Доклад "Современные требования к развитию самостоятельности у детей специальных (коррекционных) классов.
статья по теме

Изгалина Юлия Николаевна

Доклад на тему "Самостоятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

доклад

Тема: Современные требования к развитию самостоятельности у детей СКк.

Цель: Выявить педагогические пути и рассмотреть условия формирования самостоятельности в деятельности детей СКк.

План.

1. Понятие «самостоятельности» как свойство личности

школьника.

2 .Пути формирования условий  для организации самостоятельной деятельности.

1) Диагностика.

2) Игра.

        

3) Этапы организации самостоятельной деятельности.

3. Заключение.

«Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».

Ад. Дистереев.

«Самостоятельность головы учащихся – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

        К.Д.Ушинский.

1. Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль.

( поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное  планирование, получить результат.)

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств, как

Самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах, как черта личности и как характеристика деятельности.

Внешними признаками самостоятельности, как характеристики деятельности является планирование своей деятельности, выполнение самостоятельных заданий, систематический контроль, корректировка работы и её совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образует потребностно-мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели.

2. Одной из ведущих задач – является создание условий для организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся

.

1) Диагностика уровня самостоятельности учащихся.

Чтобы определить уровень самостоятельности школьников можно воспользоваться различными методиками, например:

 

Методика – «ответь на вопрос».

- Чтобы ты делал, если бы остался дома один на один день?

- Хотел бы ты всё в своей жизни решать и делать сам?

- Ты считаешь себя самостоятельным? Почему?

«Подчеркни правильно».

Каждому даётся листок, на котором написано-

«Ребята всё решать и делать могут:

- без взрослых

- сами, но советуясь с взрослыми

- только вместе с взрослыми

- только под руководством

- не знаю, трудно сказать

Нужный вариант подчеркнуть.

«Рисунок рассказывает».

Предложить ребёнку нарисовать, что будет, если он остался дома один или на тему «Что я делаю дома сам?»

Для старшего можно предложить анкету, где детям будет предложено выбрать из готовых ответов, что из этого они дома выполняют самостоятельно.

«Ситуация выбора».

Цель: предоставить возможность выбора поведения.

- Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например собираете конструктор, но никак не получается сделать одну деталь. Вы будете ещё пробовать, добиваться своего или обратитесь за помощью? Почему?

«Ситуация вынужденности».

Цель: выяснить, могут ли дети без взрослого организовать работу.

Внезапно взрослый выходит из роли организатора (например, срочно куда-то выйти). Ребята остались одни. Что они будут делать?

«Лестница».

        Цель: проанализировать, могут ли дети дать оценку, самооценку.

-На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Своего друга? Почему?

- Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама, друзья, учитель? Почему?

( Чем выше ступенька, тем выше самостоятельность. Благоприятный вариант, если дети считают, что мама их поставит на верхнюю ступеньку, а сами они себя ставят намного ниже. Такие дети уже выработали способность адекватно оценивать себя как личность.)

При изучении детей целесообразно использовать разные исследовательские методы. Только их сочетание может дать достоверную, вполне объективную, достаточно полную картину. Причём ведущий метод должен меняться в зависимости от конкретной цели, условий проведения исследования. Важно также наблюдать за детьми. Наблюдение – незаменимый метод при изучении поведения детей младшего школьного возраста.

2) Игра - как создание стимулирующего воздействия с помощью комплексного подхода на процесс самостоятельной деятельности и её организации.

Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребят сопровождаются эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом его активности. Игра служит как бы переходным мостиком к выполнению деятельности, той средой, в которой легче происходит познавательная деятельность.

Так как работать приходиться в группах с детьми разного возраста, при проведении игровых моментов должны учитываться несколько принципов:

- принцип эмоционального комфорта и активности.

( призван обеспечить эмоциональную поддержку каждому ребёнку, стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора видов игровой деятельности.)

- принцип открытости и индивидуальности.

( призван дать широкий диапазон впечатлений от новых эмоций; каждый ребёнок должен в игре найти свою «нишу» и реализовать себя.)

- принцип учёта разновозрастного объединения детей.

( развитие желания и умения детей взаимодействовать друг с другом.)

В младшем школьном возрасте полезно также играть в дидактические игры (сюжетно-ролевые, предметные, соревновательные, игры-загадки, игры-путешествия.) Самостоятельность обнаруживается в замысле и развёртывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить задание. Элементы игры способны приобщать к решению практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта.

Играя в ролевые игры, школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни, или в зависимости от задачи, которая перед ними стоит.

Например, игра «Необитаемый остров» или «Планета.»

Цель: выяснить, смогут ли дети в экстремальной ситуации принять правильное решение, решить возникшие проблемы.

Ребятам предлагают представить, что они оказались на необитаемом острове. Нужно описать остров, дать ему название, предположить дальнейшие действия. Можно организовать творческую игру с распределением ролей.

3) Необходимо определить основные этапы организации самостоятельной деятельности школьников, как на уровне воспитателя, так и на уровне учащихся. Например, наиболее эффективно проявляется самостоятельность при работе творческого характера.

Важнейшим условием формирования самостоятельности является мотивация, в основе которой лежат эмоции. У многих детей СКк наблюдается дефицит эмоционального общения или ограничен диапазон эмоций. Задача занятия  должна быть предъявлена воспитателем в такой форме, чтобы дети захотели её решать. Нельзя навязывать готовые формы, правила. Нужно создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение.

Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера, у них плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация. Что делать? С этой целью предлагается пользоваться различными приёмами и методами.

1 этап. Подготовительно – мотивационный.

а) Постановка проблемных заданий: например, при изучении правил дорожного движения демонстрируется слайд «мальчик, сбитый велосипедом».

- Почему так произошло?

