться, пусть даже на 10 минут. Родители могут договариваться между собой и давать передышку друг другу на полдня, на выходной день. Это может быть и короткий отпуск.

Рекомендуется пользоваться и услугами третьих, нейтральных лиц, например, при выполнении домашних заданий. Это необязательно должен быть профессиональный педагог, важно, что между этим человеком и ребенком устанавливается необходимая дистанция, которую родители порой утрачивают.

На родителей сыплется бесконечное множество упреков и советов со стороны. Они должны иметь возможность выбирать из числа профессионалов того, кто мог бы участвовать в организации их взаимоотношений с ребенком. Может быть полезным совет остаться с ребенком один на один, чтобы в тихой обстановке получше присмотреться к его хорошим проявлениям. Знание этой стороны его личности поможет решению сложных вопросов воспитания.

Очень может помочь родителям посещение родительских общественных организаций, где можно получить поддержку от единомышленников и товарищей по несчастью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

Игровые минутки на уроке

Психологи советуют учителям начальных классов на уроках обязательно проводить физкультминутку. Такой небольшой перерыв в занятиях будет полезен всем детям: после него они смогут вновь активизировать свое внимание и продуктивно решать задачки или выполнять упражнения по письму.

Для импульсивных, эмоциональных, гиперактивных детей такие отвлечения от основных занятий необходимы как воздух. Без движений у них возникают мышечные зажимы и непроизвольные, навязчивые движения. Это иногда даже приводит к психосоматическим проблемам у ребенка, к «уходу в болезнь».

Поэтому потребность в движении младших школьников лучше реализовывать организованно. Психолог комплекса «Детский сад — школа «Рош-образование» (г. Москва) Марина Панфилова советует проводить такие физкультминутки в игровой форме. Пусть это будет игра — подвижная или спокойная, с определенными правилами, с творческими телесными самовыражениями.

Такой «игровой минуткой» можно начать урок, если дети перевозбудились на перемене или пришли с урока физкультуры. И конечно, в данной ситуации она должна быть спокойной. Если идет урок с повышенной интеллектуальной нагрузкой (например, кон трольная работа), то можно выбрать комбинированный вариант (подвижная и спокойная игра) в середине урока или при возникновении первых признаков усталости у детей.

Предлагаем несколько таких коллективных игр. Школьники встают, выходят из-за парт, и начинаются «превращения»...

Гусли-самогуды

Педагог читает текст, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения.

Учитель выбирает ученика для показа движений, а другие ученики будут все за ним повторять.

В сказочном дворце

На высоком крыльце

Звучит громко указ-

Добрым молодцам указ:

«Кто сумеет танцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять».

Гусли-гусл и-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Вот и музыка звучит,

А народ все ждет, стоит.

Ой, пустились плечи в пляс,

Веселей, еще хоть раз.

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затихать,

Тише музыка играть...

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься,

Пятки, пальцы и колени

Заплясали, как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох, покрутись,

Лежебока, эй, проснись!

Вновь поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче!

Стали плечи затихать,

Затихать и засыпать...

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними.

Губы вытянулись в трубку.

Потанцуй еще минутку.

Вновь народ стоит и ждет,

Что нам музыка споет?

Эй, помощник, выходи,

Общий танец закажи!

Деревья в лесу

Звучит музыка.

Учитель. А теперь — игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом. В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

Дотронься своими пальцами до спины впередистоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.

Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Помощники

Учитель. А сейчас поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке по хозяйству. Приготовились!

Бабушка постирала белье, а отжать его не может. Помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем управились!

Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпай землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!

Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно... Ух, noлучилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!

А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора продолжать урок!

Игры для отдыха

Педагоги-психологи психологического центра «Доверие» (г. Санкт- Петербург) Галина Монина и Елена Лютова разработали цикл занятий  для педагогов (см. статью «Работа с «особым» ребенком». «Школьный психолог», № 4/2000). В этом цикле есть и занятия на тему «Работа с гиперактивными детьми».

При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только ' после этого переходить к коллективным играм.

Давайте поздороваемся

Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Дети хаотично двигаются по комнате и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) здороваются со всеми, кто встречается на их  пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  1. один хлопок — здороваемся за руку;
  2. два хлопка — здороваемся плечиками;
  3. три хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет; на разговоры.

Запрещенное движение

Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.

Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

Ласковые лапки

Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый кладет на стол 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

Кричалки — шепталки — молчалки

Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.

Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Гвалт

Игра направлена на развитие внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.

Желательно, чтобы до прихода водящего каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Менялки

Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого... (светлые волосы, часы и т.д.)». Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Веселая игра с колокольчиком

Развивает слуховое восприятие.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Если желающих нет, то роль водящего отводится учителю. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Учимся расслабляться

Непоседливые, неугомонные, не умеющие ни на чем сосредоточиться ученики — одна из самых больших проблем для учителя начальной школы. Конечно, при этом страдают и сами дети, и их родители, которые изо всех сил стремятся помочь своему ребенку.

