Как изменится обучение школьников с появлением новых требований.
статья по теме

Легенченко Елена Васильевна

В статье освещено: отличие новых стандартов от "старых", как будут учить по новым стандартам, оценка работы школьников, вопрос укрепления здоровья школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как изменится обучение школьников с появлением новых требований к образованию. 

С сентября 2011 года все школы России начнут обучать первоклассников по новыми образовательным стандартам. Первоклашки начнут учиться в соответствии с новыми требованиями образования. Чем будет отличаться их программа обучения? Чего ждать детям и их родителям от нововведения?

Согласно изменениям, в начале года учитель будет обязан предъявить родителям первоклашек учебный план и пояснительную записку с запланированными результатами освоения программы. То есть то, что должен будет уметь малыш к окончанию начальной школы.

В новом учебном году новоиспеченные школьники будут изучать информатику как отдельную дисциплину с самого первого класса. Также в стандарте прописано использование современных технологий  при преподавании основных предметов, таких как математика, чтение и русский язык.

Изменения коснулись и режима работы начальной школы. Теперь она будет школой полного дня. Дети после уроков буду посещать выбранные ими кружки и секции. Все дополнительные занятия - бесплатные. Правда на такую внеурочную деятельность отводится всего 10 часов в неделю.

Новый стандарт позволяет школе самой выбрать количество учебных дней в неделю - 5 или 6, а также установить продолжительность уроков. Таким образом, урок в первом классе будет длиться 35 минут, а со второго по четвертый от 35 до 45 минут. При этом по стандарту дети должны учиться не более 20 часов в неделю и не более 33 недель в году.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»? 
- Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы увидим, что количество предметов, учебных часов одинаковое.
Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня. Она состоит из шести основных направлений. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка мы должны научить, не только читать, писать и считать, но и должны привить две группы новых умений. Во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. За четыре года достигнуть поставленных целей нереально. Для этого потребуется время.

КАК БУДУТ УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ? 

На сегодняшний день образовательные программы и количество часов останутся прежними. Изменятся учебники и их стоимость. Но самое главное, изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

         Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Но родители не должны этого бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы.  Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил и зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.        

КАК БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬСЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ? 
У каждого ученика появится портфолио, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были.
- Какие оценки будут получать школьники на уроках? Как прежде, по пятибалльной шкале. Вообще, первый класс не получает оценок. Их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо». В этом возрасте важно отметить старания ребенка, а не загонять его в оценочные рамки.

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ НАПРАВЛЕНЫ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ. 
В новых стандартах заложены две вещи: программа духовно-нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Мы не ставим задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. Нужно стараться так организовать урок, чтобы дети постоянно двигались, но всё это нисколько не нарушало бы организованность урока. Для этого,
конечно, потребуется дополнительная мебель. Предполагается приобрести банкетки (для работы стоя). Для полноценного активного отдыха планируется оформить специальную комнату. Очень важен третий урок физкультуры. Он будет построен на интересах детей, с учетом их возможностей и потребностей.  Надо учитывать здоровье современных детей. В большинстве своём они приходят с детского сада в школу уже больные, как психически, так и физически. Отсюда и проблемы адаптационного периода в первом классе. Главной задачей образования и воспитания в начальной школе - это оздоровление ребёнка. Это надо делать, начиная с семьи. Будут здоровые дети – можно успешно учить детей по любому УМК. Кстати, о комплекте. Мы планируем начать обучение своих первоклассников по УМК "Перспективная начальная школа", так как работающие по этому комплекту учителя дают положительную оценку.
     Так, например, в этом комплекте, для выполнения одного из основных требований нового образовательного стандарта инструментарий учебника обогащается заданиями, которые обучают детей работе с учебником, со справочной и дополнительной литературой, с учебными, художественными и научно-популярными текстами, доступными учащимся начальной школы. Дети учатся самостоятельно формулировать вопросы. Ведь им часто бывает гораздо сложнее задать вопрос взрослому, чем на него ответить. Считаем важным представление ссылок для поиска интересной информации в сети Интернет.
Говорят, что в этом комплекте уже заложены возможности для реализации требований стандартов второго поколения. Здесь ребенок работает не только с учебниками, но и с другими источниками информации. Данный комплект обеспечен не только методическими материалами, но и разными видами контрольных заданий и тестов, по которым можно отследить результат обученности. А также существует и дидактический материал к урокам.
Все понимают, что в связи с переходом на стандарты второго поколения учителю начальных классов необходимо будет поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Основы формирования выпускника закладываются в начальной школе.
В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально. Учитель начальных классов должен научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.
Он должен будет научить детей не только писать, читать и считать, но и привить им потребности к самостоятельному добыванию знаний.                

         Хотя меня больше всего сейчас волнует проблема, как приучить современных детей к чтению? Как войти в новые стандарты с детьми, которые не хотят читать книги, не делают этого и родители. А ЕГЭ всем нашим детишкам всё равно сдавать, хоть и через 7 - 8 лет. Ведь чтение - это интеллектуальный труд, умение работать с текстом, по этому, какой бы мы УМК не выбрали, если наш ученик не будет приучен к чтению, ему всё равно учиться будет не интересно.
Хотя чем мы только сейчас не пытаемся заинтересовать детей: и логическое мышление развиваем, и познавательный интерес будоражим, и всякие конкурсы, и интерактивные игры вводим. Но всё напрасно.
Тот, кто любит читать, ему всё интересно: и игры, и задачи, и конкурсы, и т.д.. Так вот, самое главное - это возвращение нашим детям интереса к книгам.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к результатам обучения в рамках введения ФГО НОО

В стране повсеместно идет внедрение «новых» стандартов. Новые стандарты, в требованиях к результатам обучения, ставят новые приоритеты:         →Личностны...

Современное образование : новые требования и новые возможности

Жизненный ритм меняется и ускоряется постоянно, что диктует нам новые требования  и даёт новые возможности в образовании....

Современное муниципальное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Выступление на методическом объединении классных руководителей....

Инновационный подход к духовно – нравственному воспитанию младших школьников в свете новых требований ФГОС НОО

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Безработица, прест...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность...

«Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников с введением новых требований ФГОС».

Особую актуальность в современных условиях в области подготовки подрастающего поколения к жизни приобретает проблема формирования мотивации к учению, в частности к занятиям физической культурой. Приме...

«Обучение математике младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Процесс изучения математики в начальной школе по мнению А.Г. Асмолова представляет большие возможности для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся, потому что обучение математи...