Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

Оанча Валентина Ивановна

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Деятельностный метод  обучения при внедрении ФГОС

Слайд 2

«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»

      К.Д. Ушинский

В  настоящий момент мы много говорим о проблемах школы.

Слайд 3

   Российские  школьники  резко  уступают  своим  сверстникам  во  многих  странах  мира:

-в  умении  работать  с  информацией;

-в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;

-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

  По  требованию  новых  стандартов  полученные  знания  не  должны  лежать  мёртвым  грузом:  вызубрил  правило,  но  ничего  не  понял.  Ребёнок  должен  уметь  свободно  пользоваться  этими  знаниями, самостоятельно  их  находить  и  наращивать,  применять  в жизни.  На  уроках  сейчас  основное  внимание  должно  уделяться  развитию  видов  деятельности  ребёнка,  выполнению  проектных,  исследовательских  работ.  Новые  образовательные  стандарты  также  предполагают,  что  ученик  должен  черпать  знания  не  только  из  общеобразовательных  предметов,  но  и  из  произведений  искусства,  духовной  культуры  и  фольклора  России,  истории  и  традиций  страны,  а  также  периодической  печати,  публикаций,  радио,  телепередач  и  интернета.

  В  связи  с  этим введение  нового  образовательного  стандарта  подразумевает  изменение  роли  учителя и ученика  на  уроке,    и  методов  преподавания.

 Слайд 4

 Внедрение ФГОС нового поколения  связано с использованием нового методологического подхода  в обучении и воспитании учащихся стимулирующем их развитие.

Слайд 5

   Целью  обновляющейся системы российского образования является развитие личности (РЛ)  на  основе освоения  универсальных способов деятельности.

   Слайд 6

   Новая цель  достигается организационно - дидактическим и психологическим переустройством  педагогических процессов  

  • Новыми  принципами  обучения  (деятельностного обучения)
  • Новыми методами обучения (посредством решения  системы  учебных  задач)
  • Новым методом учения (исследовательский)  
  • Новыми формами обучения (групповая и  в  парах)
  • Обновлённой  системой обучения (классно-урочная система,  дополненная  лабораторно-исследовательской)

И  самым  подходящим  и  возможно  результативным  подходом  в  обучении,  соответствующем  требованиям  ФГОС  является  деятельностный  метод,  используя  который,  мы  и  работаем.

        Именно  система  деятельностного  метода  даёт  комплексный ответ  на  вопрос  о  том,  как  обеспечить  высокую  результативность  в  реализации  ФГОС.

Слайд 7

      Суть деятельностного метода—учащиеся  не  получают  знания  готовыми,  а  сами  достигают  поставленных  целей  в  процессе  собственной  учебной  деятельности.

Слайд 8

Новая система дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности (учащиеся не  получают  знания готовыми, а сами достигают  поставленных целей)

 Познавательный  интерес,  который  заложен  в  учениках  надо  постоянно  развивать.

Ученик—это  не  сосуд,  который  надо  наполнить,  а  факел,  который  нужно  зажечь.

  1. Принцип психологической комфортности (создание  доброжелательной  атмосферы,  основанной  на  реализации  идей  педагогики сотрудничества)

  Основная  идея:  оценка  всегда  идёт  на  положительный  результат (ситуация  успеха).  Важно  зафиксировать  ребёнка  на  положительном  результате,  похвалить  его—тем  самым  мы  повысим  мотивацию: мне это надо, я это  смогу)

  1. Принцип  непрерывности:

Продолжение  в  старшем  звене.

  1. Принцип минимакса (в современный учебник включено  максимальное количество  заданий, разнообразие д/з)
  2. Принцип вариативности (выбор программ, учебников).

Именно  деятельностный  метод включает  человека  в  активную  деятельность.

Слайд 9

Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю!»

При использовании деятельностного метода:

  • Обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся.
  • Снижается  количество  конфликтных ситуаций на занятиях.
  • Повышается общекультурная подготовка учащихся,  создаются условия  для формирования   человека  знающего, коммуникабельного,  творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию.

