Участие младших школьников в проектной деятельности
статья по теме

Корх Виктория Викторовна

В данной статье описан опыт работы по проектной деятельности с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я представляю программу  УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ в рамках реализации УМК «Перспективная начальная школа

Участие младших школьников в проектной деятельности способствует  формированию  гармоничной  личности и отвечает потребностям  современного  общества:

- принимать самостоятельные решения;

- уметь ставить  задачи и задавать вопросы;

- уметь работать в команде;

- искать нестандартные, оригинальные  решения;

 - привлекать, заинтересовывать  выбранной темой окружающих;

  - раскрывать  индивидуальный потенциал  ребенка.

Это обусловило необходимость разработки программы учебных проектов в рамках реализации УМК «Перспективная начальная школа».

Реализация программы осуществляется через учебный процесс и внеурочную деятельность.

Цель программы:

 - формирование представления об учебном проекте как способе учебной деятельности;

 - овладение учеником специальными знаниями, необходимыми для проведения самостоятельных проектов.

Задачи программы:

      - развить познавательные интересы учащихся, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности;

      - формировать умения планировать свою деятельность;

      - учить ученика моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

      - проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;

      - вступать в коммуникацию (взаимодействие при решении поставленных задач);

      - учить учащихся умению ставить цель, организовать ее достижение, выполняя различные социальные роли в группе и коллективе.

       Учебный проект выступает, как технология развития «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.   Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

 Тематический план учебных проектов в рамках реализации УМК «Перспективная начальная школа» по литературному чтению, окружающему миру и технологии вы можете посмотреть по ссылке, предоставленной в данной презентации. 

Предполагаемые результаты формирования УУД младших школьников такие как

Результаты

    Формируемые  умения

Личностные

  1. формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  1. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные  результаты

Регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  1. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные

  1. умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  2. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные

  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  2. умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  1. задавать вопросы;
  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


С учетом  того, что для УМК «Перспективная начальная школа»   характерны циклы уроков и занятий, направленные на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов, мы уже в первом классе в букварный период, изучая буквы и звуки, изучая историю возникновения азбуки,  создали свою азбуку. Так появился первый проект, который носил название «Веселая азбука». Целью данного проекта было активизировать навыки самостоятельной работы учеников по сбору нужной информации и развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач. Следующий проект был «Слова - запоминайки».

          В течение года ребятами были созданы различные проекты со своими продуктами деятельности.

           На уроках окружающего мира создан альбом «Правила поведения на природе», сборник «Снежные загадки». На уроках технологии: разыгрывание сказки «Как кошку с мышкой помирить», проект «Украсим елку», «Создание таксопарка».

             После защиты проектов свои изделия учащиеся дарили друг другу. Это очень важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную радость.

    Оценка выполненных проектов носила стимулирующий характер. Школьников, добившихся  особых результатов  отмечала дипломами по следующим номинациям: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Творческий проект», «Исследовательский проект», «Игровой проект».

Во 2 классе в рамках реализации проекта «Моя семья» - ребята в самых различных формах преподнесли свое родовое древо. Проект «С Днем рождения!» отметить хотелось бы яркостью и неповторимостью каждых именин, проходят которые и в форме игр, и спортивных праздников, Продуктом ролевого проекта «Сказка ложь да в ней намёк…» стало разыгрывание сказки «Петушок золотой гребешок».

Реализовывались такие проекты как Проект «С помощью чего происходит волшебство»,  «Осенние листья», «Букет 2б класса. Мои любимые цветы», «Ядовитые грибы», «Какой уродился и для чего пригодился»(1 этап этого проекта предоставлен по ссылке в презентации).

Именно проектная методика помогает сделать мои уроки  яркими, запоминающимися,   Работая по проектной методике, я поняла, что она дает огромные возможности для развития каждого ребенка. Наблюдая за деятельностью своих детей, я заметила, что они уже более продуктивно работают в группах, уже во втором полугодии 1 класса наблюдалось развитие коммуникативных УУД. Они учатся очень важному: видеть в обычном - необычное, задавать вопросы, менять свое отношение к процессу познания мира. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

 При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки  достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

количество новой информации использованной для выполнения проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

владение рефлексией;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

      социальное и прикладное значение полученных результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

Готовность младших школьников к проектной деятельности

«Формирование готовности младших  школьников к проектной деятельности  с использованием компьютерныхинформационных технологий»...

Включение младших школьников в проектную деятельность

Статья об использовании проектной деятельности в начальной школе....

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Участие младших школьников в проектно – исследовательской деятельности

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акце...


 

Комментарии

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Каждый учебный проект развивает «умение учиться», способности личности каждого ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.