Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС II поколения.
методическая разработка по теме

Савватеева Ольга Сергеевна

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС II поколения на уроках математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС II поколения.

С 1 сентября 2011 все школы России перешли  на новый ФГОС II поколения. В основу стандарта легли понятия «технология деятельностного метода (ТДМ) и «универсальные учебные действия» (УУД).

В первую очередь необходимо раскрыть понятие, содержание, цели и задачи формирования УУД в свете вступления в силу нового ФГОС НОО II поколения.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Универсальные учебные действия можно разделить на 4 группы:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

  1. смыслообразование,  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  2. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  5. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  6. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  7. ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  8. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  9. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  10. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  11. установка на здоровый образ жизни;
  12. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  5. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  6. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  7. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  8. установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  9. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  10. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные действия.

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  1. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  2. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  3. оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  4. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  4. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  6. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  7. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  8. различать способ и результат действия;
  9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  10. выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы  исполнение,  как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД.

  1. Общеучебные УУД.
  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  6. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  7. умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  8. постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  9. действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
  1. Логические УД.
  1. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. подведение под понятия, распознавание объектов;
  4. установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  5. выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
  6. выдвижение гипотез и их доказательство.
  1. Знаково-символические УУД.
  1. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала
  1. выделения существенного;
  2. отрыва от конкретных ситуативных значений;
  3. формирования обобщенных знаний.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
  2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  3. использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  4. строить сообщения в устной и письменной форме;
  5. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  6. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  7. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  8. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  9. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  10. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  12. обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  13. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  14. устанавливать аналогии;
  15. владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  3. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  4. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  5. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  6. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  7. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  8. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  9. произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД.

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Выпускник научится:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. формулировать собственное мнение и позицию;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  7. задавать вопросы;
  8. контролировать действия партнёра;
  9. использовать речь для регуляции своего действия;
  10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  4. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  5. продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  6. с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Наряду с курсом «Математики» Л.Г. Петерсон разработала надпредметный курс «Мир деятельности» (МИД).

Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1−4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I.        Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III.        Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.

IV        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

В нашей начальной школе на изучение данного курса в экспериментальных классах отводиться 1 час из школьного компонента.

На этих занятиях у учащихся формируются личностные УУД, регулятивные УУД. На данных занятиях дети открывают основные шаги учебной деятельности, узнают правила организации работы (в том числе и домашней работы), правила поведения в школе и на уроке, правила работы в группах и парах. С точки зрения психологии любая деятельность человека имеет следующие составляющие: мотив, цель, задачи, что приводит к нужному результату. Если ученики знают шаги учебной деятельности и умеют применять их на практике, то они получают положительный результат. Применение технологии деятельностного метода позволяет создать благоприятный психологический климат детского коллектива.

Теоретические основы, которые усваиваются детьми на занятиях МИД, реализуются на практике на разных уроках, главным образом уроках математики. В нашей начальной школе учащиеся занимаются по образовательной системе деятельностного метода «Школа 2000» Л.Г. Петерсон.

В практическом преподавании реализация ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В соответствии с этими принципами урок в технологии деятельностного метода имеет следующую структуру:

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Для детей структура урока представлена в виде кадров пленки с историей «Смайлика». По ним учащимся легко ориентироваться в этапах урока.

Мы будем продолжать в дальнейшем совершенствоваться в реализации ТДМ на различных предметах . Будем продолжать работу с надпредметным курсом «Мир деятельности», и надеемся на хорошие результаты наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

«Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе»

Работа содержит теоретический материал и бощение личного опыта по деятельностному методу...

Технология деятельностного метода и её реализация на уроках в начальной школе

Материал посвящен теме по воплощению идей ФГОС в педагогическую практику....

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Мастер-класс "Дифференцированное обучение как средство реализации ФГОС второго поколения"

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, ...

Системно –деятельностный подход как основа реализации ФГОС второго поколения

О СДП говорили много, в частности то, что он является методологической  основой ФГОС.         СДП  не только лежит в основе новых стандартов,  в ...

Формирующее оценивание как средство реализации ФГОС 3 поколения

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результато...