Как пример привести работу в 3 классе  (дисциплина)

   Теорию по ДМ можно найти везде: и в интернете, и на курсах,  в печатных изданиях.  А я учитель-практик. Уже третий год работаю по  внедрению ФГОС.

       Хорошей подготовкой в  работе нашей школы по деятельностному методу обучения  послужила  адаптивная  система  обучения,  по  которой  наша  школа  работала  до  внедрения  ФГОС.  Мы уже тогда  использовали  на  уроках  работу  в  парах, группах,  составляли карточки для  самопроверки. Работу в парах в нашей школе организовать намного легче, чем работу в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Работать одновременно  приходится сразу в двух классах. Здесь хорошей опорой  является именно деятельностный метод обучения, при котором учащиеся проявляют максимум самостоятельности.

   В этом  году  команда  нашей школы  прошла курсы повышения  квалификации, на  которых  помимо  теоретических   сведений мы получили  очень  ценные  практические  рекомендации  от  коллег  из города  Москвы  по  применению  деятельностного  метода обучения. На основе полученных знаний  мы проводим в школе обучающие семинары, показываем открытые уроки.

Слайд 10

В деятельностном  методе обучения  выделяют  4 типа  уроков:

-УОНЗ (построение нового элемента системы  и  установление первичной связи),

-Рефлексии (применение  нового элемента  в  соответствии  с  установленной  нормой  и  коррекция),

-Систематизации  знаний  (установление  связей  между  новым и  исходными  элементами системы),

-Развивающего  контроля (контроль деятельности всей системы)

 Наша школа   работает  по  комплекту  ПНШ,  в  котором практически  каждый  урок  является  уроком открытия  нового знания.  Учебники  построены  так,  что  весь  необходимый  материал  имеется.

  Но  не  смотря  на  это, от учителя  требуется  очень  большая  подготовка к  уроку (продумать этап мотивации, задания  для  этапа актуализации,  подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки с ответами  и  с  полным ходом решения и т.д)

  Хочу  поделиться  опытом  работы по применению  деятельностного метода обучения  именно на уроках ОНЗ.

Я хочу показать и  рассказать вам  некоторые моменты урока открытия нового знания на примере урока русского языка в 3 классе, который я давала для учителей нашей школы после прохождения вышеуказанных курсов.

Слайд 11

Структура урока открытия нового знания  такова:

Слайд 12

       1.Мотивация

Начинается  каждый урок с мотивации (самоопределения),  где  происходит включения  в  учебную  деятельность  на  личностно-значимом  уровне—Зачем  мы  здесь?

Слайд 13

Используем  пословицы, притчи, высказывания учёных.

Например,  «Поставь  100  учителей.  Они  будут  бессильны,  если  ты  сам  не  будешь  требовать  от  себя» В.А.  Сухомлинский

С грамотой  вскачь, а  без  грамоты  хоть  плачь.

Привлечение сказочных персонажей, например, Незнайка

«Вчера я был в кине, я видел много кенгуров»

Слайд 14

Проговариваем качества, необходимые ученикам  на уроке:

*честность

*активность

*вежливость

*терпение

*самостоятельность

*любознательность

*целеустремлённость

Делаем два важных шага:

Повторяю, что я знаю  и  выясняю, что я не знаю (но сам найду способ)

2.Актуализация  знаний ( повторяем  и  обобщаем  то, что  знаем;  встречаем  затруднение—осознание    потребности  к  построению  нового  способа действия)

Слайд 15

Повторяются  знания  необходимые для  открытия  нового знания

Слайд 16, 17,18

Увидел новое знание  пробует  выполнить. Но  не уверен,  не  получается. Не могу вспомнить правила, по которому необходимо работать. Честно сознаётся.

Слайд 19

3.Выявление  места  и  причины  затруднения

Слайд 20

(надо  остановиться и подумать,  в  каком  месте  вы  не  смогли  справиться  или  в  чём  затруднение—не  знаем  правила,  нет  эталона)

Важно, чтобы  каждый ребёнок  проговорил,  чего он не смог сделать.

Слайд 21, 22

План выхода из затруднения:

  1. Внимательно прочитай задание.
  2. Выясни, что требуется выполнить.
  3. Воспользуйся имеющимися знаниями.
  4. Если не получается, воспользуйся учебником.

