Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
статья (1 класс) по теме

Астровская Светлана Ивановна

Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование активных  форм и методов обучения в работе

с младшими школьниками»

Астровская Светлана Ивановна,

учитель высшей категории

ГБОУ школы № 337

Невского района Санкт-Петербурга

Дошкольное детство наполнено движением,  игрой,  которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, не хочу – не играю). Приобретая гордое  и долгожданное звание «ученик», ребенок часто теряет намного больше  - свою непосредственность, возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь по сути он совсем недалеко ушёл от дошкольника – он также любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца и взрастим ещё одного равнодушного  исполнителя.

Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность  также невозможна без  споров и дискуссий, решения  проблемных вопросов и задач. Большую пользу принесёт урок, который у ученика вызовет интерес не только зрительский, но и созидательный, с их собственной поисковой творческой и даже двигательной активностью. Чем меньше  будет «серых уроков» и скучных уроков, чем больше ребята будут «жить в классе» вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный  багаж,  тем больше  творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей.  А это  не мечта каждого педагога?

Сделать эту мечту реальностью поможет применение в учебном процессе таких форм  и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят.

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка, поэтому использование игровых форм при организации педагогического процесса повышает заинтересованность и облегчает усвоение  учебного материала.

Познавательная деятельность младших школьников характеризуется неустойчивостью интереса, преобладанием эмоционального компонента,  

несформированностью умений целенаправленной работы с книгой. Использование игр и игровых заданий облегчает  вхождение ребёнка в мир информации и науки.

Созданный в ходе игры эмоциональный фон  способствует активному участию детей в процессе познания, а значит – их активному учению. Всё это даёт основание считать игру одной из  наиболее предпочтительных форм организации познавательной деятельности младших школьников.

В игре ребёнок предельно активен. Игровая деятельность создаёт широкое поле для творчества, свободного проявления индивидуальности. Там, где умело используется игра, царит атмосфера увлеченности, интеллектуального климата.

Игра занимает особое место в системе активного обучения: она является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения. Являясь методом обучения, игра формирует активную и творческую учебную деятельность. Как форма обучения игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей – необходимое условие активной и творческой деятельности учащихся.

Использование в учебно-воспитательном процессе игровых форм и методов обучения позволяет управлять процессом  познания учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Ведь игра втягивает  в активную познавательную деятельность каждого ребёнка, даёт ему возможность выбора, самовыражения, и саморазвития.

Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в  определенной теоретической подготовке, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение, и тем самым выявляется их ценность. Сказывается и влияние игрового  коллектива - нельзя подводить своих товарищей.

Однако, включая в учебный процесс игровые методы и формы обучения, педагогу необходимо помнить, что применение любых средств обучения, включая игровые, должно осуществляться не само по себе, а в контексте педагогической системы, с учетом её элементов – особенностью контингента учащихся, целей обучения и воспитания, содержания обучения  и т.д. Игра  ради игры  в учебном процессе не принесёт желаемого результата, только отвлечет внимание ребят.

Дети младшего школьного возраста готовы к обучению, но возникают проблемы другого плана: они в этом возрасте не умеют общаться и сотрудничать. Многие из них не умеют познакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другим ребятам. Неумение отличить искреннее непонимание или шутку  от насмешки или агрессии часто приводят к возникновению конфликтов.

Взаимодействие – это совместная деятельность людей для достижения определённой цели, умение учитывать интересы другого человека наравне с собственными, и стремление гармонически сочетать их. Живя в обществе, человек всё время взаимодействует с другими людьми, поэтому в центре внимания педагога в первую очередь должно быть воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального принятия их, формирования готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Общение в группе сверстников даёт детям то, что, в принципе, не может дать общение со взрослыми – критичность к мнениям, словам и поступкам людей, а значит, умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать от чужой, уметь её отстаивать.

Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника, чем сделать замечание взрослому. В младшем школьном возрасте взрослый ещё  остаётся для детей образцом поведения, непогрешимым и всезнающим.

На первых этапах групповой работы неминуемы конфликтные ситуации,  в которых не надо пугаться, ведь навыки сотрудничества только начинают складываться. При умелых действиях педагога конфликты, возникшие между учениками, могут быть превращены в мощное средство воспитания.

Учителю не следует полностью браться за разрешение всех возникших при групповой  работе непониманий между учащимися. Дети должны научиться справляться с ними самостоятельно. Помощь учителя может заключаться в формировании у детей умения замечать и понимать, чем заняты партнёры, распознавать собственные  эмоции и эмоции других участников группы, обозначать их словами, верно определяя причины возникновении. Групповая деятельность, по сравнению с индивидуальной, обладает рядом преимуществ. В ней реализуется  потребность ребёнка в общении, активной деятельности, оценке своей роли, поддержке. В маленькой группе ребёнку легче проявить себя, высказать свою точку зрения, услышать других, увидеть результат личного вклада в общее дело.

