СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.
статья по теме

 

Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как второго по значимости, после семьи, института социализации, а так же её взаимодействии с семьёй. Практические примеры, описанные в статье, иллюстрируют влияние индивидуальных особенностей профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения на степень социализации младших школьников, а также констатирует необходимость целенаправленно воздействовать на личность ребёнка, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Ключевые слова: социализация, стиль профессиональной деятельности, условия социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_va.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младших школьников в условиях современной школы.

Сергеева Виктория Александровна

МОУ-СОШ № 6 Армавир

The article deals with the socialization of children in the modern educational institution, factors and conditions determining the success of this process. Emphasis on the role of schools as the second largest, after the family, an institution of socialization, as well as its interaction with the family. Practical examples described in this article illustrate the influence of individual characteristics of the professional activities of teachers of educational institutions on the degree of the socialization of younger students, but also notes the need to purposefully influence the child's personality, creating for this psycho-pedagogical conditions.

Keywords: socialization, identity professional activities, the conditions of socialization.

Статья посвящена проблеме социализации детей в современном образовательном учреждении, факторам и условиям, определяющим успешность данного процесса. Основной акцент делается на роли школы как второго по значимости, после семьи, института социализации, а так же её взаимодействии с семьёй. Практические примеры, описанные в статье, иллюстрируют влияние индивидуальных особенностей профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения на степень социализации младших школьников, а также констатирует необходимость целенаправленно воздействовать на личность ребёнка, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Ключевые слова: социализация, стиль профессиональной деятельности, условия социализации.

 

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план. Это связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей. В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности[2].

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований» [1].

Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей и подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микро группах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром - через природу и средства массовой информации. Рассматривая с этих позиций цель нашей деятельности, мы видим ее главные составляющие, адекватные основным социальным функциям, реализуемым человеком в жизни. Такими составляющими является сформированность у учащихся готовности:

 - к цивилизованным человеческим отношениям;

 - к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.

 Наши первые практические шаги по реализации этого методологического подхода к деятельности, опирающейся на уважение к ребенку, убедили нас в том, что социализация ребенка будет осуществляться более эффективно, если:

1. Обеспечить включенность детей в реальные социально-значимые отношения.

2. Регулировать отношения детей и взрослых на основе гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей.

3. Гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Главным действующим лицом в школе со "взрослой"' стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.

Личностные особенности педагога младших классов, его культура, педагогические способности, отношение к детям и даже черты характера оказывают положительное или отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются особенно тесно.

По нашему мнению, наиболее ярко личностные качества учителя проявляются в стиле его педагогического общения. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Социально-педагогическая работа является системной деятельностью, направленной на помощь ребёнку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Успешное осуществление такой деятельности может быть при выполнении определённых условий:

 - всесторонняя педагогическая диагностика,

 - изучение и широкое использование социума, в первую очередь семьи,

 - гуманность и открытость образовательного учреждения,

 - наличие подготовленных кадров для этой работы – социальных педагогов[3].
К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:

состояние психического здоровья детей;

наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе[5].

 Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников[4].

При использовании различных методов психолого-педагогической диагностики детей и их родителей: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей получили следующие результаты:

Педагогический стиль в семье:

разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга - 83%

родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи - 17%

Уровень эмоциональной поддержки:

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви - 83%

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, “жизнь по привычке” - 17%

Ценность детей:

дети для нас главная ценность - 50%

дети, скорее всего элемент социального статуса “как у всех, так положено” - 17%

дети - равнозначная ценность наряду с супружеством - 17%

дети - проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства - 17%

Педагогическая культура:

читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению - 17%

используют жизненный опыт - 83%

Проблемы в воспитании:

непослушание, раздражительность, плаксивость - 27%

не испытывают проблем - 73%

При проведении анкетирования “Стили и методы воспитания в семье”, выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делается на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Таким образом, развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Библиографический список

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
  2. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 - 39
  3. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя.//Вестник образования. – 1991. - №8. – С. 19-23.
  4. Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. Москва, 2009.
  5. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей /под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении МБОУШР "Гимназия"

О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми, стремится к тому, чтобы они хоть н...

Этнокультурная модель социализации младших школьников в условиях сельской этнической среды (татарской национальности) «Школа традиций»

Данная модель предполагает осуществление этнокультурного образования через учебный и воспитательный процесс. В учебном процессе через предметы гуманитарного цикла базисного учебного пла...