Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах
статья на тему

Статья о том, как реализуется системно-деятельностный подход на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно - деятельностного подхода в начальных классах.

Учитель начальных классов

 Рыжова Римма Владимировна

Аннинский район

п.г.т. Анна

МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

           На сегодняшний день необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.

          Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности- уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

        Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Кроме того, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

        Важным условием развития детской любознательности, потребности  самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и др. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

        На мой взгляд, программа по математике Петерсон Л.Г. отвечает требованиям стандартов второго поколения. Одной из особенностей  программы является ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей, интереса к предмету, стремления к саморазвитию. Осуществляется связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира. Младший школьник  учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т. д.), развивают не только ум, но и волю , чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. О чём говорится в « Стандартах второго поколения». Организация учебного процесса строится на основе деятельностного  метода. Особенность заключается в том , что новые математические понятия и отношения не даются детям в готовом  виде .Дети сами «открывают» их в процессе  самостоятельной исследовательской деятельности. Таким образом , дети строят «свою» математику , поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

 Отличается и структура уроков введения нового материала  по программе Петерсон Л.Г. от традиционной программы. Данная структура уроков соответствует «Новым стандартам». Предлагаю её рассмотреть:

1.Постановка учебной задачи. (Это проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы).

2. «Открытие» детьми нового знания. (Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному    « открытию» нового свойства или отношения.)

3.Первичное закрепление. (Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием).

4.Обучающая самостоятельная работа. (Здесь создаётся для каждого ребёнка ситуация успеха «я могу», « у меня получится»).

5.Решение тренировочных упражнений. (Сюда регулярно включаются нестандартные, логические, занимательные задания).

6. Контроль.

Наиболее удачной формой обучения является групповая, так как она учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений.

        Обучение ведётся в « зоне ближайшего развития ребёнка», то есть на высоком уровне трудности. Ребёнок с самых первых уроков погружается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень подачи материала сочетается с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлечённости, позволяющей по-настоящему  «раскрыться» и поверить в свои силы каждому ученику. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придаётся, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т. д.).

Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают « пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех детей - и сильных, и слабых.

Данный курс является частью единого непрерывного курса математики, который разработан с позиций развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации математического образования, что соответствует требованиям проекта « Разработка , апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."

Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Уроко с реализацией системно-деятельностного подхода в начальной школе. Русский язык 3 класс "Имя существительное"

Учебный предметрусский языкУчебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2008Программа «Начальная школа XXI века»Класс3Тип урокаурок фиксации и систе...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...