Работа по самообразованию
статья по теме

Калгина Любовь Александровна

Работа над развитием техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на МО22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно – экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В наш век научно – технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать. Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны. снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-54% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научится решать задачи.

Научить решать задачи – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвует мышление, речь, восприятие, воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составление предложений.

Работа над техникой чтения

  1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.
  2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
  3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально.
  4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
  5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.
  6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
  7. Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
  8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.
  9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
  10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
  11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.
  12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
  13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
  14. Чаще надо проводить выборочное чтение.
  15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
  16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
  17. Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
  18. Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

Упражнения для развития техники чтения

Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на 3 группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.

Упражнения для развития техники чтения.

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

  1. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
  2. «Прыжки». Чтение через слово.
  3. . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
  4. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
  5. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
  6. Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
  7. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
  8. «Фотоглаз»:

а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

  1. «Угадай»:

а) антиципация слов, предложений, пословиц;

б) чтение текста через решетку.

  1. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
  2. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
  3. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.

  1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
  2. Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
  3. Чтение скороговорок.
  4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
  5. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
  6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
  7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
  8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
  9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
  10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
  11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
  12. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  13. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
  14. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
  15. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
  16. Чтение по ролям.
  17. Чтение по ролям без слов автора.
  18. Инсценирование.
  19. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
  20. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

Упражнения для понимания смысла текста.

  1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  2. Озаглавливание текста.
  3. Деление текста на части, составление плана.
  4. Определение темы текста, главной мысли.
  5. Определение типа текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.
  8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
  9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.
  10. Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
  11. Чтение для подготовки к пересказу.
  12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
  13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
  14. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
  15. Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
  16. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

б) придумать продолжение рассказа;

в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

  1. Составление кроссвордов по тексту.
  2. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  3. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
  4. Подбор загадок к словам из текста.
  5. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  6. Составление ребусов к словам из текста.

При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.

На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.

Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.

Банк заданий постоянно пополняется. В следующем учебном году начатая работа будет продолжена.

Приложения

Упражнения для совершенствования техники чтения.

  1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

гласные: А,О,У,Ы,И,Э.

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

  1. «Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать « столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок                                           город

перемена                                   лес

школа                                         дорога

книга                                          красивый

ручка                                         богатство

учитель                                     автомобиль

обучение                                   играть

  1. Найди лишнее слово.    

Берёза                     Нож

 Цветы                     вилка

                                ложка

Осина                       тарелка

Опушка                    блюдце

Трава                        корова

Портфель                 чашка

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

План работы по самообразованию учителя начальных классов

Тема по самообразованию:«Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов».Цели:       1) повышение качества учебного процесса;            ...

Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

План работы по самообразованию

Работа представляет собой материал по теме самообразования учителя начальных классов ....

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....