программы по предметам для 3 класса обучающихся, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития
методическая разработка (3 класс) по теме

Бевзюк Елена Борисовна

 

Данные программы составлены с учётом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта работы с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития в дошкольных образовательных учреждениях, также с использованием программно-методических материалов И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Г.В.Луговой «Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями»,  Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»,а также собственного многолетнего опыта работы с данной категорией детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_3_klass__.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

государственное управление образования Псковской области

государственное бюджетное образовательное учреждение Псковской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №9 VIII вида»

г. Великие Луки


Принято                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                          директор школы

Протокол № 1 от                                                         _________Т.В.Самарина                                                                                

«29» августа  2012 года                                «____» _________20___ года        

 Программы

3 класс

для детей со сложным дефектом по предметам:

Устная речь

Чтение

Письмо

Счёт

Живой мир

Гигиена и самообслуживание

Музыка. Пение, танцы (комплексно)

Лепка, аппликация, ручное творчество

Игра, игрокоррекция

Составитель:

Коломейчук Елена Борисовна

Программы

3 класс

( для детей со сложным дефектом)

Пояснительная записка

Данные программы составлены с учётом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта работы с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития в дошкольных образовательных учреждениях, также с использованием программно-методических материалов И.М. Бгажноковой «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Г.В.Луговой «Формирование навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями»,  Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»,а также собственного многолетнего опыта работы с данной категорией детей.

Основная цель работы с детьми со сложными дефектами – улучшение качества их,  формирование элементарных навыков, социализация.

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными дефектами  предполагается построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы он был направлен на развитие личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Основные методы работы, применяемые на уроках: беседы, экскурсии, игры, практические задания, просмотр презентаций, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей. Все занятия должны проходить в игровой форме.

Обучение детей со сложными дефектами должно нести практическую направленность, быть связаны с жизнью. При изучении предметов широко используются межпредметные связи.

                        Краткая характеристика обучающихся

  1. Контингент: дети с умеренной умственной отсталостью, имеющие сложный дефект развития (тяжёлые  нарушения речевой, эмоциноально-волевой, сенсорной, двигательной сферы)
  2. Возраст: 8 лет
  3. Уровень готовности к усвоению программы:

IQ: 35-49, несформированность познавательных процессов

Ожидаемый результат

  1. Социокультурное развитие каждого ребёнка
  2. Сформированность социально-бытовых и трудовых умений
  3. Сформированность практических знаний об окружающем природном и социальном мире, обеспечивающих жизнедеятельность и самостоятельное функционирование ребёнка в микро и макросреде.

УСТНАЯ РЕЧЬ

3 год обучения

3 часа в неделю

Пояснительная записка

В связи с тем, что коммуникативные функции устной речи имеют первостепенную роль в  обучении детей, имеющих сложные и множественные нарушения развития, занятия по предмету «Устная речь», прежде всего, должны быть направлены на развитие коммуникативных навыков. Основное, чему должны научиться дети с ООП -  адекватному эмоциональному и речевому общению, умению использовать речевые и неречевые конструкции в реальной жизни.

Целью занятий во втором классе является: пополнение активного и пассивного словаря детей, формирование умения по возможности словесно, а также используя способы альтернативной коммуникации, оформлять свои желания и действия, уметь высказываться о себе и об окружающих предметах и явлениях.

В процессе занятий формируется умение обращаться друг к другу по имени и использовать в речи доступные этические выражения (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

На занятиях следует применять различные методы и приёмы, использовать яркий наглядный материал, игры на развитие звукопроизношения, произвольного внимания, памяти.

               Программный материал включает в себя:

повторение материала 2  класса. Логопедические занятия.

Понимание наименований предметов и явлений окружающей среды.

Накопление глагольного словаря и включение его в активную речь. Использование в речи слов (жестов) для выражения своих просьб.

 Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания в связи с наблюдениями, экскурсиями.