По исследованиям психологов, оптимальное количество учащихся в малой группе – от 3 до 8 человек. Удобнее и полезнее работать шестёрками.

В шестёрке каждый ребёнок может найти наиболее выгодные условия для групповой работы и общения.  В такой микро-группе лидеры менее  «давят» на не очень активных,  а у «тихого» ребёнка появляется возможность защититься окружением в шестёрке таких же «тихих» детей.  Важно и то, что шесть может непроизвольно, по ситуации, и ходе  обсуждения делиться на две тройки или три пары

В такой группе есть возможность обнаружить и высказать большее число мнений.  В течение учебного года на уроках в  начальной школе можно использовать как постоянные, так и временные микро-группы.

Варианты стихийного объединения в группы:

  1. Каждый ребёнок получает часть разрезанной открытки. Собрав части открытки, соберутся все члены одной группы.

2. Объединение по признакам: первая буква имени, количество букв в имени, любимая пора года, месяц рождения.

3. Различные варианты группировок:

а) каждый ребёнок получает карточку со слогом. Необходимо собраться в пары (группы) таким образом, чтобы из слогов получились слова (предложения);

б) у детей карточки с цифрами, из которых необходимо собрать необходимую сумму;

в) у каждого ребёнка картинка. Нужно собраться по группам тем детям, у которых на картинках изображены предметы одной тематической группы, например: мебель, животные и т. д.

г) на карточках написаны слова, нужно собраться тем ребятам, у которых слова на карточке начинаются на одну букву, принадлежат к одной части речи и т. д.

4. Использование игр, в результате которых дети стихийно объединяются в группы или пары, например: «Рыбаки». Несколько пар детей ловят свободных «рыбок», окружая их руками. «Рыбки», попавшие в сети, присоединяются к паре;  и уже тройка  ребят ловит свободных рыбок. Так продолжается до тех пор, пока не образуется группа с нужным численным составом «Мы – пара». Участники игры передают по кругу из рук в руки две игрушки  (предмета). По сигналу «стоп» передача  прекращается, а  те дети в руках которых оказываются игрушки образуют пару.

«Липучки» по сигналу учителя дети должны объединиться в группы с определённым численным составом (по цифре на карточке,   по числу хлопков в ладоши, количеству свистков). Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся решали сами, в каком составе они будут работать, а учитель только вносил коррективы. В одну группу нежелательно включать учеников, взаимно отвергающих друг друга, а  детей с низким статусом надо стараться направить в такие группы, где отношение к ним нейтральное. Постепенно, когда коллективная деятельность в классе приобретёт более высокий уровень, желательно, что бы механическое, стихийное деление (по рядам, по списку, по равному количеству сильных и слабых, мальчиков и девочек и т.д.) всё больше места уступало делению на группы с учётом психологической совместимости (на основании дружеских отношений, общих интересов). Тогда будет выше успех деятельности, самочувствие каждого её участника, а заодно усилиться и желание работать вместе. Все правила, нормы работы в группе вырабатываются на договорной основе.  Учителю необходимо воспитывать у ребят нормы терпимости и взаимопомощи, подмечать ситуации, показывающие пример эффективности такого взаимодействия.

Именно в групповой деятельности у ребёнка формируется адекватная оценка и самооценка. Совместная работа способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений. В своей работе я часто использую активные методы обучения.

                                                                                                                                                               Литература:

  1. Бесова М.А. «Познавательные игры младших школьников: методика, технологии и практика», Мн., 2005 г.
  2. Букатов В.М. «Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения», Мн., 2002 г.
  3. Трофимова З.И., Лутохина Э.А., Наумова С.А. «Игра в учебном процессе», Мн., 1995 г.
  4. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника», М., 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками.

Применение метода проектов в работе с младшими школьниками....

Игра-сказка как активный метод обучения на уроках у младших школьников

В данном статье содержится материал о использовании активных методов обучения на уроках в начальной школе, а в частносте об игре-сказке. Этот метод, на мой взгляд, наиболее подходит для данного школьн...

Проектный метод обучения во внеурочной деятельности младших школьников

Статья об использовании проектного метода обучения младших школьников во внеурочной деятельности...

Использование метода проекта в работе с младшими школьниками

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого...

Применение активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников.

Статья содержит краткое описание активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников. Использование активных методов обучения в определенной последовательности простраивает с...

Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками

Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....

Методы и приёмы работы с младшими школьниками по формированию читательской грамотности на уроках окружающего мира

Читательская грамотность формируется не только на уроках чтения, но и  на уроках окружающего мира. Окружающий мир – это предмет, на котором ученики получают информацию, в основном сталкивая...