Технология личностно - ориентированного урока.
статья по теме

Сысоева Ольга Владимировна

 

 

              Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития,  и с другой стороны, сама личностная ориентация, как процесс взаимодействия учителя и ученика, является сущностью их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lichnostno_orientirovannogo_uroka.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Технология

 личностно – ориентированного

 урока.

                                                                     Подготовила

                                                                                               учитель начальных классов

1 квалификационной категории

                                                                        Сысоева О. В.

г. Озёры

2012 год

Технология личностно - ориентированного урока.

              Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития,  и с другой стороны, сама личностная ориентация, как процесс взаимодействия учителя и ученика, является сущностью их развития.

        Личностно-ориентированную направленность урока обеспечивает следующие психолого-дидактические характеристики:

 1. Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся:

инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

создание ситуации выбора;

организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;

приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.

2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:

опора на субъектный личностный опыт учеников;

активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;

применение заданий позволяющих ученику самому  выбирать тип, вид действия с учебным материалом;

формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;

создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы;

3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):

развитие мотивационной сферы учащихся;

создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности: учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;

повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;

поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе;

4. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся:

использование приемов внешней и внутренней дифференциации;

выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;

обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии  с зоной ближайшего развития);

5.   Ориентация на развитие внутренних мотивов учения: стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:

ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не на стремление к заданным из вне результатам;

обучение целеполаганию (приемам последовательности, классификации);

создание ситуации успеха;

помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;

создание ситуации нравственного выбора.

6. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:

постановка и организация и разрешения проблемных ситуаций;

поощрение творческой активности учащихся;

ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации или их модели;

разнообразие используемых методов и приемов деятельности;

повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.

7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;

стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);

формирование стремления к достижению успеха, а не избеганию неудач;

создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям значимых для них, коллектива, общества.

8. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия:

приоритет диалогических форм в учебной деятельности;

организация сотрудничества учителя и учеников;

организация сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);

оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

доброжелательность в общении;

9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:

поощрение инициативы и активности учащихся;

акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;

использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой и индивидуальной работы от деятельности партнеров;

подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;

поощрение познавательной активности детей.

10.  Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

(считывание) учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее;

обучение учеников рефлексии, самооценки действий, усилий, результатов;

открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников;

возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;

взаимность обратной связи;

заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.

11.  Личностно ориентированная позиция педагога:

установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

признание самобытности и уникальности каждого ученика;

безоценочная позиция – принятие учеников и ситуации как данности;

приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;

доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

Сущность и основные характеристики  личностно ориентированного образования позволяют утверждать, что отличия личностно ориентированного урока от традиционного просматривается в четырех аспектах.

1 аспект:      В организации самого урока и деятельности на нем. В личностно ориентированном подходе:

обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу самостоятельные открытия учащегося;

происходит выявления и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения;

организуется работа с познавательными стратегиями учащихся  в процессе познания;

используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью;

устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебным материалом;

сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем;

обеспечивается активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей;

учителем предоставляется ученику возможность выбора групповой или самостоятельной работы;

темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка;

происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся;

оценка познавательной деятельности сначала осуществляется учащимися, затем учителем;

организуется совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов;

обеспечивается возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания;

книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока;

учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии

организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

                 Технологические характеристики личностно ориентированного обучения:

задействование  учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;

свобода выбора ребенком различных форм обучения;

выбор учащимися предметного содержания различной сложности;

оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;

формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;

использование  индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;

изучение и формирование творческой деятельности;

использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания;

создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;

использование проблемных заданий различной трудности, сложности;

создание ситуаций выбора в разных видах деятельности;

организация разрешения проблемных ситуаций;

организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

отбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;

2 аспект:    Иная позиция педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем, которая включает в себя следующие характеристики:

установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;

опора на субъективный личностный опыт ученика;

ориентация на формирование учебной деятельности школьников, развитие мотивационной сферы учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке;

направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся;

диалогическая позиция в общении с учащимися;

направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения деятельности в ходе педагогического взаимодействия;

«считывание» учителями эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; проявление социально-психологической наблюдательности;

заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;

направленность на достижение успеха, а не избегание неудач в профессиональной деятельности; поощрение творческой активности учащихся;

      Иная позиция педагога так же характеризуется новыми функциями:

               а)  учитель как собеседник;

               б)  учитель как исследователь;

               в)  учитель как человек, создающий условия для ученика;

               г)  учитель как эксперт;

3 аспект:     В личностно ориентированной системе обучения  представляется иная позиция ученика – он выступает субъектом деятельности.

