Обобщение опыта" Технология личностно - ориентированного обучения
статья по теме

Головахина Надежда Владимировна

Данная работа является обобщением опыта по теме. Даны конкретные моменты в проведенных уроках, где использовалась технология личностно - ориентированного урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Владимировна Головахина

учитель начальных классов МКОУ СОШ №7

ОБОБЩЕНИЕ   ОПЫТА

« ТЕХНОЛОГИЯ

              ЛИЧНОСТНО –

             

                     ОРИЕНТИРОВАННОГО

                            ОБУЧЕНИЯ»

                                      Содержание

I.        Введение                                                                                                3                                                                            

II.        Актуальность                                                                                         3                                                                                                                                                                

III.     Развитие исследовательских навыков  в УМК Занкова                     4                                      

IV.           Личностно – ориентированный урок                                                   6

1.        Русский язык                                                                                          9                                                                                          

2.        Литературное чтение                                                                           11                                                                          

3.        Технология. Работа над проектом                                                     17

V.        Заключение                                                                                          19                                                                                        

VI.        Результативность                                                                                21

VII.        Литература                                                                                           24

                                   

           

I. ВВЕДЕНИЕ

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. В прошлое уходят технологии, которые подавляли личность детей, воспитывая серую массу, лишенную индивидуальности. Современное образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности. Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок может раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика. Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности.

Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном. Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ученика реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный)  подход  основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору,  активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения».

III. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В УМК

Л В.ЗАНКОВА

В этом году я опять взяла 1 класс. Это будет уже второй выпуск с которым мы будем работать по УМК Л.В.Занкова, потому что именно в этой системе заложена технология личностно – ориентированного обучения. Оказывается одним из первых, а именно 55 лет назад, Занков сформулировал эту цель образования, и вся его система обучения направлена на развитие не всего класса в целом, а на каждого ученика. При этом ставится цель не подтянуть слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность каждой личности и оптимально её развивать, поэтому каждый урок в этой системе является главным и важным.

Отличительной особенностью занковских уроков является создание проблемных ситуаций. Как это сделать?

1. Удивить ребенка. (Пр. Наблюдение за каплями дождя)

  1. Проблемная ситуация с затруднением. (Дается невыполнимое задание или задание, для решения которого не хватает знаний)
  2. Прием под названием «Яркое пятно» (В начале урока рассказывается легенда, сказка, фрагмент фильма или другое яркое событие).

2. Ребенку тогда будет интересно с вами, если он чувствует, что интересен вам. (Настрой на урок «Цветовая и звуковая гамма настроения», как прошла перемена? чем вы увлекаетесь? и т.д.)

3. Урок проводится на высоком уровне трудности, но с опорой на знания детей.

4. Вопросы на уроке носят общий характер.

5. Учитель только руководит процессом обучения, дети добывают знания самостоятельно.

6. Дети не должны бояться задавать вопросы и спорить.

7. На уроке дается высказаться всем.

8.Начинать спрашивать со слабого ученика.

Обучение детей по системе Занкова полностью отвечает задачам, поставленным перед современным процессом обучения и дает возможность детям развивать свою личность во всех направлениях.

Занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения я стараюсь, чтобы ученик

- получал возможность взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими  учащимися, оценить свои поступки поведения;

-вырабатывал силу воли, так как, иногда действует вопреки своим желаниям и интересам, учился управлять собой через постоянное влияние на учебные (а значит и жизненные) ситуации;

учился преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;

- развивал способность быстрого принятия решений;

- удовлетворял свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве,  в общении,

- учился продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

- овладевал мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс и условия его реализации. Технология личностно- ориентированного обучения  предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Изучая научную литературу по личностно – ориентированной системе   обучения я пришла к выводу, что она строится по следующим принципам:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания  опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика);

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самой ценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития;

- конструирование и организация учебного материала, предоставляющее ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий;

- выявление и оценка способ учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, продуктивно;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности.

