Деятельность учителя по формированию УУД
статья по теме

Светлана Владимировна Иванова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя по формированию УУД

Вступление

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

     Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни  старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

 Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

    Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 27 учащихся только 7 ребенка более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих.  Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии.

  Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

   В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

         В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий

Краткая характеристика УУД

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Пути формирования УУД

      Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Отвечая на вопрос «Как сформировать Универсальные учебные действия?!» на МО учителей начальной школы мы:

разработали некие постулаты, которые помогают учителю готовиться к урокам:

                             

Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов.

Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами

Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации и обучает детей применению обобщенных способов действий.

Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать

Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина

Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций

Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

Учитель учит детей планировать свой досуг

Учитель организует конструктивную совместную деятельность

Простроили систему методической работы, которая напрямую направлена на формирование УУД учащихся

Ф.И.О. учителя

Тема методической работы учителя

Тема ИОП учителя

Способ предъявления результатов работы учителя по ИОП

Махнатова Н.А.

Формирование критического мышления на уроках литературного чтения и диагностика результатов работы

Изучение основ художественно-прикладного творчества

Работа кружка

Иванова С.В.

Формирование у учащихся смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Изучение основ издания школьных газет

Выпуск газеты

Васильева И.П.

Формирование умения планировать, контролировать и отслеживать учащимися своих действий в соответствии с задачей и условиями реализации

Изучение истории города, края

Презентация, праздник

Толстикова Ю.А.

Формирование на уроках УУД через решение задач непродуктивного типа

Изучение основ художественно-прикладного творчества

работа кружка

Бегун В.П.

Создание копилки фактов положительного опыта воспитательной и досуговой деятельности.

Изучение компьютерных программ и их практическое применение

Дайнеко Я.М.

Профилактика школьной неуспешности в младшем школьном возрасте.

Изучение игровых и тренинговых технологий

Проведение тренингов, мастер-класса

Филиппова Н.И.

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Изучение русских традиций

Праздник, выпуск тематической газеты

Дроздовская Н.П.

Формирование на уроках УУД через решение задач непродуктивного типа

Освоить основы театральной деятельности

Создание кукольного театра, показ спектаклей

Трофимова Т.И.

Развитие УУД младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Освоить основы театральной деятельности

Создание кукольного театра, показ спектаклей

ЭРИ - эффективный путь формирования УУД учащихся

Направления работы фирм

Коммуникативные УУД :

       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

       структурирование знаний;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       коррекция  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Организация подвижных игр на переменах

Выпуск тематических газет

Обучение игры в шашки, шахматы и проведение турниров

Оформление и проведение праздников

«Базар знаний»

Салон красоты

Творческая мастерская

Работа кинозала

Создание фотоархива для класса, школы

Одним из самых эффективных приёмов является создание на каждого ученика «Карты знаний и достижений»

Таким образом, формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную деятельность и через систему методической работы  с педагогами, а результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе

В материале освещается система работы учителя начальных классов по формированию УУД разных видов на различных уроках. Даётся краткое описание каждого вида УУД, технологии и методы работы по их формиро...

Деятельность учителя по формированию учебных униварсальных действий

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.Современные дети сильно изменились по сравнению с тем време...

Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО.

скачать презентацию(слайд 1) Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.Современные дети сильно измени...

Деятельность учителя по формированию УУД у обучающихся 1-го класса

В чем заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит п...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....

Статья _Деятельность учителя по формированию учебной деятельности при внедрении ФГОС НОО

В данной статье рассмотрен вопрос формирования УУД у учащихся на примере урока постановки учебных задач по математике в 1 классе по теме "Объем. Измерение объемов" (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыд...