Одаренные дети
статья по теме

Карачурина Елена Марсовна

Материал был подготовлен как выступление на педагогическом совете нашей школы. В подборке материала использовала материалы из различных источников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_odarennye_deti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренные дети

Выступление на педсовете  апрель 2012 год

Еще Аристотель сказал: «Ребенок в семье не только большая радость, но и большая ответственность».  Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями, но не все задатки и способности развиваются. Нераскрытые возможности, вследствие не востребованности, постепенно угасают. Ученные утверждают, что в

10 лет – 60-70%  одаренных детей;

14 лет – 30-40%;

17 лет -  15-20%

Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта. К 12 годам интеллектуальное развитие завершается. Исследования отечественных ученых показали, что в 12 лет и в 17 лет интеллектуально дети развиты одинаково.

Россия является рекордсменом по количеству одаренных детей, особенно в области творческих направлений. Почему же по количеству научных открытий, по количеству их внедрения в практику мы не «впереди планеты всей»? Почему же так мало талантливых людей?

Вот поэтому и настало время изменить отношение государства и общества к вопросу поддержки одаренных детей. Этому вопросу наш президент Д. Медведев посвятил президиум Госсовета.  Именно талантливые и креативные люди являются теми, кто продвигает прогресс. Но у нас нет самого главного, а именно общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи. Одним из факторов необходимости внедрения  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и есть выявление одаренных детей. В общем положении ФГОС говорится:

22. В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

Летом, на общешкольном собрании для будущих первоклассников, родителей познакомили с положениями ФГОС, который предусматривает не только учебную деятельность, но и 10 часов внеучебной деятельности. Родителям были предложены на выбор занятия в творческих кружках и спортивных секциях: шахматы, гимнастика, плавание, хор, татарский язык, основы этнокультурологии, город мастеров, этикет и художественно-творческий кружок. Родители, зная способности своих детей, сами выбрали  занятия в кружках и в секциях.

Министр образования Фурсенко сказал, что надо развивать для поддержки одаренных детей систему очных и заочных школ. К сожалению их сейчас только четыре в России: при Уральском педагогическом госуниверситете в Екатеринбурге, МГУ, Санкт-Петербургском университете и Новосибирском госуниверситете. Наши дети принимают активное участие в олимпиадах Уральского педагогического университета, во Всероссийских дистанционных математических олимпиадах с 1 класса, олимпиаде СЛОН. Уже есть свои победители: Хуртова Валерия и Багаутдинова Милена заняли  2 место по России. 1 место в рейтинге по Челябинской области у Милены во Всероссийском конкурсе «Муравей» по ОБЖ. Приняли участие в сетевом учебном проекте «Моя семья, моя родословная», «Путешествие в игромир», во Всероссийском конкурсе ко Дню матери. Участие детей подтверждается сертификатами. Активно участвуют в соревнованиях шахматисты, дзюдоисты, каратисты занимая призовые места.

В связи с вышеизложенным, задачей учителя является поощрение интересов,  выявление способностей и помочь правильно выбрать профессию. Приходят в школу дети и мы часто видим его способности, его дар. Но вместе с этим одаренность сама по себе еще ничего не значит. Джозеф Рензулли – американский психолог разработал теоретическую модель одаренности

Таким образом, одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности помноженные на усердие.

Чаще с одаренными детьми работать не просто, трудно. Это, как правило, дети подвижные, активные, с обостренным чувством справедливости, предъявляют высокие требования к себе и к окружающим. Многим знаком тип способного ученика – клоуна. Часто развивается негативное самовосприятие, вследствие неуместного подчеркивания учителем исключительности, достижений одаренного ребенка. Что вызывает зависть, раздражение, ревность одноклассников.

Вот тут и активизируются разрушители таланта:

«Звездная болезнь» , когда перестает ребенок критично относиться к себе.

Неуверенность в своих силах: «У меня ничего не получится».

Неумение ценить время – детская лень, пустое времяпровождение.

Современная школа, которая развивает логику и рациональное мышление.

Привязка к материальным ценностям: «Не трать зря время на эту ерунду, ты не заработаешь и куска хлеба»

Пагубные привычки.

Ну и в заключение интересные факты, которые вызывают чувство гордости:

10 летний Андрей Хлопнин из Краснодарского края объяснил эффект «серебристых облаков», которые светятся ночью. Этот феномен был загадкой для ученых 150 лет. За научную гипотезу занесен в книгу рекордов Гинесса.

16 летний Андрей Ходурский из Полтавы разработал уникальную систему освещения дорог для автомобилей, над которой 20 лет бились американцы. Изобретением заинтересовалась Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Творческость  или креативность

   

интеллект

одаренность

мотивация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.

Общая  интеллектуальная одаренность  является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию....

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...