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального. Новому обществу нужны новые люди – субъекты, умеющие анализировать ситуацию и себя в ней, ставить цели, искать способы их достижения, контролировать их ход, оценивать их результат. Как помочь ученикам стать яркими индивидуальными  субъектами всего за 40 минут урока?

IV. ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

Решить эти проблемы позволяет личностно - ориентированное обучение.

Основная форма обучения - урок. «Все самое главное происходит с учеником на уроке», - писал Ю. А. Конаржевский.  Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика.

Кто-то подсчитал, что учитель за свою жизнь проводит  порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч,  поэтому, урок недооценивать нельзя! Всего 45 минут отводится учителю для обучения, развития субъектности учеников и формирования системы их ценностей на уроке!

…Звенит звонок, я беру классный журнал и иду на урок. Каким ему быть? Каким он должен быть? Эти вопросы всегда волнуют меня, ведь мой день состоит из уроков. Урок – дело серьезное. Он требует не только научного подхода, но и творческого поиска. А поиск – долг учителя! Да, учительская работа не из простых, так как учитель не может работать «от сих до сих». Только и тем, кого мы учим, тоже порой бывает нелегко: детям  в школе не только нужно приобрести знания, умения и навыки, но и стать личностями. Поэтому мы – учителя - призваны  не только приоткрыть детям дверь в храм науки, показать Ариаднины нити – паутинки и пожелать счастливого пути, но и должны помочь ученикам  самореализоваться в современном обществе, должны найти приемы, которые позволят найти каждому свой путь, чтоб свобода мысли вылилась в свободу творчества и свободу личности! И все это только за 11,5 тысяч уроков по 40 минут…

Существует множество разных типов и форм уроков, а личностно ориентированный урок – особый! Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он  позволяет за 40 минут создать условия и для обучения учащихся, и для  развития каждого ученика, и для формирования системы ценностей  школьников–  каждого в отдельности, именно он позволяет помочь каждому ученику стать субъектом!

Я считаю, что урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает  к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.

Целью личностно- ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.

Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий.

Каковы особенности построения личностно- ориентированного обучения в начальной школе?

На уроках в начальной школе личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.

Составляется личностно-ориентированный план по предмету, в котором указываются׃

-наименование тем или разделов курса;

-временные рамки тем или разделов;

-понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

-индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

-учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.

При  данной системе обучения значительная доля  учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках - лекциях ведется объяснение нового материала учителем. В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате которых ученики приходят к нужному выводу. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания  учащихся.

После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

В технологии личностно-ориентированного обучения  предусматривается три уровня заданий׃

- репродуктивного характера;

-алгоритмического;

-творческого.

Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.

Важной особенностью системы личностно-ориентированного обучения является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно ориентированную направленность.

Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя при этом заключается, прежде всего, в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Учитель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.

Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные И.С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков родного языка я опираюсь на некоторые из них:

  1. Продумывание возможностей для самопроявления учеников;
  2. Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
  3. Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
  4. Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
  5. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
  6. Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
  7. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  8. Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;
  9. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
  10. Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

Хочу показать как на разных уроках применяю  задания разного уровня сложности

1.        Русский язык

При изучении словарных слов учитываю особенности организма ребёнка 8-9-летнего возраста: у них преобладает наглядно-образное мышление, хотя есть дети, способные запомнить и на слух с первого раза и не способные какое-то время запомнить.

Родина

ракета

ресницы

Пока с одними уч-ся идёт работа по запоминанию букв в словарных словах, другие придумывают задания с новыми словарными словами себе или классу или соседу по парте (разбить слова на группы по какому-то принципу, составить словосочетания сущ+прилаг, причём прилагательное должно обозначать цвет, размер, качество, синоним или антоним). Иногда дети предлагают самим придумать рисунок к букве, и это они с удовольствием делают на интерактивной доске.

На минутке чистописания с первого класса использую цепочки букв разного уровня сложности, дети сами выбирают себе одну из цепочек и продолжают её. И всегда найдётся ученик, спросивший : «А можно свою придумать?» или : «А можно просто написать Рр?»

