Организация уроков в период адаптации первоклассников.
методическая разработка (1 класс) по теме

Максимова Виктория Викторовна

 

Организация уроков в период адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_urokov_v_period_adaptacii_pervoklassnikov.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация уроков в период адаптации первоклассников.

В период адаптации первоклассников, который длится  первые восемь  недель, в процесс обучения целесообразно включать игры с дидактической направленностью, а так же подвижные игры, которые параллельно физическому развитию учащихся позволяют решать задачи познавательного характера (закрепление знаний и представлений по предметам общеобразовательного цикла: математике, обучению грамоте, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром). Главное их достоинство в том, что школьники практически не раздражаются, не устают от выполнения дидактических заданий, так как подвижная и театрализованная  игра протекает на эмоциональном фоне, связана с проявлением инициативы, что стимулирует двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. А в период адаптации детей к школе, как известно необходимо использовать ведущий вид деятельности, который был в дошкольном детстве.

Вот некоторые примеры игр из личной практики. Но для начала посмотрите фильм.

Например: на уроках математики  период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группам предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. Дети учатся целенаправленно  проводить наблюдения над предметами и группами предметов  в ходе их сравнения , расположения в пространстве, классификации  по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные  представления. В этот период можно предложить игру с мячом или с шариком. Учитель называет расположение в пространстве, а дети должны показать где должен находиться мяч. Так же при изучении признаков предметов можно сравнивать мячи, шары, кубики по цвету, размеру и форме.

Таким образом, дети в процессе игровой деятельности осваивают пространственные представления, состав числа, признаки предметов, что и является основой прохождения программы в этот период.

На уроках обучения грамоте целесообразно включить театрализованные этапы уроков, сценки – импровизации. Например, на уроке обучения грамоте при изучении гласных и согласных звуков, можно детей нарядить в костюмы звуков, выучить стихи и поэтому урок пройдет намного интереснее. Дети в непринужденной форме узнают различия гласных и согласных звуков, учатся определять мягкость и твердость согласных.

Можно использовать специально подобранные общеразвивающие  упражнения на развитие  мышления, речи, памяти, воображения, внимания.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формулирующую систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

В течение восьми недель учитель может планировать уроки в форме уроков-игр, уроков-сказок,  уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

" роль диагностики в период адаптации первоклассников"

Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников.

Психолого-педагогическая и информационно-просветительская поддержка родителей в рамках деятельности образовательных организаций в период адаптации первоклассников....

Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе

Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...