Составление по картинкам распространённого предложения из 3-х слов («Таня пьёт молоко»).

Умение строить предложения с  предлогами В и ОКОЛО.

Умение внимательно слушать прозаический текст в устном изложении взрослого или аудиозаписи, выстраивать картинки по сюжету текста, отвечать на вопросы простой фразой.

Заучивание четверостиший для физкультминуток.

                    Примерное содержание программного материала

- фрукты, овощи (цвет, форма, вкус, запах). Обобщение понятий.

- животные (дикие и домашние, внешний вид-узнавание, называние), построение распространённого предложения.

- посуда (название, форма, назначение).

- мебель (наименование, назначение).

- одежда (наименование, назначение, для мальчика, для девочки, сезонная).

- обувь (наименование, назначение, для мальчика, для девочки, сезонная).

- сезоны (название, приметы, построение распространённого предложения,  разучивание четверостиший).

- просмотр презентаций по теме.

Приблизительные результаты для учителя:

-обращение с просьбой (без вербальной подсказки);

-обобщать названия трёх различных видов для 20 предметов;

-дополнять фразы любого вида (до 10-ти);

-озвучивание фраз с ответствующей интонацией;

-умение правильно выбрать соответствующий объект из комплекта для 25 картинок (на столе по 4);

-правильное, последовательное выкладывание сюжетных картинок по тексту, озвученному учителем или прослушанной аудиозаписи.

ЧТЕНИЕ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Обучение чтению в данном классе ведётся по индивидуальным программам как на основе аналитико - синтетического метода, так и с использованием метода глобального  чтения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики. Программа по чтению поострена на основе программно – методических материалов под редакцией И. М. Бгажноковой. Обучение глобальному чтению  ведётся по программе Г. В. Луговой.

Дети данного класса осваивают первую ступень.

Примерное содержание программного материала

- изучение звуков и букв ИМСХШР (соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове)

- формирование зрительных эталонов букв

- запоминание целостных образов слов

- печатание изученных букв

- соотнесение слов (найди такое же)

-соотнесение слов с картинкой

-подбор картинки к слову.

Приблизительные результаты для учителя:

обучающиеся

- узнают изучаемые буквы, находят их среди других знаков;

-обводят буквы по трафарету;

-находят изучаемые слова среди других слов (не более 4-х);

-подбирают слово к картинке;

-подбирают картинку к слову;

-выкладывают предложение по картинке;

-находят изучаемый слог;

-составляют слова из изученных слогов.

                                                     

ПИСЬМО

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Овладение грамотой является одной из задач обучения детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети получают лишь элементарные основы грамоты.

Обучение носит практическую направленность, не требуя от учащихся соблюдения чётких правил. Конечная цель обучения грамоте данной категории детей заключается в том,  чтобы научить их по возможности самостоятельно писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т.п.

Дети обучаются  рукописному и/или печатному образам букв, что происходит не параллельно. Это позволяет исключить ряд трудностей, связанных с одновременным усвоением нескольких образов одной буквы. Некоторые дети остаются на уровне освоения только печатного образа.

Каждая тема повторяется несколько раз, с целью поэтапного усложнения и многократного повторения изучаемого материала. В зависимости от особенностей детей темп прохождения материала может увеличиваться или замедляться.

В ходе обучения письму осуществляются межпредметные связи (лепка, рисование, конструирование)

Обучение проводится в игровой форме, не зависимо от возраста детей.

                    Примерное содержание программного материала:

- упражнения на развитие мелкой моторики рук, на усиление нажима (выкалывание, использование коробочки с отверстием для проталкивания шариков, дырокола, перфораторов)

- обводка по файловому трафарету, простому трафарету и  по шаблону (букв, слогов, слов)

- обводка по контуру, закрашивание внутри контура, рисование линий по образцу (с помощью учителя) на нелинованной бумаге и доске;

- печатание (письмо) изученных букв (слогов, слов), исходя из ИПО каждого ребёнка

-знакомство с клавиатурой компьютера.