1)        Рра Рре Ррё… (продолжить Рри Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря)

2)        Ра рб рв рг… (продолжить рд ре рё рж рз и т.д.)

3)        Рр Ррр Рррр… (продолжить Ррррр Рррррр и т.д.)

Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

У-1 (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим , брать.

У-2 (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, плавать, порхать, летать, учить, считать, писать, читать.

У-3 (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -...  класть зубы на полку -... .

(Если ребёнок не справится, то предложить сделать дома со взрослыми).

Работа над сочинением

У-1 (с низким уровнем развития)

Составить рассказ с помощью опорных слов - не обязательно использовать все слова, при желании добавить свои (Зимушка, ветки, пришла, рассыпала, укрыла, хлопья, голые, хруст, снеговые, снежинки, танцуют, свежий, чистый, прохладная, белая).

У-2 (со средним уровнем развития)

Прочитать рассказ, вставить пропущенные буквы и озаглавить рассказ.

Наступила кр_савица з_ма. Ст_ят м_розные деньки. (С) ни_кого неба на землю л_тят пуш_стые сн_жинки. Д_рев_я закуталис_ (в) белые снежные п_крывала.

У-3 (с высоким уровнем развития)

Пишут сочинение по плану. 1-2 предложения – ответа на каждый вопрос плана.

Прочитай план. Запиши 1-2 предложения на каждый вопрос, чтобы получился связный текст.

План.

1.        Какое время года наступило?

2.        Какая погода зимой?

3.        Какие стоят деревья?

4.        Как живут зимой звери и птицы?

5.        Какие любимые игры детей в зимнее время?

6.        Нравится ли тебе зима?

2.        Литературное чтение

В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.

1.        “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.

2.        Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:

ка – ток

то - пот ту – ман

мо - ток Ан – тон

ста - кан ше – пот

хло - пок

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

Например: “Хороша у Тани строчка,

А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.

“Прыгал птенчик по дорожке,

И клевал большие … (мошки, крошки)”.

Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее.

Например:

3.

1.

4.

2.        Лягушки все ее боятся

На одной ноге стоит

Стараются не попадаться

И имеет важный вид. На одной ноге стоит

И имеет важный вид,

Лягушки все ее боятся,

Стараются не попадаться (цапля)

Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество.

Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:

Лена Б.: “Есть в лесу одна опушка,

Любит там сидеть кукушка”.

Олеся В.: “Прилетел весной скворец,

Быстро занял свой дворец”.

Самостоятельный поиск для выполнения подобных заданий способствует открытию новых интересов у учащихся: интереса к поэтическим произведениям, к изобразительно-выразительным возможностям слова, интереса к материалам, выходящим за рамки урока: живописи, музыке.

Главной целью использования стихотворчества не является научить детей писать стихи. Стихотворство- способ раскрыть себя, способность высказываться, передать свои чувства, эмоции. Это очень важно для развития внимания к слову, его лексическому значению. Один из учеников класса пришёл в первый класс хорошо читающим, но за первый класс практически «не вырос» в читательном плане. Во второй четверти по литературному чтению несколько уроков были посвящены стихосложению, но не только с использованием рифмы, а также давалось понятие «белого стиха», знакомились с японскими Хокку и Басё, где нет рифмы. И мальчик увлёкся стихосложением на любые темы дома,  в классе и записывал все работы в тетрадь. Мама его была удивлена и видом деятельности и желанием писать именно нерифмованные стихи, причём без требований со стороны родителей, а по личной инициативе.

Удовлетворение получаю как учитель на уроках  литературного чтения, когда мы заканчиваем изучать произведение. Хочу привести в качестве примера фрагмент урока в 4 классе по теме « Отзыв о сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».

Ход урока

  1. Слово учителя

- Мы закончили читать сказку Эрнеста Теодора Амадея Гофмана   «Щелкунчик и Мышиный Король». Я могла бы спросить : «Понравилась ли вам эта сказка? Чем? Что в ней увлекательного?», но мы поступим иначе.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте, ребята, попробуем заинтересовать наших слушателей, чтобы им непременно захотелось взять в руки это произведение и прочитать его. Другими словами, дадим устный отзыв об этой сказке, чуть – чуть приоткрыв её содержание.