- Кто виноват в этой ситуации?

б) Постановка познавательных задач: например, расшифровать ребус (тему занятия), головоломку?

- Кто быстрее мне поможет?

- Кто сможет объяснить?

Эти упражнения развивают мышление и стимулируют интерес детей, то есть формируют мотивацию.

2 этап. Репродуктивно – поисковый.

Создание возможности поиска способов решения познавательных задач. Создание ситуации, в которой учащиеся определяет цель своих действий, стимулирует процесс осмысления:

- Что я делаю? Для чего? Чего хочу добиться?

Возможно составление плана–алгоритма, использование схем, памяток, образцов, инструкций. Например, «Инструктаж. Тема «Осень». Рисование».

- Выберите из слов, написанных на доске, слово, обозначающее процесс, которым мы сейчас будем заниматься.

ЛЕПКА     ВЫШИВКА     РИСОВАНИЕ     АППЛИКАЦИЯ

- Выберите из предложенных предметов труда те, которые необходимы для рисования. Перед детьми несколько коробок с разным материалом:

- гвозди, бруски, молоток.

- ткани, иголки, спицы, нитки.

- бумага, краски, кисточки.

Эти приёмы стимулируют мыслительную деятельность, опираясь на различные анализаторы или сразу на несколько.

3 этап. Поисково-творческий.

Включение учеников в  продуктивную самостоятельную деятельность. Наиболее эффективными условиями развития навыков самостоятельной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья являются ситуации творческого характера, развитие их способностей и возможностей, предполагающих возникновение стимула, побуждающего его к преодолению трудностей, им посильных. Можно использовать групповую форму работы, систему дифференцированных заданий.

Руководящая роль на этом этапе принадлежит воспитателю. Однако это руководство не должно заменять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них формируют черты пассивности. Можно включать дозированную поэтапную помощь, т. е. подойти показать, но с одним, а не со всеми вместе.

Например, тема «Цветы», аппликация.

Анализ аппликации, выделение этапов, последовательность работы в ходе каждого этапа. На доске план работы, каждому раздали необходимый материал. И все вместе начинают работать, т. е. каждый будет изготавливать заданную композицию по образцу и подобию той, которую показал воспитатель. В процессе работы воспитатель исправляет ошибки, направляет деятельность в нужное русло, демонстрирует лучшие промежуточные результаты. Мы тренируем, упражняем изготовление именно этой аппликации. В  большинстве случаев только так проводится занятие, очень редко ученики могут творчески отнестись к процессу.

От младших школьников 1-2 классов самостоятельности требовать рано, они только учатся действовать по образцу. Другие дети  могут им помогать.

4 этап. Аналитический.

Аналитический этап нацелен на побуждение детей к анализу собственной деятельности, сравнивание с образцом, выявление причины ошибок и неточностей в своей работе.

При анализе конечного результата необходимо создать условия для положительного переживания успеха, поддержания уверенности; возможно использование системы поощрений. Посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Очень важно правильно её организовать, аргументировать. Для детей специальных коррекционных классов с нарушенной эмоционально-волевой сферой, оценка выступает мощным средством коррекции его отклонений. Мы должны знать, как озвучивать оценочную информацию применительно к каждому воспитаннику. Общая оценка группы «мы все хорошо поработали» - наислабейший вариант. Нужно создать ситуацию успеха каждому, обратить внимание на оценивание самого процесса деятельности, а не полученного результата. Именно при оценке, которая соотносится с уровнем достижений личности, реальным становится управление деятельностью воспитанника, организации её в нужном направлении. Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она обоснована и мотивирована.

Сами себя дети могут оценить при помощи условных обозначений:

красный цвет – задание было трудным, требовалась помощь.

жёлтый цвет – задание было не очень лёгким, но я справился.

зелёный цвет – успешно справился с заданием, доволен собой.

Заключение.

        

Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта – самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию других разнообразных способностей ребёнка. Самостоятельность также играет огромную роль в подготовке учащихся к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.

Можно говорить о том, что самостоятельность школьника, понимаемая, как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально – личностного созревания.


Этапы занятия


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Подготовительно-

мотивационный


Постановка цели. Мотивация к предстоящей деятельности.

Осознание предстоящей деятельности. Представление конечного результата.


Репродуктивно-поисковый


Составление плана, алгоритма. Инструктаж.


Представление этапов работы. Разработка плана.



Поисково-творческий


Организация самостоятельной деятельности. Коррекция по ходу работы.


Деятельность, согласно составленному плану. Коррекция ошибок.


Аналитический


Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Анализ собственной деятельности. Самоконтроль и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся в специальном (коррекционном) классе VII вида

Выступление на методическом объединении начальных классов...

план работы ГМО учителей, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида общеобразовательных учреждени на 2013/2014уч.год. Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия"

Тема: "Формирование и развитие познавательных способностей учащихся через уроки и коррекционные занятия.Цель: Создание коррекционной системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся.Задач...

Урок чтения и развития речи во 2 специальном ( коррекционном ) классе 8 вида Н. Артюхова "Большая берёза"

Урок знакомит учащихся с новым произведением Н. Артюховой "Большая берёза"Задачи урока:-Развивать технику чтения, умение строить высказывание в устной речи, правильно отвечать на поставленные во...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Употребление простого предложения".

Тема:Употребление простого предложения.Задачи:1.Повторить пройденный материал о предложении,2.формировать представления о предложении как о единице речи, выражающей законченную мысль;3.развивать слухо...

Конспект урока письма и развития речи в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему : "Правило написания предложения".

Тема: Правило написания предложения.Задачи:1.        Продолжать учить определять разницу между предложением и группой слов,2....

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая рограмма разработа на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой-8 изд.-М.- Просвещение, 2013г.  Ра...