        Позиция  ученика характеризуется  активным и творческим отношением к учебе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность.

             У школьников постепенно формируется устойчивая потребность к самообразованию, отношение к познанию как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

             Конечно же, субъектная позиция ученика  должна  «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке. В этом случае становятся важны:

создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;

акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы:

использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы  от деятельности каждого ученика;

инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;

формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса;

организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).

4 аспект:         Иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе. Обеспечивается прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничеств, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

организация сотрудничества учителя и учеников;

доброжелательность в общении, взаимоуважении;

открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

содействие  успешности  учащихся в разных вида деятельности;

приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность  ученика в противовес контролирующей функции;

взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

На уроке необходимо создать личностно ориентированные ситуации – такие учебные ситуации, в которых востребуется проявление личностной позиции обучаемого. Такими личностными функциями являются рефлексия, избирательность, смыслоопределение, самореализация, социальная ответственность.

Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм его реализации.  Личностно ориентированная ситуация для педагога – это дидактическое средство, владея которым  учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока:

       -  свободное выражение творческих сил;

       -  актуализацию личностного потенциала ученика;

На уроке предоставляется шанс состояться личности. Такими условиями, чтобы личность состоялась, могут быть:

наличие учителя как носителя личностного опыта, способного вступить в личностное взаимодействие с учеником;

насыщение содержания учебного предмета человеческими ценностями, выходами в социальную, нравственную, духовную сферы;

создание смыслового пространства для выбора, смыслотворчества, рефлексии, самореализации и предоставление ученику свободы их осуществления;

опора на мотивационные механизмы, задающие и стимулирующие необходимость и переосмысления и перестройки субъектом своего сознания, деятельности и общения;

сочетание когнитивной и личностной активности субъекта, обращенной на собственное «Я», свои ценности и смыслы, а также на диалогическое общение, взаимодействие с другими субъектами;

                Особенности личностно ориентированной ситуации перечисляет М.А.Олейник:

связана с непрямым опосредованным воздействием на ученика в отличие от конкретного приема или метода. Учитель как бы «запускает механизм», дает толчок к развитию личности ученика, но не стремиться подчинить его чему-то заданному извне;

возможность ученика занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации, проявить субъективную позицию;

личностно-развивающая ситуация эстетична по своей природе, эмоционально-ценностный аспект является основополагающим для нее; в процесс развития вовлекаются субъектно-личностные качества участников ситуации;

принципиальная вариативность, динамичность и неповторяемость ситуаций, так как каждый участник имеет в результате свой итог, свой «продукт», выработанный для себя, и никто, кромке него, этот продукт»  произвести не может;

дается опыт самостоятельной творческой работы присутствие момента «личностного открытия», то есть возникновение индивидуализированных образов, не схожих с другими и имеющих различные оттенки смысла;

актуальность любой личностно ориентированной ситуации независимо от ее содержательного наполнения, так как происходит востребованность личностных проявлений, обогащение личностного опыта

           В структуре личностно ориентированной ситуации внимание следует акцентировать на   личности  ученика.  Учитель призван изменить его позицию от прилежного исполнителя к активному  творцу, умеющему рефлектировать свои интеллектуальные действия  (включая и ошибочные) при решении задач, а не только при выполнении  стандартных заданий. О включенности ученика в данную ситуацию, о его психологическом состоянии  в ходе ситуации следует по его эмоционально приподнятому настроению,  степени увлеченности, решительности, настойчивости, готовности к самоанализу, по его предпочтению деятельности творческого характера, по выбору оптимального хода решения задач и по желанию выполнять дополнительные задания, по степени самостоятельности в учебной деятельности и др.

