Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.
статья по теме

Горбунова Людмила Петровна

 

    Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём  информации,  модернизация, усложнение   учебных  программ  предъявляет  организму   младшего  школьника   самые  высокие  требования.  Любой   учитель   хорошо  знает,  что дети  одного и  того  же  возраста   значительно  отличаются  не  только  по  своим  способностям,  темпу  усвоения   знаний,  но  и  по   работоспособности,   по   утомляемости   при  одной  и  той  же  нагрузке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

Горбунова Людмила Петровна, учитель начальных классов  МОУ СОШ № 11 им. Таманской дивизии  ст. Запорожской.

    Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает

новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём  информации,  модернизация, усложнение   учебных  программ  предъявляет  организму   младшего  школьника

самые  высокие  требования.  Любой   учитель   хорошо  знает,  что дети  одного и  того  же  возраста   значительно  отличаются  не  только  по  своим  способностям,  темпу  усвоения   знаний,  но  и  по   работоспособности,   по   утомляемости   при  одной  и  той  же  нагрузке.

       Поскольку традиционное образование нуждается в обновлении, нужны новые  дидактические     формы       организации     обучения    в   современной     системе

образования.   Одной    из    новых      форм     организации     обучения     является    личностно -  ориентированный      подход,     реализация      которого   позволяет  в  результате       всестороннего       изучения       своих       воспитанников      создать  преставления    о  характере   каждого    из  них, о    его   интересах, способностях, о  влиянии  на  него  семьи  и  ближайшего   окружения.  Так  как  в   обучении   и воспитании   нет   готовых   рецептов,   проблема   личностно - ориентированного подхода  носит творческий характер. А его необходимость связана, прежде  всего, с  индивидуальными  возможностями   каждого   ребёнка.

     Исследованию   проблем   изучения   личностно -  ориентированного   обучения посвящены работы А.Ю.Белогурова, Г.М. Анохиной, С.А.Рогачёва, В.В.Серикова, И. С.Якиманской, А.К. Осницкого, Н.А.Морозова и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение  образования  в  современной  школе.

     Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни  их  умственных способностей   закономерно   требуют  для  обеспечения  эффективного  обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий  обучения. В  условиях классно  -  урочной      системы      обучение    необходимо    строить    на    основе  индивидуализации    и    дифференциации     обучения.   Работа    эта   сложная    и   кропотливая,      требующая        постоянного      наблюдения,     анализа   и   учёта   результатов.

      Мы  определяем  в  данной  работе  несколько  этапов:  

  1. Изучение индивидуальных особенностей  учащихся, физических (здоровья) и  психологических, личностных, в том  числе особенностей  мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого можно использовать анкетирование,  наблюдение, беседы с родителями, а также   результаты исследований, проводимых  психологом.
  2. Выделение  различных  групп  учащихся,  отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала  на  данный  момент;

- уровнем  работоспособности  и  темпом  работы;

- особенностями  восприятия,  памяти,  мышления.

  1. Составление  и   подбор  дифференцированных  заданий,  включающих различные   приёмы,  которые   помогают    учащимся   самостоятельно справиться  с  заданием, связанным с увеличением объёма и сложности.
  2. Постоянный контроль  над  результатами работы учащихся, в  соответствии с   которыми      изменяется     характер      дифференцированных     заданий.

      Виды    дифференцированных   заданий    зависят  от  дидактической  цели    и выстраиваются  в следующую систему.

  1. Предварительные  задания  по  уровню  сложности:

     - облегчённому;

   - среднему;

   - повышенному.

  1. Общее  для  всего  класса  задание с  предложением  системы дополнительных  заданий  возрастающей степени трудности.
  2. Индивидуальные   дифференцированные   задания.
  3. Групповые       дифференцированные    задания     с     учётом  различной     подготовки      учащихся.
  4. Равноценные     вариативные    задания    с   приложением     к  каждому     варианту      системы    дополнительных   заданий   возрастающей   трудности.
  5. Упражнения  с  указанием   минимального   количества   заданий   для  обязательного  выполнения.