Приблизительные результаты для учителя:

-самостоятельно удерживать ручку, маркер, мел, карандаш;

- при неполной поддержке руки обводить линии, буквы, слоги, слова;

-самостоятельное проведение линий по образцу на доске и нелинованной бумаге;

-нахождение изучаемой буквы на компьютерной клавиатуре;

-набор слогов на клавиатуре с помощью учителя.

СЧЁТ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

У детей со сложными нарушениями развития крайне сложно формируются понятия числа, они с трудом овладевают конкретным сётом. Формирование представления о форме, величине, количестве, пространстве и времени происходит очень медленно. У детей с выраженным недоразвитием интеллекта не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счёт.

Обучение счёту и конструированию проводится только на практической, наглядной основе.

                 

              Примерное содержание программного материала

- повторение материала 2 класса

- множества (много, мало, пусто)

- сопоставление множеств

- представления о форме (плоскостные фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник)

- число и цифры 2, 3

-последовательность чисел в числовом ряду

- величина (сравнение по величине)

- геометрический материал (прямая и кривая линии, )

- вес (легче, тяжелее)

- длина(длиннее, короче)

- ориентация в пространстве

- ориентация на плоскости

-временные представления (утро-вечер)

-подбор парами чисел 1-10 (н-р: 4 к 4-м, 2 к 2-м…)

-чередование цвета или величины предмета при выкладывании ряда 1/1 и 2/1

Приблизительные результаты для учителя:

-узнавание и нахождение изучаемых чисел среди других знаков;

-сопоставление цифры с количеством;

- счёт от 1 до 3 после вербальной подсказки «Считай: 1,2..», «Посчитай до трёх»;

-различение и показ 1, 2 и 3 объектов («Покажи, где две лодки» и т.д.);

-подбор парами числа от1 до 10 без называния;

-распознавание на слух числа 1 2 3в ряду цифр 1-10;

-различение количества между1-3-мя объектами («Та можешь найти  три цветка?»);

-узнавать на слух количество предметов после вербальной подсказки: «Сколько?»;

-уметь выбрать из набора(5-7) заданное количество предметов от1до3 («Дай мне 2 карандаша, а теперь дай 3 машинки»);

-производить действие заданное количество раз без подсказки («Хлопни 3 раза», «Стукни 2 раза»);

-называние (показ) предметов разных по величине («Какая ленточка короче?», «Покажи, какой дом выше этого»);

-показ объектов, находящихся около…, впереди, сзади, справа, слева, под.., на…;

-умение находить верх, низ, середину листа;

-умение находить начало строки в тетради;

-называть(по возможности) свой возраст;

-правильно распознавать и называть (показывать) утреннее и вечернее время;

-называть следующее число (отвечать на задание «Какое число следующее?»).

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

             Целью обучения на данном курсе является систематизация и расширение знаний детей о предметах и явлениях окружающей среды.

            На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

            Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:

1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения

2.Ознакомление с природой.

Темы подчинены принципу сезонности.

           Основные методы и формы обучения включают в себя систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии, практические работы и опыты, демонстрацию видеофильмов.

                         Примерное содержание программного материала:

- повторение материала 2 класса

- растения (деревья: ель, рябина. Овощи, фрукты. Грибы. Ягоды.)

- сезонные изменения(календарь погоды)

- птицы (домашние и дикие)

- дикие животные и их детёныши (лось, кабан, ёж, медведь, волк, лиса, заяц,)

- домашние животные и их детёныши (корова, коза, овца, свинья, лошадь, кошка, собака)

- явления неживой природы (камни, песок)

- насекомые (стрекоза, бабочка)

- экскурсии

Приблизительные результаты для учителя:

-узнавать натуральные объекты и их изображения на картинках;

-различать солнечную и пасмурную погоду, выбирать соответствующую пиктограмму;

-узнавать на картинке зверей, птиц и насекомых;

-называть место, где живёт зверь (дома – в лесу), подбирать пиктограмму «дом»-«лес» к картинке с животным;

-подбирать детенышу маму(кошке-котёнка, медведице – медвежонка, курице-цыплёнка и т.п.);

-наблюдать изменения в природе и погоде, называть приметы сезонов. 

