Мотивация учения.
методическая разработка по теме

Наварнова Ирина Аркадьевна

 

      Как пробудить в детях интерес  к  знаниям? Как развить любознательность? Как сформировать увлеченное отношение к учению и доброжелательное друг к другу? Как провести урок так ,чтобы ребенок получил удовлетворение от самого процесса познания?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_ucheniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ     УЧЕНИЯ.

      Как пробудить в детях интерес  к  знаниям? Как развить любознательность? Как сформировать увлеченное отношение к учению и доброжелательное друг к другу? Как провести урок так ,чтобы ребенок получил удовлетворение от самого процесса познания?

        Над этими вопросами ломает голову не одно поколение учителей.

Обобщает работу над темой «Мотивация учения» творческая группа учителей

школы №8 руководитель   Наварнова  И. А.  Девизом нашей группы стали слова

В.А.Сухомлинского «Обучение не механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребёнка, а сложные моральные отношения ,в которых ведущей чертой являются  воспитание чувства чести, достоинства и на этой основе желания быть хорошим.»

        Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как  требует от  учителя  большой подготовки к уроку .Во время проведения урока нужно ориентироваться не только на содержание урока, но и на то, как сделать урок полезным для развития  сильных и слабых учеников, как сохранить их  эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

        Ребёнку для развития мотивации учения прежде всего нужна уверенность в том ,что его учит добрый и справедливый учитель, который понимает как ученику трудно, терпеливо относится  к его незнанию, проявляет  к нему интерес  как к человеку, создаёт условия для проявления себя в разных видах деятельности. Учитель должен дать толчок тому ,что заложено в ребёнке природой: научить его учиться ,заинтересовать увлечь самим процессом  решения учебно –познавательных  задач.

        «Учиться –играя, играя – учиться». Такая формула наиболее приемлема для  учащихся начальной  школы. К  игровой  деятельности  ребёнка  побуждают  разные  мотивы , потребности  и  интересы ,но главное  это  неформальное  общение  с  учителем  и  одноклассниками, интерес  к  необычному. Играя,  ребёнок  может  выполнять  разные  роли  и  занимать позиции  лидера  или  исполнителя. Обучающие, развивающие  и  воспитыва-ющие  функции  игры  обусловлены  не  только  ценностью  их  учебного  со-

держания  ,но  и  привлекательностью  игровых  действий,  реквизита,  поведе-

нием  самого  учителя  во  время  игры.

        Младшие  школьники  отзывчивы  на  постановку  учебных  заданий  путём  использования   кроссвордов,  ребусов,  загадок,  тестов,  исправления  

«ошибок» учителя.  Во  время  проведения  уроков  учителя  нашей  школы

используют  разных  сказочных  персонажей,  с помощью  которых  создаётся

игровая  ситуация.  В  играх – сказках  постепенно  усложняются  правила  обновляется  реквизит, включаются  элементы  соревновательности.

        Неизменный  интерес  вызывают  сюжетно -  ролевые  игры  проводимые  нашими  учителями.  Игры  эти  могут  быть  связаны  с  профессиями, с  пове-дением  в  общественных  местах, в  общении  друг  с  другом.  В  этих  играх  реализуется  потребность  ребёнка  действовать  как  взрослый. Во  время  проведения  таких  игр  расширяется  словарный  запас  детей, обогащаются  жизненные  наблюдения. На  уроках  рисования  и  труда  можно  сделать  нес-

ложный  реквизит  для  этих  игр.

        На уроках  ребята  с  удовольствием  работают  в  парах  ,в  группах.  Главная  ценность  группового  взаимодействия  состоит  в  том, что  действия  детей  получают  конечный  результат, в  котором  отдельные  результаты  объе-

диняются  в  качественно  новый  продукт, обогащённый  коллективными  уси-лиями  мысли  и  разнообразными  чувствами.  Это  и  рисунок, и  поделка , и  рассказ, и  описание.  Ребёнок  учится  оценивать  не  только  свою  работу  ,но и работу  членов  группы. В  групповой  работе  переплетаются : взаимосвязь  с  учителем, одноклассниками, желание  свою  часть  работы  выполнить  так, чтобы  не  подвести  команду.

        Особую  роль  учителя  нашей  школы  отводят  нестандартным  урокам. Это  и  урок- сказка,  урок- путешествие, интегрированные  уроки. Значительно  лучше, быстрее  и  прочнее  запоминается  тот  материал , который  вызвал  живые, яркие  чувства, чем  тот , который  оставил  ученика  равнодушным.

        Для   активизации  познавательной  деятельности  все  учителя  используют  познавательные  наглядные  пособия:

это  таблицы, схемы, опоры, алгоритмы, индивидуальные  карточки.

        Таким  образом, для  обеспечения  мотивационного  компонента  урока  необходимо  сочетание  общих  усилий, стимулирующих  желание  школьников  учиться  с  использованием  разнообразных  педагогических  средств, развивающих  у   детей  интерес  и  умение  учиться.  

Наварнова И . А.

Учитель школы №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»

Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)...