  1. Беседа. Выясняем, что такое отзыв

( В «Толковом словаре»  С. И.Ожегова читаем – Отзыв о литературном произведении – письменное или устное высказывание, которое начинается кратким пересказом содержания и заканчивается мнением пишущего о прочитанном произведении.)

Учитель:  Как вы думаете, с чего  начнем писать отзыв

Дети:        Можно написать о самом писателе.

-   О Щелкунчике и Мари.

-  О Рождестве рассказать и о чудесах, которые всегда случаются в Рождество.

Учитель:   Что важно для этой части?

Дети:          Важно, чтобы читателю было интересно, чтобы он не бросил чтение,  закончил его.

Учитель: Значит, каким должно быть начало?

Дети:   Ярким, захватывающим.

Учитель:  Давайте назовем такое начало « Чудо», и каждый сам решит, чем он привлечёт своего читателя.

  1. План отзыва
  1. Вступление. Чудо

Дети:  С самого начала появляется предчувствие чуда. Дети сидят в темной комнате. Они в ожидании рождественских чудес – ёлки и подарков. Мари и Фриц разговаривают о загадочном крестном, обладающем сказочной внешностью и фантастическими возможностями.

-  Действие происходит в канун Рождества. События разворачиваются в рождественскую ночь, точнее, точнее в полночь. Именно в это время игрушки оживают, мыши превращаются в войско.

Учитель:  О чем же далее мы расскажем читателю?

Дети:        О героях повести, об их приключениях.

2.        Герои и персонажи произведения

МАРИ

Дети:    Это милая, добрая, храбрая и заботливая девочка. В ней есть все хорошие качества, которых нет в других людях.

- Мари полюбила маленького уродца Щелкунчика, потому что у нее было любящее сердце и добрая душа.

-  У нее есть все качества, которыми должна обладать настоящая принцесса. Крестный Дроссельмейер сказал Мари: «… тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты… прирожденная принцесса». Своей любовью Мари спасает молодого Дроссельмейера от страшного заклятия.

-  Она умеет любить и жить в мире воображения.

Учитель:        Что вы можете сказать о внутреннем мире Мари?

Дети:        На протяжении всей сказки в ней борются противоречивые чувства: с одной стороны – страх перед мышами, с другой – любовь к Щелкунчику; ей жалко себя и жалко Щелкунчика.

- Она хочет быть правдивой девочкой, но ей все равно никто не верит.

- Обижается на брата Фрица и оправдывает его жестокость, потому что любит его.

Дроссельмейер

Дети:  Вот как описана внешность Дроссельмейера. Он « не отличался красотой. Это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему  он носил парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно».

Учитель:       Кто же такой крестный Дроссельмейер: реальный человек или сказочный персонаж?

Дети:              Как старший советник суда – он живой реальный человек. Дроссельмейер знал толк в часах и даже умел их чинить. Он делал механические игрушки.

-  А с другой стороны, он является жителем сказочной, волшебной страны. Там Дроссельмейер также обладает способностями искусного мастера ( придумал мышеловку)

Щелкунчик

Дети:  Щелкунчик – это рождественский подарок детям, сказочный герой и заколдованный молодой Дроссельмейер.

- Он был некрасивый: « чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова была великовата». А одет был красиво и со вкусом.

- Он напоминал Мари крестного. Ведь заколдованный Щелкунчик оказался племянником Дроссельмейера.

- Мари разглядела, что лицо у Щелкунчика доброе, глаза приветливые. Ему очень шла борода и ласковая улыбка.

- В ночных сражениях он проявил себя как храбрый воин.

3.        Сюжет произведения

Учитель:   Какие же события происходят в сказке?

