Методическая статья ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дейч Татьяна Викторовна

Как сохранить здоровье всех участников учебного процесса? Как организовать  уроки литературного чтения в начальной школе так, чтобы они носили здровьесберегающий характер? На эти и другие вопросы данная статья вам поможет найти ответы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. В. Дейч, учитель начальных классов

МБОУ «Гальбштадтская СОШ» Немецкий национальный район

Здоровье - бесценный дар,

который  преподносит человеку природа.  

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Проблема здоровья детей -  тема для разговора актуальная для всех времен и народов, а в нашем  веке она становится первостепенной.

Эффективность воспитания и обучения детей зависит от их здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребёнок, его нормальное физическое и умственное развитие.

Как сохранить здоровье всех участников учебного процесса? Как организовать свои уроки так, чтобы они носили здровьесберегающий характер? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим людям стало привычкой, а позже - особенностью характера?- вот вопросы, которые ставлю перед собой.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающее обучение достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности

Технологии развивающего обучения (ТРО)

Личностно-ориентированные

Технология уровневой дифференциации обучения

Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Положительное влияние на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

В центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной систем

Построение уроков  с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использование разноуровневых заданий, в том числе и контрольных работ.

Тем самым появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

◄ Гуманно-личностные технологии

◄ Технологии сотрудничества

◄ Технологии свободного воспитания

Курс литературного чтения  призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.

От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность, а значит, способствует укреплению его психического здоровья. Произведения детской литературы носят заложенную в тексте в явном и неявном виде информацию о здоровом образе жизни.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

1-й этап.

Врабатывание

2-й этап. Максимальная работоспособность

3-й этап. Конечный порыв

Время

5 мин        

20-25мин        

10-15 мин

Нагрузка

Относительно невелика

Максимальное снижение на 15-й мин

Небольшое повышение работоспособности

Деятельность

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

«Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность»

Основной деятельностью на уроках литературного чтения является речевая деятельность – слушание, говорение, письмо, чтение.

Урок литературного чтения начинается с восприятия произведения. Я начинаю урок с подготовки к восприятию текста. На этом этапе организую беседу, напрямую или косвенно связанную с новым произведением. Перед чтением предлагаю детям рассмотреть обложку, иллюстрации и обсудить возможное содержание.  Одним из эффективных может стать прием работы с ключевыми или интересными словами.

Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Помочь воссоздать эти образы у учащихся призвано эмоционально-насыщенное чтение учителем, а также аудио и видеопродукты.  Знакомство со стихотворением рекомендую начать с чтения наизусть самим учителем. Это привлечёт внимание всех учеников класса, вызовет у них живой интерес, а так же желание выучить это стихотворение наизусть. Во время чтения можно делать  паузы, чтобы учащиеся могли сделать предположения о дальнейшем развитии сюжета.

При организации обсуждения прочитанного провожу мозговой штурм, в ходе которого мы обсуждаем  приемы и средства, которые использовал автор, чтобы воздействовать на читателя (например, образы, особые слова, структура произведения, повторы и т.д.). Кроме этого организую работу в малых группах, в парах, предлагаю ученикам самостоятельно разобраться со значением непонятных слов с опорой на дополнительные источники.

Развитию интереса к учебе способствует создание на уроке учебных ситуаций. Так, одной из любимых детьми ситуаций на уроке является «Интервью с героем». Один из партнёров задаёт вопросы герою, а второй отвечает на них от имени героя. Для наработки навыка выразительного чтения предлагаю ситуацию «Наш выбор». Группам  предлагаю один и тот же текст, но разное задание. Одной группе – прочитать с восторгом, другой -  с сожалением, третьей – с удивлением и др. Ребята внутри группы должны выяснить, соответствует ли указанная интонация содержанию текста.  

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. Игровая ситуация «У нас гость» мотивирует детей на увлекательный рассказ прочитанного произведения или выученного стихотворения гостю с другой планеты или из другой страны. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на его общий тонус.

Нет ничего ужаснее, чем «гонка» за скоростью чтения. Учитель, который строит свой урок, ориентируясь только на выработку  темпа чтения, обрекает своих учеников на «эмоциональный, духовно-нравственный голод».  Свою работу выстраиваю так, чтобы темп чтения у учащихся вырабатывался в ходе активной деятельности на уроке. А результат – все дети класса читают «норму»  или «выше нормы».  Чтение по ролям со словами и без слов автора, нахождение отрывка по первому или последнему предложению,  выборочное чтение с подчёркиванием ключевых слов и многие другие приемы спасут урок от однообразия. А если в урок будут вложены творческие задания, это снизит коэффициент утомления и потребует от учащихся дополнительных усилий, эмоционального подъёма. Для творческого самовыражения на уроках предлагаю детям учебные ситуации: «Драматизация» - дети разыгрывают по ролям рассказ или его часть, «Обложка книги» - группа учеников создаёт проект обложки новой книги готовят её презентацию, «Напиши рассказ (сказку) по его началу или концовке», «Пересказ от имени героя» и другие.

Для поддержания интереса у учащихся, а также для создания возможности инициирования дискуссии применяю на уроках современные технологии и мультимедийные средства (в соответствии с гигиеническими нормами).

При проведении уроков обобщения по разделу я организую работу в группах.  Учащиеся работают над одной и той же проблемой или учебной темой. Они вместе выдвигают и обсуждают идеи, формулируют собственные вопросы, по ходу обсуждения с помощью графических схем или символов они отображают основные идеи, заложенные в данных произведениях.

        Спокойное завершение урока, когда учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, гарантирует вам, что следующая встреча будет радостной, желанной.

Увеличивающийся от класса к классу объем материала для прочтения на уроке ведёт соответственно к увеличению статического характера деятельности школьников. Моя работа по сохранению физического здоровья на уроке включает в себя множество компонентов:

 ♦ Две физкультминутки из 3-х лёгких упражнений, позволяющие снять накопившееся утомление при преобладающем виде деятельности – чтении.

 ♦   Гимнастика для снятия зрительного напряжения, гимнастика для слуха.

 ♦   Самомассаж на область шеи, глаз, рук, спины, головы.

 ♦   Дыхательные упражнения, помогающие активизировать детей на уроке.

 ♦   Смена видов учебной деятельности на уроке (4-7 видов)

 ♦   Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические), не  

      менее трех на уроке через 10-15 минут.

 ♦   Применение методов, способствующих активизации деятельности (свободная беседа, ученик в роли учителя, самооценка, взаимооценка).

 ♦  Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете

 ♦  Создание психологического комфорта, эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие)

  ♦  Использование упражнений  и средств для релаксации (музыка, цветотерапия)

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать  задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Особенности организации уроков литературного чтения в 4 классе.

Особенности  организации  уроков литературного чтения в 4 классе...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

«Особенности организации урока литературного чтения в начальных классах с использованием справочника «Моя шкатулка»

Муниципальный уровень.В рамках методического объединения учителей начальных классов г.о.Чехов, Учебно-методический центр г.о.Чехов, 06.04.2021г...

Особенности организации уроков литературного чтения в 3 классе.

В центре внимания на уроках литературного чтения в 3 классе знакомство с понятием образа автора и способами предъявления авторской позиции  в произведении. Автор - одно из ключевых понятий литера...