       Использование личностно ориентированных ситуаций в обучении позволяет в достаточной степени развить у учеников такие характеристики, как:

целеполагание как умение самостоятельно ставить цели и достигать их, преодолевая препятствия;

осознанность личностной значимости изучения конкретного учебного предмета, наличие самостоятельной точки зрения на приобретение знаний в данной предметной области;

обученность на основе творческо-продуктивного применения знаний, умений и навыков;

положительное отношение к любому иду сотрудничества, способность к творческой организации совместной деятельности;

высокая творческая активность как стремление проникнуть в сущность явлений их взаимосвязь, стремление к преодолению трудностей в поиске ответов на сложные  вопросы, теоретическое осмысление явлений, устойчивые волевые качества;

высокая творческая познавательная самостоятельность как умение формировать  познавательные задачи, самостоятельно ставить цели и находить для их достижения средства, преобразовывать полученные знания для получения нового продукта деятельности, глубокая поглощенность и захваченность деятельностью, отключение от внешних раздражителей, позитивные эмоции и уверенность в своих возможностях;

рефлективность как хорошо развитая способность к самоанализу и самооценке, позволяющая объяснять как свои успехи, так и неудачи исключительно внутренними причинами.

               Важным структурным звеном личностно ориентированной ситуации является  личность учителя    – носителя культуры, который призван оказывать влияние на формирование познавательного интереса к учебному предмету средствами данной ситуации.

              Чтобы быть на уровне современных требований, учителю необходимо не только знать свой предмет, но и методику преподавания, но и хорошо владеть технологией межличностного взаимодействия с учащимися, учитывая закономерности их развития, создавать условия для  формирования познавательного интереса к своему предмету. Учитель должен  постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, самостоятельно осуществляя поиск научно-педагогической информации, овладевая ею и применяя ее в своей деятельности.

                Процесс превращения учителя в высококвалифицированного педагога творчески работающего с учащимися в учебном процессе с целью формирования познавательного интереса к учебному предмету средствами личностно ориентированной ситуации, должен включать в себя направленность на следующие компоненты, которые могут быть включены в состав готовности учителя к реализации личностно ориентированной ситуации:

целевая ориентация учителя на формирование познавательного интереса школьников к учебному предмету;

принятие учителем концепции личностно ориентированного обучения и реализация его на практике;

наличие определенных знаний  личностно ориентированной ситуации, как средстве формирования познавательного интереса, и о технико-педагогических умениях по ее созданию;

соответствие учителя общим требованиям психолого-педагогической компетентности.

    Таким образом, в личностно ориентированной ситуации учащийся рассматривается  как испытывающий потребность и ориентированный на саморазвитие, самореализацию. Учитель призван обеспечить психологическое сопровождение этого процесса в данной педагогической ситуации. Личностное взаимодействие обеспечивает активизацию личностных функций учащихся.

     Базовый технологический комплекс личностно ориентированного урока выражается в триаде:

                        Задачи     -   диалог     -    игра

      Актуализация личностного потенциала сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации через три ее основных признака:

        Первый признак – на уроке использует диалог.  В диалоге формируется познавательный интерес, диалог дает возможность утвердиться, возвыситься, развивает речь, мышление, раскрывает интеллектуальные возможности. Успех взаимодействия в диалоге зависит от:

равноправного, партнерского общения субъектов диалога;

соотношения содержания, способа, ритма, характера общения с различными психофизиологическими социальными особенностями восприятия и реагирования участников диалога;

готовности педагога к диалогу как к обмену смыслами;

выбора учителем оптимального варианта проблемно-поискового стиля педагогического общения;

готовности учеников к диалогу, умения актуализировать накопленные ими жизненный и познавательный опыт.