Дети:  В этой сказке существует два мира: реальный и волшебный. Между ними есть связь, и они постоянно сменяют друг друга. Переход в волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь и начинаются чудеса; появляется Мышиный Король, крестный на часах; раздаётся хихиканье, писк, беготня и топот тысячи мышей, начинается суета, сражение Щелкунчика и игрушечных солдатиков с Мышиным Королем.

-   А реальный мир – это семья Мари: родители, брат и их крестный; красивая рождественская елка; а сама Мари – добрая и послушная девочка; в конце сказки – появление молодого Дроссельмейера. Когда Мари болела сказочный и волшебный         мир смешались.

-   Войско Мышиного Короля борется с войском Щелкунчика. Мари помогает игрушечному войску, и, наконец, заколдованный Щелкунчик превращается в живого человека.

Учитель:   Как можно одним словом назвать то, о чем вы сейчас рассказали?

Дети:  СЮЖЕТ  ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Учитель:  Итак, этот пункт плана так и назовем: сюжет.

Всё ли мы рассказали будущему читателю?

Дети:   Надо рассказать о том, понравилась ли книга.

4.        Моё  мнение  о  книге

« Я считаю, что эта сказка о добрых людях. В этой сказке есть всё: и добро и зло, и красивое и ужасное. Эта сказка мне очень понравилась. Я рада, что в ней добро побеждает зло»

«  В этой сказке мне понравилась героиня Мари. В ее душе много доброты и любви. Она полюбила Щелкунчика, который стал уродцем из-за одного злого сердца. Прочитав эту сказку, я понял, что доброта важнее всего»

« Мне очень понравилась эта сказка. Я побывала на Леденцовом лугу, прошла через Миндальные ворота. Я слушала, как золотая мишура хрустела и трещала, словно музыка.. Я участвовала в битве игрушечного войска и Мышиного Короля. Читая сказку, я переживала все события. И главное, я поняла, что добро всегда сильнее зла»

« Прочитав эту сказку, я понял, что любовь совершает настоящие чудеса, что любят не только за внешность, но и за другие качества»

Учитель:  Кому мы можем предложить прочитать наши отзывы?

Дети:        Друзьям, маме, папе, бабушке, сестре, брату.

Учитель:   На столах у вас книжки для маленьких детей.

Догадайтесь для чего?

Дети:       Придумать отзыв о них!

Учитель: Сейчас вы прочитаете свою книжечку и попробуете коротко рассказать о ней, заинтересовать младшего братишку или сестренку.

( Дети читают и высказываются)

  1. Домашнее задание

Учитель:  Теперь вы знаете, что такое отзыв и как его пишут. Дома вы еще раз вернетесь к сказке Гофмана, напишите отзыв о « Щелкунчике»

  1. Итог урока

Учитель:   Когда мы читаем книги, мы  узнаем новое, обогащаем свой  

внутренний мир. Чтение захватывает, обостряет наши чувства и  

ощущения. В русской и зарубежной литературе много замечательных

произведений, которые стоит прочитать.

« Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы

вы не прочли хоть одной странички из новой книги!» - такой совет дает

читателям Константин Георгиевич Паустовский.

3.Технология. Работа над проектом

1 этап – организационный.

На уроке технологии я знакомила детей с темой урока: «Жилище». Учащиеся выясняют (используя толковый словарь) значение данного слова, обмениваются имеющейся информацией по данному вопросу. Учитель предлагает выполнить проект, который расширит знания детей о жилищах. Вместе с учителем ребята обсуждают возможные аспекты темы, выбирают направления своих исследований в соответствии с интересами, планируют деятельность групп и индивидуальную работу каждого, форму презентации проекта.

Таким образом, в ходе обсуждения были выделены следующие темы:

1.        Жилища в разные времена.

2.        Национальные жилища.

3.        Дома литературных героев.

4.        Какие бывают дома.

5.        Кто и как строит дом.

Результатом данного проекта станет изготовление учащимися макетов домов по собственным эскизам.

2 этап – сбор информации.

На данном этапе учащиеся собирают информацию по выбранным направлениям, используя различные источники: учебная и художественная литература, Интернет, библиотеки, походы в музей краеведения, экскурсии по родному посёлку. При этом я, как учитель лишь направляю деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

3 этап – реализация проекта, создание творческих работ.