ГИГИЕНА И САМООБСЛУЖИВАНИЕ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

                 Специальные коррекционные занятия по гигиене и самообслуживанию направлены на формирование у обучающихся навыков самообслуживания и гигиенических навыков, их отработку с целью самостоятельного применения в жизни, на повышение уровня общего развития детей.  Формирование данных навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию и обучению.  

               Процесс обучения на данном курсе должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей детей и быть  направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

                         Примерное содержание программного материала

- обращение с одеждой

- уход за обувью

- уборка помещения

- приготовление бутербродов

- сервировка стола

- уход за комнатными растениями.

Приблизительные результаты для учителя:

- уметь выворачивать одежду с изнаночной стороны;

-вешать на вешалку-плечики рубашку и халат;

-складывать спортивную форму (футболку и брюки) в мешок для формы;

-замечать грязь на уличной обуви и чистить обувь специальной щёткой;

-мыть резиновые сапоги, заполнять их газетной бумагой для просушки;

-замечать загрязнённость ковра, пола, паласа;

-по просьбе учителя приносить необходимый уборочный инвентарь;

-находить заданный столовый прибор;

-выбирать продукты для приготовления бутерброда;

-приготовлять бутерброд из подготовленных продуктов (нарезанный хлеб, колбаса, сыр);

-уметь сервировать стол к чаю(скатерть; чашки, блюдца, чайные ложки –по количеству человек; сахарница, сухарница, тарелочки для бутербродов, заварочный чайник, салфетки);

-знать, где взять воду для полива цветов;

- поливать цветы при непосредственном наблюдении взрослого;

-смачивать губку, тряпочку и выкручивать их так, чтобы с них не текла вода.

МУЗЫКА. ПЕСНИ, ТНЦЫ (КОМПЛЕКСНО)

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки способствуют развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма.

В основу данной программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоциональной сферы и познавательной деятельности, включают в себя: слушание, пропевание, движения под музыку, музыкальные игры.

                  Примерное содержание программного материала

- определение характера музыки (весёлая-грустная)

- слушание и различение музыки

- движения под музыку (разучивание простых танцевальных движений с предметами и без них)

- игра на музыкальных инструментах (шумовой оркестр)

- музыкальные игры

- просмотр презентаций (времена года).

Музыкальные произведения: альбомы: «Музыка с мамой», «Малыш в лесу», «Малыш у озера», «Детские песни из мультфильмов»; «Огородная-хороводная», «Танец осенних листочков», детские песни Тиличеевой, Шаинского.        

Приблизительные результаты для учителя:

-слушание классической музыки из альбомов «Малыш в лесу», «Малыш у озера», узнавание звуков природы (шум листьев, пение птиц, плеск воды);

-выполнение движений, соответствующих словам песен из альбома «Музыка с мамой»;

- выполнение танцевальных движений (притопывания, повороты вокруг себя, хлопки в такт музыки);

-правильное удержание музыкальных шумовых инструментов;

-пропевание (по возможности) слов детских песен совместно с учителем.

ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

         Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе.

На данных занятиях ведущая роль принадлежит учителю, который должен создать такие условия, которые давали бы возможность каждому ребёнку работать в своём темпе, проявлять возможную самостоятельность.