Релаксационных упражнений (упражнения на расслабление), которые учитель может применять на уроках во время физкультминуток или переменах для того, чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность.

Упражнение «Поза покоя»

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Упражнение «Кулачки»

Исходное положение — сидя на полу.

Учитель. Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук поте плели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза!

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем

(легко поднять и уронить расслабленную кисть).

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.

Упражнение «Олени»

Учитель. Представьте себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки.

Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени,

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

Упражнение «Загораем»

Учитель. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем

(ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

Упражнение «Штанга»

Исходное положение — стоя.

Учитель. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Упражнение «Кораблик»

Учитель. Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени...

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело...

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а)        У ч и т е л ь. Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую | сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена

И расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б)        У ч и т е л ь. Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

 И расслаблена.

в)        У ч и т е л ь. Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Упражнение «Раскачивающееся дерево»

Исходное положение — стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловище, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3—5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

Упражнение «Море»

Исходное положение — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с учителем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями.

Учитель. На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок — рисует в воздухе большую волну).

По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выпол няют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).

Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Упражнение «Парусник»

Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

Учитель. Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парусник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой).

Усложнение — ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.

Упражнение «Росток»

Исходное положение — дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

Учитель. Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям нарезывается часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

  1. «один» — медленно выпрямляются ноги;
  2. «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
  3. «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам)’,
  4. «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
  5. «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10—20 стадий.

Снятие усталости

Вы, наверное, немало слышали об упражнениях, приводящих к нервно-мышечной релаксации.

Подобные упражнения чрезвычайно полезны для снятия острого утомления, помогают избежать вредных последствий такого утомления. Можно сказать, что в целом такие упражнения служат для профилактики хронического утомления школьников, нервно-психических срывов, предотвращают развитие некоторых болезней.

Этот способ нормализации состояния представляет собой комплекс простых упражнений для снятия мышечного напряжения в различных участках тела.

Особенностью упражнений является контрастное чередование сильного сокращения с последующим полным расслаблением определенной мышечной группы.

Попробуйте сильно сжать руки в кулаки и затем быстро сбросить напряжение. Кисти рук при этом расправляются, размякают, по ним ощутимо распространяется волна тепла и приятной тяжести. Все перечисленные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно даже незаметного напряжения мышечных групп кисти, усиления кровенаполнения сосудов данной области и, как следствие, усиления протекания обменных и восстановительных процессов.

Последовательно выполняя подобного рода упражнения для мышц ног, живота, грудной клетки, рук, спины, плеч, шеи, лица, можно достаточно быстро (за 15—20 мин) добиться полного расслабления всего тела.

Это помогает снять неприятные эмоциональные переживания, «привести в порядок» мысли и чувства, улучшить настроение.

Следует помнить, что мышечное напряжение не тождественно мышечной боли и другим неприятным ощущениям — непроизвольной дрожи, подергиваниям и т.п. При возникновении у детей подобных ощущений нужно снизить степень произвольного сокра щения мышц или просто отказаться от выполнения упражнения.

Релаксационным упражнениям в специальной модификации можно научить и младших школьников. Можно выполнять эти упражнения в перерывах между уроками или после них. Дети смогут восстановить силы и работоспособность. Особенно полезны такие упражнения для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания.

Упражнения (тренинг) представлены в игровой форме.

Релаксационный тренинг можно проводить во время индивидуальной и групповой психологической работы, в спортзалах или в обычном классе. Как только дети научатся расслабляться, они смогут это делать и самостоятельно (без учителя), что повысит в целом их самоконтроль. Успешное овладение техниками релаксации (как и любой успех) может повысить и их самооценку.

Когда дети достаточно хорошо освоят упражнения релаксационного тренинга, учитель может объяснить учащимся, что приведенный комплекс упражнений полезно выполнять вечером, перед сном.

Если к релаксационным упражнениям прибегают в перерывах между занятиями, то необходимо обеспечить быстрое возвращение учащихся в активное состояние. Для этого выполняют специальные активизирующие упражнения на «выходе» из состояния релакса ции: энергичные вдохи и выдохи, на фоне которых по счету от 1 до 10 слегка напрягаются основные участки тела.

После окончания комплекса полезно выполнить несколько доступных гимнастических упражнений.

Выход из состояния релаксации сопровождается приятной негромкой музыкой.

После выполнения всех упражнений ведущий предлагает детям сделать паузу продолжительностью 1—2 мин, чтобы прочувствовать полное расслабление всех мышц лица и туловища.

Для обучения детей расслаблению различных групп мышц необязательно, чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы. Необходимо использовать детскую фантазию: включать в инструкции определенные образы так, чтобы, воспроизводя их, дети автоматически включали в работу определенные мышцы. Использование фанта зийных образов помогает также привлечь и удержать интерес детей.