   

     Не любой диалог способен в полной мере выполнить свои «воспитательные» функции, а лишь тот,  который соответствует следующим условиям:

вопросы от педагога, выносимые на общее рассмотрение, должны быть подобраны с учетом готовности детей к диалогу и степени сформированности  у них толерантности, способности  «умения» адекватно реагировать на неожиданные и неоднозначные суждения;

учебный процесс должен включать элементы театрализации, воплощающие художественное образование в динамическом действии игровых ситуаций ролевого типа;

осуществляется постепенное, последовательное восхождение к самостоятельности суждений учащихся;

ведется систематическое отслеживание готовности учащихся к диалогу, степени их к самовыражения посредством наблюдения, анкетирования, создания преднамеренных ситуаций;

отказ педагога от оценки личности учащегося как «плохого» или  «хорошего», поддержка чужого «Я», независимости взглядов и самостоятельности суждений.

Второй признак    -  на уроке используется задача как содержание учебного материала. Задача должна обладать смысловой значимостью для школьников.

            Возможны три типа задач:

предметные,  включающие фактический материал изучаемого предмета с косвенным указанием на его связь с гуманитарно-ценностной сферой;

конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры и перевод содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;

личностно  ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Операции, способствующие наделению личностным смыслом учебного содержания, таковы:

оценивание (чего-то, что-то);

означивание (придать значение, осознать);

осмысление (обретение смысла понимание, обдумывание);

рефлексия  (способность человека взглянуть на себя, на свою деятельность со стороны).

Третий признак   -  игра как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.

           В структуру игры входят:

роли, взятые на себя играющими;

игровые действия как средство реализации этих ролей;

игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;

реальные отношения между играющими;

              Таким образом,  могут быть названы следующие признаки личностно ориентированной учебной ситуации:

Постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование инициативы учащихся.

Обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту. Поощрение самостоятельности в выводах.

Звучание разных точек зрения учеников (варианты ответов не оценивать. В речи будут звучать их ценности).  

Толерантность (умение принимать различные точки зрения) учителя и учащихся.

Обращение учителя и учащихся к своему субъективному опыту.

Обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя (самопознание), самопринятия.

Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (например, выступить с сообщением, выполнить творческую работу и др.).  

Обеспечение условий каждому ученику, с тем чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

                Названные признаки личностно ориентированной учебной ситуации позволяют четко сформулировать основные характеристики деятельности учителя:

выделяет в предметном материале основные цели и принципы, методы познания и обобщенные способы действий и выстраивает предметное содержание вокруг этих методологических ориентиров, чтобы каждое предметное знание «работало» на выделенные ориентиры;

подбирает дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания (личностно ориентированной ситуации);

обеспечивает личностно-значимую для учащегося постановку учебной задачи, вызывающую потребность ученика в новом–трудном, но и посильном;

организует поиск решения учебной задачи путем раскрытия субъективного опыта учащегося: в диалоге, ролевой игре, рефлексии, а не в вопросно-ответной форме, обеспечивая:

поиск идеи, гипотезы решения;

составление ориентировочной основы действий для решения;

максимальную самостоятельность учащегося (подсказка лишь после попыток самостоятельного решения проблемы);

привлечение учащегося к анализу этапов решения учебной задачи, стимулирования учащегося к высказываниям без боязни ошибиться, к использованию разных способов действий, привлечения к анализу собственных затруднений (рефлексия), поощрение нестандартны учебных действий;

научение приемам развития, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, творческим поисковым процедурам, работе с учебным текстом;

при повторении и закреплении наущение способам смысловой обработки изучаемого, без злоупотребления отметками и с использованием качественных оценок, причем оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу достижения;

задания на дом – разноуровневые, со свободным выбором уровня, с допущением альтернативы в познании, содержащее предметные и методические знания (на осмыслении методов и обобщенных способов действий).

    Методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации:

Метод экспрессии в творческой ситуации;

Метод чтения вслух;

Метод интроспективного анализа;

Метод развития творческого самочувствия;

Метод творческого самовыражения;

Метод дискуссии;

 Игровые методы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.

Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: ·         предметные: формировать умение проводить звуковой анал...

2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.

Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Фрагмент урока по технологии личностно-ориентированного обучения (групповой метод работы) к теме урока по математике 2 класс « Периметр»

Математика - это один из сложнейших предметов в начальной школе. Связано это с тем, что детям сложно освоить такие понятия как длина. ширина, сумма длин сторон, значение понятия "периметр". ...