Здоровьесберегающая организация урока
статья на тему

Анцифрова Светлана Николаевна

Материал, описывающий основные критерии здоровьесберегающей организации урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_organizaciya_uroka.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая организация урока.

«Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетентности учителя».

Остановимся на основных критериях здоровьесберегающей организации урока.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе:

- проветривание кабинета перед уроком;

- обеспечение достаточной влажности (если воздух очень сухой, можно в перемену накрыть батареи влажным полотенцем);

- рациональное освещение кабинета и доски;

- температура воздуха в помещении;

- исключение неприятных звуковых раздражителей (реализацию 3-х последних позиций, естественно, обеспечивает администрация, но заявки на исправление имеющихся недостатков делает сам учитель!). Для таких оценок не требуется приборов, вполне хватает органов чувств. Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению детей, а в дальнейшем скажется на их здоровье!

2. Число видов учебной деятельности:

- опрос учащихся;

- письмо

- слушание;

- рассказ;

- рассматривание наглядных пособий;

- ответы на вопросы;

- решение примеров, задач и др.

Норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок.

Урок, на котором представлены лишь 2-3 вида учебной деятельности способствует быстрому утомлению.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

Ориентировочная норма – 7-10 минут.

4. Число видов преподавания:

- словесный;

- наглядный;

- аудиовизуальный (через технические средства обучения);

- самостоятельная работа;

- комбинированный (изучение иностранных слов в движении: на каждое слово – принятие соответствующей позы) и др.

На здоровьесберегающем уроке должно быть представлено не мене 3-х видов преподавания.

5. Чередование видов преподавания.

Норма – не позже чем через 10-15 минут.

6. Место и длительность применения ТСО (подробно об этом будет сказано в специальной лекции).

7. Позы детей, чередование поз. На уроке важно реально наблюдать за тем, как сидят дети.

Коррекция позы должна проводиться мягко, участливо, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок. Если в такой коррекции нуждается один ученик, то важно знать, какой канал восприятия у него ведущий. То есть:

кинестету важно ласковым движением руки исправить позу;

аудиалу – мягко сказать: «выпрями, пожалуйста, спину, подними выше голову».

визуалу иногда достаточно выразительного взгляда  и демонстрации правильной позы.

Кстати, если учитель сам имеет плохую осанку, не следит за своей позой и движениями, то ожидать хорошего результата от учеников он вряд ли может!

8. Наличие физкультминуток и других оздоровительных моментов на уроке. Необходимо включить 2 физкультминутки по 3 легких упражнения, повторяя каждое упражнение 3-5 раз. Общая продолжительность физкультминутки – 1 минута.

Первая – на 15-20 минуте урока, вторая – на 30-й минуте.

9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование потребности в ЗОЖ.

Но и другие предметы дают огромное, порой неожиданное поле для рассмотрения этих вопросов.

         Очень важно, чтобы вопросы здоровьесбережения входили в содержательную часть всех предметов. Только в этом случае у детей сформируется целостное отношение к здоровью, как к великой ценности, только тогда они действительно поймут великую истину о том, что: «Здоровье это все, тогда как все без здоровья – ничто!»

10. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность.

Норма -  не мене 60% и не более 80%.

11. Темп и особенности окончания урока.

Негативно действуют на здоровье детей:

- быстрый темп, «скомканность» конца урока, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- задержка детей в классе после звонка.

И напротив, позитивное воздействие оказывает:

- спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

12. Важным показателем здоровьесберегающей направленности урока является психологический климат в классе. А он во многом зависит от личности учителя.

Итак, мы разобрали 12 параметров здоровьесберегающей организации урока. Но как понять, достигли мы своей цели?

Самым первым и чувствительным индикатором является момент наступления утомления учащихся. Он фиксируется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Проверьте себя: если на вашем уроке утомление развивается не ранее чем на 25-30 минуте, то Вы, бесспорно, можете считать себя специалистом в здоровьесберегающей организации учебного процесса!

Итак, мы дали полную характеристику рациональной организации учебного процесса, как важного направления создания здоровьесберегающей образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...

Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации урока

  Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервны...

Организация уроков и внеклассной работы с использованием приёмов здоровьесберегающих технологий

Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть и о психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у большинства детей проявляются поведенческие особенности: страх...

Организация здоровьесберегающей среды урока

В  последние  годы  для  многих  учителей  довольно  актуальной  является    проблема  «Здоровьесберегающие  технологии...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА И КАК СРЕДСТВО ОТ ПЕРЕГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ.

Эта статья размещена в помощь учителям для правильной организации урока, который должен пройти максимум плодотворно, но при этом дети не должны уставать на нем....

Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий

Рациональная организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий....

Методическая статья ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Как сохранить здоровье всех участников учебного процесса? Как организовать  уроки литературного чтения в начальной школе так, чтобы они носили здровьесберегающий характер? На эти и другие вопросы...