Выступление "Дифференцированное обучение,как один из механизмов личностно-ориентированного обучения
статья

Смирнова Татьяна Петровна

На мой взгляд, сущность личностно – ориентированного урока состоит в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Прежде всего, современный урок должен быть личностно-ориентированным. На мой взгляд, сущность личностно – ориентированного урока состоит в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. И, наконец, самое важное - признание индивидуальных особенностей каждого ученика. Чаще всего на моих уроках цели и тему урока я не оглашаю учащимся сама, а мы их определяем вместе, например:

- Вы смогли выполнить задание?

-- В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

- Как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока?

- Здесь надо двузначное число прибавить к двузначному числу. А мы таких примеров не решали

     Принцип развивающегося обучения, помогает мне сделать мой урок личностно- ориентированным. Я стараюсь создавать такие педагогические ситуации общения, которые позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Основным замыслом личностно - ориентированного урока считаю, необходимость раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.

   При обсуждение с детьми в конце урока говорим не только о том, что "мы узнали" (чем овладели), но и том, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке (при выставлении отметок) анализирую не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность,

оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные

способы выполнения заданий. То есть учу детей осознавать свою жизнь, рефлексировать, обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления.

   Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.

   В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.

   В настоящее время ряд учёных (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др.) исследуют и разрабатывают. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

   Дифференцированный подход к учащимся в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

   Дифференцированное обучение , если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. Личностно-ориентированные технологии включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с ними.

   Дифференциация обучения, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

   Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

   Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся имеет место на каждом уроке. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки.

   На уроках математики дифференциация ясно выражается в разноуровневых заданиях. Особенно широко технологию дифференцированного обучения я использую на этапе закрепления и повторения материала. Во время контрольных работ детям предлагаю задания на карточках. Учитываю уровень обученности школьников, диагноз, а также психологические способности ребенка.

   Дифференцированный (разноуровневый) подход предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома» и в которой качество образования повышается.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ  

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАСИЛЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МОУ «ВАСИЛЬЕВСКАЯ ООШ»

д. Васильевское д.4б,  г.о. Серпухов, Московская обл., 142277,  телефон (4967) 704-391, e -mail: mouvas@mail.ru

ОКПО 7042551, ОГРН 1035011805630,  ИНН5077015810,  КПП 507701001

Справка – подтверждение

Дана Смирновой Татьяне Петровне в том, что она выступала на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Реализация современных психологических технологий в свете внедрения ФГОС»» с докладом «Дифференцированное обучение, как один из механизмов личностно-ориентированного обучения» 16.11.2018г.

Директор школы                            О.А.Ненашева



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Ориентация педагога на субъектный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения.

В статье рассматриваются педагогические условия реализации и развития субъектного опыта учащихся на уроках  и общие рекомендации для педагогов по ориентации на субъектный опыт учащихся....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...