Учащиеся готовят сообщения, рисунки, представляют свои исследования в презентации в Power Point, изготавливают макеты домов.

4 этап – презентация проекта.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Итогом данного проекта стала выставка макетов домов по собственным эскизам. При этом каждый ребёнок имел возможность рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

5 этап – дальнейшее использование материалов проекта на уроках окружающего мира, литературного чтения, ИЗО.

Осуществление данного проекта развивает у детей инициативность, самостоятельность, повышает познавательную активность. При этом учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности, укрепляя межпредметную связь. Работая в группах, у учащихся формируется коммуникативные умения и социальные навыки. И надо только видеть гордость и удовлетворение в лице ребёнка, чью работу я потом использую на других уроках.

Таким образом, создаются все необходимые условия для личностного развития каждого ребёнка.Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы׃ кто? что? где? когда? Описание, пересказ, правило, работу с картой или справочником.

Задания алгоритмического уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке « хорошо». Типовыми для данного уровня являются вопросы׃ почему? зачем? как? в чем суть?

Задания творческого уровня направлены на развитие у детей самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке « отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, перечислить преимущества или недостатки.

Для составления заданий учитель, прежде всего, использует вопросы, по теме данные в учебнике. При этом задания не обязательно переписывать в план, а достаточно ограничиться указанием номера заданий и упражнений, а также страницы учебного пособия, где они помещены. При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

Одной из инновационных технологий, способствующей повышению эффективности образования, является система развивающего обучения Л.В. Занкова – вариант личностно ориентированного обучения, цель которого достижение оптимального общего развития каждого школьника: интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственных представлений, всего, что лежит в основе его учебной и внеучебной деятельности и успешной социализации. Объектом педагогической деятельности являются как сам ученик, так и условия, которые необходимо создать для его развития (активности, самостоятельности, инициативности), для формирования личностных качеств каждого обучающегося. Эта технология развивает аналитическое мышление, самостоятельное видение проблем и путей их решения, умение применять знания в новой нестандартной ситуации. Для этого используют следующие формы организации успешной деятельности учащихся: сотрудничество ученика и учителя, работа в группе, в паре с целью совместного решения коммуникативных задач, дидактические и ролевые игры. Все это повышает мотивацию к достижению успеха, творчеству, самовыражению, самоопределению, самореализации, рост познавательной активности. Поощрение учащихся за работу на уроке, стремление находить разные способы решения заданий без боязни ошибиться, обучение целеполаганию, самооценке деятельности, рефлексии, воспитание культуры поведения при работе в паре, позволяют ребенку почувствовать свою значимость, уверенность в своих силах, быть активным субъектом обучения, успешным человеком.

Особенно ярко принципы личностно ориентированного обучения лежат в основе уроков математики. Урок математики носит развивающий характер, формирует умение сравнивать, анализировать, выделять главное. Организуя познавательную деятельность, учитель не сообщает знания, а помогает детям в процессе исследований, наблюдений, практической работы отвечать на проблемные вопросы, делать выводы. Опираясь на субъективный опыт, дети познают новое, делают «открытия». На уроке применяются активные методы и формы организации процесса обучения: тест, кроссворд, арифметический диктант, игра, свобода выбора (вариативность классных и домашних заданий), парная работа, являющаяся особенно актуальной и продуктивной для изучения нового материала, развития речи, умения общаться. Во время совместной деятельности формируются ключевые компетенции и развиваются личностные качества: мотивация достижения успеха, способность к самоопределению и самооценке деятельности.

Радуют успехи детей, их непосредственность, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.

Конечно, хотелось бы сказать  о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.

Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.

Во-вторых, она  универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение, технологию укрупненных дидактических единиц.