Приёмы и методы, применяемые на уроках: совместные действия (рука на руке), действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Предварительное рассматривание рисунков, картин, специально подобранных картинок, народных игрушек, обыгрывание предметов, подлежащих изображению. На уроках данного курса ведётся работа речевому развитию. Усваиваются и уточняются значения слов, связи между зрительно воспринимаемым образом и свойствами и их словесными обозначениями, что должно приводить к образованию элементарных представлений о воспринятом.

                  Примерное содержание программного материала:

- обучение работе с ножницами (правильно держать, раскрывать и закрывать ножницы, направлять их режущие концы по линии разреза, ТБ при работе с ножницами);

- работа с бумагой (отрезание по линии);

- работа с клеем (намазывание);

- предметная аппликация (накладывание и приклеивание деталей на трафарет, накладывание и приклеивание одной детали к другой, составление и приклеивание изображения из 2 и более частей по образцу);

- работа с пластилином (разминание, отрывание кусочками, раскатывание, выдавливание формы формочками, сборка объекта по образцу)

- работа с кистью (отработка движений сухой кисти по сухой бумаге в горизонтальных, вертикальных и круговых направлениях, обмакивание кисти в воду, снятие лишней воды и краски с кисти, прижимая её к краю стаканчика, закрашивание внутри контура, закрашивание фона)

- работа восковыми мелками;

- работа карандашами (отработка правильного и аккуратного закрашивания внутри контура).

Приблизительные результаты для учителя:

-уметь правильно держать ножницы;

- соблюдать ТБ при работе с ножницами;

- отрезать бумагу по линии (ширина полоски не более 2,5 см);

- намазывать детали клеем;

- приклеивать детали на контур;

- приклеивать детали одну к другой;

- отрывать кусочки от пластилина, разминать, раскатывать, намазывать пластилин  по линии и внутри контура;

- собирать объект из деталей по образцу с помощью учителя;

- выполнять движения, имитирующие приёмы рисования, сухой кистью по сухой бумаге в заданном направлении;

- правильно набирать краску на кисть, правильно промывать кисть;

- аккуратно закрашивать восковыми мелками и карандашами внутри контура.

ИГРА И ИГРОКОРРЕКЦИЯ

3 год обучения

2 часа в неделю

Пояснительная записка

             В развитии ребёнка наиболее важна игровая деятельность. Игра – это средство обогащения и уточнения представлений, формирования произвольности поведения. Она создаёт условия для освоения способов поведения в различных жизненных ситуациях.

           Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребёнка.

            У детей, имеющих умственную умеренную и тяжёлую отсталость, игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, которые не имеют игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития. У данного контингента детей не сформирован потребностно – мотивационный компонент игры. В процессе специального обучения дети овладевают игровыми действиями, разными вариантами их цепочек, что важно для развёртывания сюжетных и сюжетно – ролевых игр.

            Основные методы и формы проведения занятий по игре и игрокоррекции: наблюдение за действиями взрослого и воспроизведение их при поддержке взрослого, подражая его действиям. Обучение воспроизведению цепочки игровых действий, фиксации результатов своих наблюдений в речевых (по возможности) высказываниях, экскурсии в магазин, на почту, в медицинский кабинет. Драматизация знакомых сказок с использованием масок.

                      Примерное содержание программы:

- конструктивные игры (деревянный конструктор, счётные палочки)

- настольные игры (лото, пазлы из 4, 5, 6–ти частей, раскраски)

- дидактические игры (на развитие внимания, мелкой моторики, общей моторики (из книги «Энциклопедия развивалок»);

- подвижные игры (по правилам);

- игры с песком и водой.

Приблизительные результаты для учителя:

- составлять конструкции из счётных палочек и деревянного конструктор по нарисованному образцу;

-самостоятельно складывать пазлы из 4-6ти деталей;

- находить и прятать игрушку;

- соблюдать правила игр;

- просить поменять игру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Конспект урока ИЗО во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Кукла неваляшка"

Цель: научить обводить круглые формы по контуру.Задачи: - закрепить навык правильного захвата карандаша               - продолжать...

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «...

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...