Самостоятельная работах в парах на основе деятельностного подхода к обучению.
статья (4 класс) на тему

Карпова Лилия Семёновна

 

 Я работаю по УМК  «Планета Знаний», учебники этого комплекта содержат много  разнообразных заданий, связанных с работой в паре. Но надеюсь, что описанный мною приём не помешает работе учителя, а только расширит его представление о работе в парах на уроках математики и русского  языка  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_perehodom.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Именно начальная школа призвана решить ряд важнейших задач,  среди

которых создание прочного фундамента для последующего обучения

ребенка. Это предполагает освоение младшими школьниками не только

системы опорных знаний и умений, но и успешное их включение в учебную

деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа

должна помочь детям освоить эффективные средства управления своей

учебной деятельностью, развивать способность к сотрудничеству». Педагогическое обозрение №9 .2012.(128)

На своих   уроках я стараюсь, чтобы дети как можно больше участвовали  в  обсуждении  нового способа действия, принимали активное участие в его выработке и записи.  Такая   активность ребят в данном случае направлена на достижение  сознательно поставленной цели. Детей  не надо заставлять делать что-то насильно, они сами понимают, что они усвоили, а над чем нужно поработать. Так, например, работая над темой  «Написание   безударных  личных  окончаний глаголов в 4 классе», у нас с детьми появилась памятка - алгоритм, которая решала эту  орфографическую задачу и поясняла, что нужно делать, чтобы правильно писать букву в безударном личном окончании  глагола. В обсуждении такого алгоритма участвовали все дети. Слова и символы для памятки предлагались разные, оставались наиболее удачные варианты.

 Способ написания буквы и-е  в безударных личных окончаниях глаголов.

1.Поставь глагол в Н.Ф

2.Определи спряжение.

3.Пиши  букву «и», если глагол 2спр.

   Лиши букву «е», если глагол   1спр.

4.Вставь пропущенную букву.

Алгоритм может быть усложнён, то есть иметь больше пунктов (в зависимости от класса).

Теперь памятку можно использовать при самостоятельной работе в парах (можно у доски, можно на месте). Можно  на разных этапах урока. ( Первичное закрепление,  повторение, и т.д.). Для этого раздаю карточку на каждый стол, где прописаны две роли учеников и слова с пропущенными буквами. В словах обязательно должна быть пропущена буква, чтобы дети, опираясь на алгоритм,  решали  орфографические задачи.

Деятель                                              Контролирующий

Кле.м     2спр                                     1)++++

Помн.шь                                             2)+-+-

Вер.те                                                  3)++++

Сверка.т                                              4)+++-

Теперь» контролирующий» отслеживает действия деятеля, по пунктам алгоритма, если выполнено, появляется «+», если забыл, пропустил, то «-».Учитель проверяет столбик знаков, сколько слов, столько и столбиков. Потом дети меняются ролями, для этого можно дать вторую карточку или написать на другой стороне. Такая работа в паре очень нравится детям, они очень ответственно подходят к своим обязанностям  и очень строги в роли контролёра. Таким образом, отрабатываются навыки написания и безударной гласной, и парной согласной и других орфограмм. Выполняя работу дети видят, что у них не получается, на каком этапе возникает трудность, проблема, стараются исправиться, поработать над определённым действием. Работает рефлексивно-оценочный контроль, развиваются коммуникативные действия. Дети учатся сотрудничеству, учатся слушать  и общаться. Учатся оценивать  и контролировать результаты своей деятельности. Осуществляется деятельностный подход в обучении, который так необходим в работе учителя  по новому образовательному стандарту.

Используя этот приём, можно проводить такую работу в парах и на уроках математики.

Возьмём тему «Умножение круглых чисел в столбик».  После обсуждения.  Записываем  с детьми «инструкцию»:

1.Записываем числа ( нули друг под другом);

2.Умножаем (как бы без 0);

3.Дописываем справа все 0 обоих множителей.

 В карточке примеры даю, записанные в строчку, ниже нужно записать в столбик, по правилу.

Деятель                                      Контролирующий

790х600                                   1)+

                                     

                                                  2)+

                                                  3)+

Если «Деятель» всё выполнил правильно, то конечно, получает «+», по всем пунктам. Очень эффективно проводить такую работу на этапе первичного закрепления материала. Чем больше дети поработают в парах, тем быстрее усвоят новые знания и будут пользоваться ими самостоятельно.

Таким образом, мы с  ребятами отрабатывали   письменное деление  многозначных чисел на однозначное, письменное  умножение  многозначных чисел и т.д. Дети всегда с удовольствием работают в парах. Я работаю по УМК  «Планета Знаний», учебники этого комплекта содержат много  разнообразных заданий, связанных с работой  в паре. Надеюсь, что описанный мною приём не помешает работе учителя, а только расширит его представление о работе в парах на уроках математики  и русского  языка.