4.Построение проекта выхода из  затруднения (постановка цели, выбор способа  и  средств  её  реализации)

Слайд 23

(чего не хватило, какое  знание нужно добыть, что поможет добыть знания. План  лучше  зафиксировать  на  доске,  работать можно в паре, в группе)

Перед тем как дети начинают работать в парах  или  в  группах  обязательно  повторяется  правила  работы  в  паре,  группе.

Слайд 24

Правила работы в группе:

  1. Работает каждый на общий результат.
  2. Один говорит, другие слушают.
  3. Своё несогласие  высказывай вежливо.
  4. Если не понял, переспроси.

5.Реализация  построенного  проекта 

Слайд 25

(построение и  фиксация  нового знания: мозговой штурм в группе, эталон, решение задачи, вызвавшей затруднение)

Слайд 26, 27

Эталон—инструмент  для  решения  задач  данного  вида

Слайд 28

Требования к эталону:

  1. Должен быть грамотным (без ошибок)
  2. Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ—хорошо  им  знаком  и  понятен

6.Первичное  закрепление с  комментированием  во  внешней речи (применение нового  знания  в  типовых  заданиях

Пока  каждый  не  проговорит,  он  не  поймёт (в паре,  в  группе)

7.Самостоятельная  работа  с  самопроверкой  по эталону (самопроверка  применять  новое знание  в  типовых  условиях)

 Слайд 29

Необходима  ситуация  успеха  (похвалить  всех: молодцы  справились,  молодцы  сознались. Нашли ошибку, исправили)

8.Включение  в систему  знаний и повторение (связь нового с ранее изученным  или    задание  на  пропедевтику)

Слайд 30

Слайд 31

9.Рефлексия  учебной деятельности  на  уроке (соотнесение цели  урока  и  его  результатов,  самооценка  работы,  осознание  метода  построения  нового знания)

Слайды 32, 33, 34, 35.

-Радуга успеха

-Ступеньки

-Маршрутный лист

-Шкала

-Пирамида  успеха

-Карточки (фигурки) разных цветов

-Смайлики  с  разными  выражениями  лица

-Ранжирование (уровни)

На  протяжении  всего  урока  дети  работают  с  использованием  ручек  зелёного  цвета,  для  определения  какие  темы  западают, что  необходимо  повторить (на полях тетради или на листках проставляют +,?).  На уроках  создаётся ситуация успеха. Ребёнок не боится того, что ему поставят двойку. На таких уроках  только положительные отметки.

    Для  эталонов используются  детьми небольшие  альбомы, в  которые  помещаются  выведенные  эталоны  самими учащимися.

   Дети  работают  самостоятельно (затруднение,  выход  из  затруднения,  составление эталонов, с/р,  самопроверка, с/р по эталону и т.д.), а учитель  помогает  и  организует работу учащихся.  Одним  словом,  учащиеся  самостоятельно добывают  знания.

    ДМ мы применяем и во внеурочной деятельности. В нашей школе уже третий год проводится  районная краеведческая конференция, в которой в прошлом году приняли участие и учащиеся начальных классов. Ребята выполняли долгосрочные проекты по темам:  «Моя бабушка», «Мой дедушка». Очень интересный проект был подготовлен учащийся 4 класса «Генеалогическое древо. Имена, которыми я горжусь».

Слайд  36

 Из  всего вышеизложенного я для себя сделала вывод:

        1. Наиболее  приемлемым методом обучения в современном мире современных детей является деятельностный метод.

 2.  То, что ты сделал сам, не забудется никогда.

3. В процессе обучения учащиеся  сами учатся добывать знания, используя различные источники информации.

4. Обеспечивается интенсивный процесс общения между всеми субъектами учебного процесса.

5. Активизируется процесс формирования лучших  нравственных качеств.

Слайд 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

В материале можно найти перспективный план самообразования учителя начальных классов....

Программа самообразования по теме "Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

 С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в о...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

План самообразования по теме «Системно-деятельностный подход в начальной школев условиях реализации ФГОС»...