"Применение новых технологий на уроках в начальной школе".
методическая разработка (4 класс) на тему

ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках

в начальной школе

Составитель : Т.С.Тюменцева

Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.  Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Учителя начальных классов считают, что   компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Ребятам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.  Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы  не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. На уроках  литературного чтения учителя используют аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.

  Использованиеинформационно-коммуникативных технологий  в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

        Каждый учитель начальных классов знает, что  наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

    Учитель – профессия творческая.  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителям организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.  

       Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Учитель чаще выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.  Трудно уже представить себе современный урок без использования ИКТ.

 ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

1.Для обозначения темы урока.

2.В начале  урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3.Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4.Для контроля учащихся.

Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

- усиление интенсивности урока;

- повышение мотивации учащихся;

- мониторинг их достижений

         Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что на уроке реализуются 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.

      Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны или расторможены на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности  в обучении. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

обычная иллюстрация;

использование анимации в слайдах;

мультимедиа – панорама

(более интересный приём наглядности).

       Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Наиболее часто  используются  презентации на уроках математики, русского языка  и окружающего мира.  

(Презентация « Задачи», 1 класс, с анимационными картинками )

Например,одной из наиболее трудных тем для обучающихся 1классов является знакомство с задачами. Презентации с анимационными картинками помогают в увлекательной форме познакомить с понятием  «задача». Ребята  самостоятельно придумывали условие задачи, называли своих сказочных героев, рассказывали, что с ними происходит. Дети, которые отличались замкнутостью, смогли  свободно высказаться, предлагая свой тип задачи и новый способ решения. В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Такие игры, как «Круговые примеры», « Заполни пустые окошки», «Волшебные квадраты»  позволяют не только за короткий промежуток времени проверить вычислительные навыки, но и помогают развивать внимательность, воображение, фантазию.

  Одно из направлений применения ИКТ в реализации   воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий.  Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся.

Возможности ИКТ:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов  по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

     

        Все это позволяет говорить о повышении  качества работы  учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.

Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Уроки с использованием информационных технологий  расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Учителя начальных классов уверены, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

 Диагностический этапна котором проводились  психолого-педагогические исследования в начальных классах, показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

        Все это позволяет говорить о повышении  качества работы  учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.

Подведем итог.

Использование информационно-коммуникационных технологий  дает учителю начальных классов экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Динамика качества знаний положительная.           

  Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется актуальным и перспективным, а обучение школьников начальных классов представляется целесообразным.  ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.