     Развитие   познавательных   процессов   предопределяет    успех  в обучении учащегося,    поэтому   важное  значение   имеет   личностно - ориентированный подход  в  обучении.

      Учащихся      со    слабой     нервной    системой   нельзя   ставить  в  ситуацию  неожиданного     вопроса,    требующего     быстрого     ответа.   Им    необходимо предоставить     достаточно    времени   на  обдумывание    и   подготовку.  Важно сформировать  у  детей    уверенность в   своих силах;   обязательно   поощряя  за    старание,   даже   если   результат   далёк   от желаемого, внимательно  подходить к   оцениванию  неудач  этих   учеников.

       По   отношению   к   детям  с   сильной    нервной   системой   следует   делать  непродолжительные    перерывы   в    работе,  использовать   смену  деятельности, тренировать   усидчивость,    целеустремлённость.

       При   работе   с  инертными    детьми    не   следует    ожидать    немедленного включения в деятельность: их активность возрастает постепенно. Такие учащиеся не  могут активно работать с разнообразными заданиями. Не  следует спрашивать этих   учеников  в  начале  урока,  так     как  они  с    трудом   переключаются    на новый   вид  деятельности, не могут  дать  быстрый ответ на неожиданный вопрос.

Не   следует     отвлекать    детей   в   момент   выполнения   заданий,   когда    они сосредоточены   на  его   выполнении.

      В настоящее время педагогика и психология рассматривают  гораздо большее число оснований, которые необходимо учесть при организации индивидуального обучения. Все большее значение придаётся  функциональной  асимметрии  мозга.

      Важное   значение   в процессе   изучения   потенциальных    возможностей   и

особенностей  учащихся  имеет  отбор  диагностических  методик.  В  решении данного   вопроса     неоценима   роль   школьного   психолога.

      Индивидуально  -   психологическая      характеристика    помогает    педагогу  учитывать     ситуацию   и   не      создавать    условия       стресса    депрессивным детям,   не     провоцировать     агрессивных,   а     невнимательным       подбирать  специальные    методы   обучения    для    фиксации     внимания   на  содержание учебного    материала    урока, находя  индивидуальный подход  к  каждой из этих групп  учащихся.

     Учащиеся, у которых развито левое полушарие головного мозга, часто бывают,   медлительны,   рассеяны   и     несобранны,     допускают   ошибки   в письменных ответах,    но    за    содержание    ответов   по   устным     предметам, как  правило, получают положительные отметки.

     При   работе  с   учащимися,  у которых  развито  правое полушарие  головного мозга,  необходимо   проявлять   терпимость   и такт: не следует торопить ребёнка, если   он  не  успевает  делать  задания    вместе  со    всеми.   Лучше    предложить индивидуальные   задания  на карточках. Такие школьники очень восприимчивы к оценке своей   работы  и при похвале стараются приложить  максимум усилий для выполнения  работы   ещё  лучше.

      Таким   образом,  личностно-ориентированное  обучение  отличается  тем,  что   предлагает  обязательную   опору   на    внутреннюю  структуру   познавательной   деятельности  учащихся. Для реализации личностно-ориентированного   подхода  на     уроках  в   начальной      школе      необходимо     использовать     субъектно-личностные    технологии,     которые  позволяют  развивать  и  совершенствовать  индивидуальные      стратегии        учащихся,      обеспечивая      заметный      рост  эффективности     обучения.  Очевидно,   что    экстенсивным  путём   (увеличение объёма   домашних   заданий  и т. д.)  решать  её  невозможно, необходимы  новые подходы     к     обучению,   и  один     наиболее     эффективный,  с    нашей  точки зрения,    личностно -    ориентированный    подход,   как   основа   традиционного    обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе.

Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе. Элементы современных образовательных технологий в структуре урока. Здоровьесберегающие технологии....

выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

Современные подходы к проведению урока в начальной школе

Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...