Рекомендуется работать не больше 15 минут на один сеанс, а во время его тренировать не более трех групп мышц. На первых сеансах дети изучают новые упражнения. 2—3 коротких сеанса в неделю помогут закрепить это новое умение. Помимо теоретических соображений, очень сложно для некоторых детей держать глаза закрытыми более 15 минут. В дальнейших сеансах новое умение закрепляется и идет подготовка для работы с другими мышцами. Обычно в течение недели каждый день 10—15 минут посвящено расслаблению, в оставшееся время занимаются чем-либо другим.

Необходимо отметить, что многие инструкции надо повторять гораздо больше раз, чем указано в сценарии (эти повторения были намеренно сокращены). Каждый ребенок или группа детей уникальны. При выборе продолжительности сеанса и темпа выполнения упражнения важно учитывать индивидуальность детей и своеобразие ситуации. И еще одно важное предупреждение: дети глубже, чем взрослые, входят в такие состояния, и их выбивает из колеи резкий обрыв сеанса. Подготовка детей к выходу из расслабленного состояния не менее важна, чем правильное введение в него.

Вступление

Сегодня мы собираемся заняться некоторыми упражнениями, которые называются упражнениями на расслабление. Они помогут вам научиться расслабляться, когда вы чувствуете скованность, и помогут вам избавиться от многих неприятных ощущений в теле. Эти упражнения довольно короткие и простые — вы можете выполнять их незаметно для окружающих, например в классе.

Но есть некоторые правила, которые вы должны соблюдать, чтобы эти упражнения принесли пользу. Во-первых, вы должны делать именно то, что я говорю, даже если вам это кажется неправильным. Во-вторых, вы должны это делать очень старательно, прикладывая все силы. В-третьих, вы должны прислушаться к ощущениям своего тела. В течение всего времени, как мы будем делать упражнения, обращайте внимание на то, как чувствуют себя ваши мышцы, когда они напряжены и когда расслаблены. И, наконец, в-четвертых, вы должны практиковаться. Чем больше вы будете повторять эти упражнения, тем лучше вы научитесь расслабляться.

Хорошо, для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают. Прекрасно. Закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои силы, прислушиваться к своему телу. Итак, начнем.

Руки

Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон, о сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый.

Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, ваши рука и ладонь чувствуют себя лучше, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

Руки и плечи

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. А теперь давайте потянемся, как настоящие котики. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растет. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно,| тепло и лениво, как котятки.

Плечи и шея

А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, на солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову в панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову в панцирь. Но наконец опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала, и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность.

Втяните голову, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть голову. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Челюсти

А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно ее жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь ее прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать ее зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. Но давайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь ее прожевать. Сильнее сжимайте ее, так, чтобы она выдавливалась сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте ваш рот, пусть челюсти отдохнут.

Лицо

А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать ее без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, соберите столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что, когда вы крутили носом, и щеки, и рот, и даже глаза помогали вам и тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось все лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хоро шенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Еще сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!

Живот

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас он наступит на ваш живот. Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять слоненок свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен! Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот слоненок уже заносит над вами ногу, сейчас наступит!.. Фу-у, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно

А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким и напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно.

Ноги

А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Все сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло! Все, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах легкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.

Заключение

Оставайтесь расслабленными. Пусть все тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза, и это будет конец сеанса. В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необходимо чуть-чуть напрягаться, прежде чем расслабиться, — мы с вами только что так поступали в упражнениях. Кстати, попытайтесь повторить эти упражнения самостоятельно, при этом учитесь все больше и больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда вы уже легли в постель, свет уже потушен и вас никто не собирается больше беспокоить. Кстати, это поможет вам быстрее уснуть. А потом, когда вы научитесь как следует расслабляться, вы можете это практиковать и в других местах, даже в школе. Вспомните, например, слоненка, или жвачку, или илистую лужу — эти упражнения можно выполнять так, что никто и не заметит.

...Сегодня выдался хороший день, и вы, отдохнувшие и расслабленные, можете вернуться к обычным делам. Вы сейчас поработали очень усердно, вы молодцы. А теперь медленно, очень медленно открывайте глаза, слегка напрягите ваши мускулы. Прекрасно. Теперь вы в совершенстве можете овладеть этими упражнениями.

Литература

Брязгунов И.П., Kacamwcoea Е.В. Непоседливый ребенок. — М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Альтхерр и др.; Под ред. М. Пассольта. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. — М.: НИИ семьи, 1997.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М.: Сфера, 2002.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. — СПб.: Иматон, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

Родительское собрание «Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия».

Данный материал поможет учителю напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребёнка от насилия....

Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать."

              Билет в первый класс или Как готовить ребенка к школе. "Прежде чем учить ребенка читать - научите его думать." На носу перв...

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Здоровый ребенок-легко обучаемый ребенок.

Родительское собрание с участием медицинского работника....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...