Применение активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников.
статья (2 класс) на тему
Статья содержит краткое описание активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников. Использование активных методов обучения в определенной последовательности простраивает структуру урока или внеурочного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение активных методов обучения, формирующих понятийное мышление младших школьников.
Методы, используемые в учебной деятельности,
должны вызывать интерес у ребенка к познанию
окружающего мира, а учебное заведение
стать школой радости. Радости познания,
творчества, общения.
В.А.Сухомлинский
Происходящие сегодня в мире изменения вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Современное обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Применение активных методов в обучении побуждает учеников к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Сегодня мы поделимся опытом, как с помощью активных методов обучения мы формируем понятийное мышление.
Основной психологической характеристикой, абсолютно необходимой для обучения в школе, является понятийное мышление, хотя ни в одной учебной программе об этом не упоминается. Понятийное мышление, как высшая психическая функция, не подчиняется законам возрастного созревания, а имеет культурно-историческую природу и формируется в процессе овладения научными знаниями.
Каким образом формируется умение произвольно и осмысленно пользоваться понятиями?
Это становится возможным только по мере их употребления. Когда ученик, решая задачи, выполняя различные упражнения, пользуется формулами, правилами, устанавливает связи с другими понятиями, он наполняет, таким образом, символы и слова определенным смыслом. Только постепенно, по мере употребления формулы или правила, соединяясь с личным, внутренним опытом ребенка, понятия будут наполняться конкретным содержанием. Этот процесс Л.С.Выготский назвал законом развития понятия.
Когда понятие развивается от слова, определения или формулы - абстрагируется внутренний смысл, который и «проростает» (встраивается как клеточка) в понятийную сетку, занимает определенное место в единой многомерной системе координат среди равноценных, более общих и более конкретных понятий.
По мере овладения научными понятиями индивидуальный внутренний опыт перестраивается и организуется в соответствии с системой родовидовых отношений. Понятийное мышление ложится в основу анализа жизненных ситуаций.
В рамках этой структуры легко осуществляется «перенос» знаний, навыков и приемов деятельности. В этом случае любые научные знания, с которыми человек знакомится, он понимает и усваивает без заучивания, они как бы «ложатся» на его понятийные структуры.
Если понятийные структуры не сформировались, то человек не замечает ошибок, нелогичности теоретических построений, затрудняется с проверкой или обоснованием собственных выводов, принимает решения, которые не приводят к желаемому практическому результату.
Мой класс – один из участников федеральной экспериментальной площадки «Школа открытий». Мы во внеурочной деятельности 3-й год реализуем инновационно-развивающий курс ОМ, основанный на технологии DASH. (Технология DASH - это развивающий подход к изучению дисциплин об окружающем мире и здоровье). Этот курс в полной мере соответствует духу нынешнего времени. Он нам помог «безболезненно перестроить себя» и урочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.
Главная цель программы DASH – сохранить и развить любознательность детей, увлечь их воображение исследованием и постижением неизвестного в области естественных наук, техники и заботы о здоровье, изобретением и изготовлением инструментов, приборов и полезных вещей, приобретением знания и понимания, которые необходимы для дальнейшего обучения и образования.
Итак, как же я на уроках формирую понятийное мышление?
По отдельности каждый из активных методов обучения, которые я использую, для формирования понятийного мышления, всем знакомы, и многие, скорее всего, используют их в своей работе (Работа с картами понятий, Мозговой штурм, Составление кластера, Заполнение карты связей, Формулирование рабочего определения понятиям). Технология DASH предлагает использовать эти активные методы в определенной последовательности, определяя тем самым структуру урока или занятия.
С помощью загадки, стихотворения или описания какого-то явления дети определяют тему урока. Затем я формирую проблемные вопросы для каждой группы с целью выявления начальных знаний по изучаемой теме. Каждая группа получает лист бумаги с проблемным вопросом и маркер определенного цвета.
Итак, дети в результате «Мозгового штурма» заполняют эти карты понятий. По истечении установленного времени, группы меняются своими картами и своим цветом маркера добавляют новые сведения. Как только карты понятий, сделав круг, возвращаются в свои группы, оратор озвучивает написанное и прикрепляет свою карту на доску, составляя тем самым кластер. Такая работа позволяет увидеть зону актуального развития каждого ребенка и класса в целом, определить зону ближайшего развития.
Когда группы составят кластер, устанавливают связи между понятиями и заполняют книгу связей ( устанавливают где в жизни они могут встретить эти знания, где они им пригодятся). Работа так же ведется в группах. В результате дети конкретизируют свои знания по теме занятия. Можно поправить лишь некоторые неточности в суждении ребят, а основные ошибки предлагаю исправить самим. При этом активизируем мыслительную деятельность вопросами: «А как ты думаешь? Выскажи свои предположения. Где это можно узнать?». Учащиеся формулируют появившуюся проблему и записывают ее в книгу тайн и открытий, а затем самостоятельно ищут ответ в библиотеке, интернете, беседе со взрослыми. И когда мы соберем достаточно полную информацию по изучаемой теме, наступает самое подходящее время для формулирования определения по предложенной схеме.
Рабочее определение.
1.К чему относится
( категория, группа)
2.Свойства
3.Что делает или как используется
( функции)
4.Примеры.
С нашими детьми (участниками экспериментальной площадки) работает школьный психолог, которая проводит различные диагностики, в том числе и диагностику понятийного мышления.
Из сравнительной диаграммы каждой группы детей, видны результаты обучения первого и второго класса. С очень низким уровнем развития понятийно-логического мышления в первом классе детей не оказалось. Большинство из них показали средний и хороший уровень. К концу 2-го класса выросли умения детей сравнивать, выполнять задания по аналогии, исключать лишнее, определять понятия, понимать переносное значение слов, пословиц и поговорок, классифицировать понятия.
Из диаграмм видно, что за 2 года произошли серьезные изменения в развитии обучающихся. Конечно, еще придется хорошо потрудиться, но я искренне верю, что такая работа по формированию понятийного мышления на уроках и во внеурочное время не пройдет даром. Этапы формирования понятийного мышления на внеурочных занятиях по окружающему миру записывали на видео (по темам: «Вода», «Почва», «Свойства воздуха»…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие понятийного мышления младших школьников
коррекия и развитие понятийного мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-150517-1354877240.jpg)
Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...
Игра-сказка как активный метод обучения на уроках у младших школьников
В данном статье содержится материал о использовании активных методов обучения на уроках в начальной школе, а в частносте об игре-сказке. Этот метод, на мой взгляд, наиболее подходит для данного школьн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-864034-1481536397.jpg)
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-192727-1454139177.jpg)
Понятийное мышление младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Liberation Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dr...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-1289083-1605269455.jpg)
Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками
Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-300745-1707477941.jpg)
Технология развития критического мышления. "Применение активных методов обучения на разных этапах урока"
Выступление на методическом совете. Сообщене содержит какие формы работы на основе развития критического мышления можно организовать в начальной школе на разных этпах урока....