В-третьих, каждый учитель автоматически становится в позицию исследователя.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данной технологии я работаю на протяжении четырех лет. Применяю ее на уроках  русского языка и математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе. Хотя дети и работают самостоятельно по своему плану, каждое задание проверяется, либо по « ключу», либо это взаимопроверка в парах, в группах . Уровень заданий усложняется׃ от репродуктивных в начале урока к творческим  к концу урока. После выполнения каждого задания учащиеся дают оценку своему настроению. Продуктивность уроков по личностно-ориентированному плану возрастает в несколько раз. Все учащиеся стараются выполнить учебный план за урок.

Моя  позиция, как педагога: стимулирования саморазвития учащихся; инициирование личностного опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самооценке каждого учащегося в коллективе.

При разработке и проведении уроков я стараюсь обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Так на уроке окружающего мира, предлагается рассказать ученику о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит «5», считая, что обучение достигло своей цели. Но вот, тот же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу « Свойства воды». Результат плачевен: ребенок не справился с заданием. Что произошло? Ведь казалось, ученик имеет знания. Но знания ученику нужны не сами по себе, не как « мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых учебных задач. Имея знания, ученик не владеет ими. Поэтому к показателю развития  надо относить  умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание.        Рассмотрим пример на уроке русского языка « Правописание шипящих». Выучили новое правило. Учащиеся повторяют правило, а затем учитель предлагает им записать соответствующие слова. В этом случае все записи по памяти: кто быстрее запомнит правило, тот и не сделает ошибок. А можно провести урок по другому направлению. Учитель пишет на доске слова, в которой пропущена буква, и спрашивает, какая буква пропущена. Ответы детей разные: одни говорят « и», другие  « ы». Почему ответы разные? Ответ очевиден, незнание правила написания шипящих. Учитель знакомит с правилом и предлагает написать в тетрадях « ши» и « шы» и второй слог перечеркнуть красным карандашом. Казалось бы, чуть - чуть изменен характер обучения, но эти изменения очень важны  они формируют мотив их деятельности. Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление   самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.

.

VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

    Мониторинг контрольных работ  на конец 2011-2012 уч.года.

4 «А»

4 «Б»

Рус.яз.

качество

обученность


63%

90%


33%

75%



 

Матем.

качество

обученность


54%

72%


66%

91%


Качество знаний по предметам  за 2011-2012 уч.год

3

4 «А»

4 «Б»

Русский язык

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовое

31 %

39 %

31 %

58 %

58 %

38 %

38 %

46 %

38 %

38 %

Литературное чтение

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовое

69 %

69 %

58 %

66 %

66 %

77 %

84 %

77 %

84 %

84 %

Математика

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

годовое

46 %

39 %

50 %

58 %

50 %

46 %

46 %

38 %

61 %

46 %

 

Таблица результатов срезов знаний за 2 четверть.

4 «А»

4 «Б»

Рус.яз.

качество

обученность


41,5 %

91,3 %


30,4 %

68.4 %

Лит.чтение

выше нормы

норма
ниже нормы


25 %

25 %

50 %


38,5 %

30.7 %

30,7 %

Матем.

качество

обученность


41,5 %

74,7 %


54 %

81 %

Таблица результатов срезов знаний за 1 четверть.

4 «А»

4 «Б»

Рус.яз.

качество

обученность


33,3 %

68,8 %


49,8 %

66,4 %

Лит.чтение

выше нормы

норма
ниже нормы


38,5 %

15.4 %

30.7 %


53,8 %

15,4 %

30.7 %

Матем.

качество

обученность


41,5 %

91,3 %


45,6 %

76 %






  Таблица результатов срезов знаний за 3 четверть.

4 «А»

4 «Б»

Рус.яз.

качество

обученность


54 %

90 %


53 %

76 %

Лит.чтение

выше нормы

норма
ниже нормы


0 %

0 %

100 %


0 %

 27,1 %

76,9 %

Матем.

качество

обученность


36 %

63 %


30 %

84 %

                                             

VII. ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995

Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.,2000.с 94

                       

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения

Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждениеСредняя общеобра...

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

Выступление "Дифференцированное обучение,как один из механизмов личностно-ориентированного обучения

На мой взгляд, сущность личностно – ориентированного урока состоит в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности....