Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"
презентация на тему

 

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальный компонентобразовательной программы включает в себя:

- сохранение здоровья

- толерантность

- навыки самоорганизации, самообладания

- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной    задачи

- общественно значимые действия

- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.

 Цель при работе с детьми – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В данной статье описаны пути решения поставленных задач и способы их реализации учителями начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socilizaciya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  на тему «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении» (Из опыта работы ШМО учителей начальных классов)

Руководитель ШМО учителей начальных классов

МАОУ «Гимназия № 1» г. Саратова      А. Ж. Ершова

О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.

Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы начального общего образования является социальный опыт, следовательно, развитие и становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.

  « Социализация рассматривается и как процесс и как результат»

                         (Л.В Мардакаев.  Словарь по социальной педагогике.)

Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальный компонент образовательной программы включает в себя:

- сохранение здоровья, безопасность,

-толерантность,

-навыки самоорганизации, самообладания,

- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи,

- общественно значимые действия,

- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.

Какова же моя миссия как классного наставника? (Слайд)

Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так расшифровать слово « классный»:

К – качество

Л - личность

А- активность

С- сердечность

С- сотрудничество

Н- новации

ЫЙ - окончание, которого (в работе) нет!

А если серьезно, то успешной работа классного руководителя может быть только в тандеме учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей.

При работе с детьми по социализации учителя начальной школы поставили такую цель:

- создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Каким образом мы решаем эту задачу?

Свою работу по социализации учителя начальной школы начинают с изучение семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений детей и родителей.  В составлении социального паспорта класса включаем: типы семей, состав семьи, педагогический стиль.

При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 61% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок, и только 39% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.

Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план воспитательной работы, используя разнообразные формы и методы.

Работа по социальному развитию проходит в :

- учебной деятельности ( интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),

- во внеурочной деятельности ( посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся первых классов умение ориентироваться в новой социальной среде.

Для создания условий более близкого знакомства детей и формирование знаний о школьных правилах были проведены во всех первых классах классные часы «Давайте познакомимся», « Я - ученик» , созданы «Памятки первоклассника», «Правила общения с одноклассниками»,  проведены социоигры « От улыбки станет всем светлей».

Во 2-4 классах созданы органы самоуправления, проведены классные часы «Каков я?», «Мои поручения», «Я сам», «Мы все разные - и в этом наше богатство, мы все вместе - и в этом наша сила!».

Естественно, что учителя стремятся создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь учащихся. В педагогической копилке каждого учителя начальной школы, как правило, собрано много игровых и развивающих методик. Например, в классе учителя Тереховой Е. А. в течение учебного года ведется « Календарь полезных дел», который отражает общественно активную жизнь класса.

          Наша гимназия имеет самый широкий набор (и по содержанию, и по формам организации) клубов, кружков, секций.

Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы,- задача классного руководителя -помогает развитию социальных качеств.  

Одной из форм отражения и развития мировоззрения, интересов, ценностей,  младших школьников, как известно,  является рисунок. Он раскрывает духовно- нравственный мир ребенка, его чувства, способствует их более глубокому осмыслению. В этом году ребята начальной школы принимали участие в конкурсах рисунков «Школа будущего»,  « Любимый город», «75 лет Октябрьскому району», систематически участвуют в конкурсе « В мастерской  деда  Мороза», в конкурсах поделок из природного материала, различных конкурсах по противопожарной тематике.        

Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к  своим родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому в развитии социализации особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Учителями начальной школы были проведены:

- классный час «Никто не забыт, ничто не забыто» ( Тишова Н.А.)

-экскурсия в школьный музей и Парк Победы

- классный час «День Матери» (Карягина С. Н.)

- игра «Устами младенца» ( Харьковская О. Н.)

- «Праздник бабушек и дедушек» ( Ершова А. Ж.)

Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость,  и изумление  от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени, истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих родных и близких.

В одном из домашних заданий детям 3-х классов вместе с родителями было предложено провести исследование своей родословной. Задание оказалось трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных дальше прадедов.

Многие родители стали интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения. Итогом работы стал классный час « Моя родословная».

Были сделаны удивительные открытия для всех семей. Ребята посмотрели на своих домашних другими глазами: такие привычные бабушка и дедушка - и вдруг герои! Появилось желание сохранить в памяти дорогую для семьи вещь, передать ее как реликвию следующему поколению.

Победители областного конкурса:

-«Семейный опыт профессиональных династий»( Трубецкова Ирина)

- «Моя родословная» (Еськина Маша, Бормотов Иван)

-«Роль семьи в решении экологических проблем» (Никулин Н.)

- «Мы умеем отдыхать» (Ковылина Оксана)

-Бакуткина Н, Казанова П. получили грамоты за активное участие.

Хорошей традицией нашего объединения является ежегодная постановка школьных спектаклей и инсценировок, участие в литературных праздниках, конкурсах чтецов, конкурсах театрального мастерства « Маски».

Занятия в драматическом кружке (Рук. Сычева. Е.А.) помогают кружковцам обращаться к настоящей литературе, создают потребность в духовном и интеллектуальном росте. В творческом активе драмкружка дипломы различных конкурсов.

В прошлом учебном году ребятами 4 «а» класса был дан благотворительный новогодний спектакль, средства от которого пошли на лечение больной лейкозом Даши Сахновой. Это значимое для ребят событие было освещено в газете «Новые времена» в статье « Урок душевного тепла». Нет даже уверенности, что поступок детей может что-то кардинально изменить в судьбе незнакомой девочки без помощи взрослых. Но возможность свою радость обратить на пользу других, не забыть среди всеобщего счастья о тех, кому так плохо - это ещё один урок, который, может быть, не менее важен, чем математика и русский. Поэтому самым главным я считаю создание в этом коллективе атмосферы радости, сотворчества, стремление помогать нуждающимся, активно жить, а не проживать эту жизнь.  

Нельзя не упомянуть об участии младших школьников в различных социальных акциях: помощь детскому дому г. Красноармейска.  ( Головичева Ю. В. ) , концерт в областном центре  психолого-педагогической реабилитации и коррекции ( Терехова Е. А), благотворительная акция «Игрушка каждому ребенку», участие в «Весенней неделе добра»( Все классы).

В работе с детьми мы часто сталкиваемся с трудностями коммуникации. Многим учащимся тяжело вступать во взаимодействия с собеседником, будь то взрослый или сверстник, они не знают, как подойти, как стоять, как смотреть. Для развития межличностного общения  и навыков самоорганизации и коммуникации, умения работать в группе  с учителями и ребятами были осуществлены коллективные творческие проекты по параллелям, итогом которых стали праздники:

1 классы – «Живая азбука»

2классы - «Посвящение в гимназисты»

3классы - «Путешествие по странам»

4классы - «Если хочешь быть здоров»!  

В Концепции модернизации Российского образования отмечено:                       « общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков….»

Полагаем, что среди универсальных умений можно выделить умения доказывать выдвинутое предположение, собирать информацию, убеждать оппонента, формулировать цели и работы, планировать действия, делать необходимые выводы, умение презентовать свои достижения и выступать с мультимедиа-сопровождением.

Перечисленные умения являются структурными компонентами проектной и исследовательской работы школьников.

Отрадно, что в прошлом году впервые учащиеся начальной школы были участниками школьного, районного и городского этапов научной конференции младших школьников « Мой первый шаг  в науку».

  Под руководством учителей были разработаны индивидуальные проектные работы 18-ти учащихся 2-4 классов.

Результаты научно-практической конференции « Мой первый шаг в науку»:

Фамилия, имя

класс

номинация

место

учитель

Сонин И.

искусство

1 (район)

Труевцева Н. Г

Пеньков Д.

2 (район)

Труевцева Н. Г

Гусев А.

спорт

1 (район)

Аникина Н. А.

Ермишина Э.

Трифонова Л.

Соловьева С.

искусство

3 (район)

Зайцева Ю. О.

Словогородский С.

география

1 (район)

Зайцева Ю. О.

Сайкин С.

искусство

Сертификат( район)

Тишова Н.А.

Трубецкова И.

искусство

1(район)

1( город)

Ершова А. Ж

Сус А.

Здоровье человека

1( район)

3( город)

Ершова А. Ж

Еськина М.

лингвистика

2(район)

Сертификат(город)

Ершова А. Ж

Гагарина О.

лингвистика

3(город)

Ершова А. Ж

Терехина Е.

искусство

2(район)

3(город)

Харьковская О.Н.

Суханова Е.

музыка

2(район)

Сертификат (город)

Харьковская О.Н.

Ваганов Н.

Информационные технологии

2( район)

Сертификат( город)

Харьковская О.Н.

          Очень многое дают младшим школьникам занятия хоровым пением и хореографией. Подготовка к выступлению перед родителями, ветеранами, другими школьниками помогают постепенно осваивать элементы общечеловеческой культуры. Ребенок, включенный в музыкальную деятельность, приобретает навыки межличностных отношений, у него происходит осознание зависимости всех от одного и одного от всех, формируется умение правильно оценивать критические замечания. Следует отметить, что 90% учащихся начальной школы организованны классными руководителями и систематически посещают кружки хорового пения. Хоровые коллективы являются не только  участниками Фестиваля детского творчества, но и лауреатами районного и городского конкурсов детского творчества.  

Хочется сказать, что наши родители- соавторы, соисполнители. Они активно участвуют в наших выступлениях, помогают шить костюмы, готовят декорации. Они участники, а не зрители на классных праздниках.  

       Мы стараемся привлекать всех членов семьи к событиям, происходящим в классе, формируем чувство общей ответственности за воспитание и образование ребенка, общее стремление к ожидаемым результатам                    («Музыкальный очаг». Семья Немцевой  А., участие семьи Сергеевых  во Всероссийском конкурсе « Разговор о правильном питании»)

Такая работа, как показал опыт, способствует укреплению семейных связей, просвещению родителей, формированию единого  воспитательного пространства семьи и школы, созданию атмосферы сопереживания, совместного бытия взрослых и детей.

       Работа по социальному развитию младших школьников ведется и в учебной деятельности. На уроках риторики, окружающего мира акцентируется внимание на расширение представлений о природе, нормах жизни  во всех сферах: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, идет обучение мерам безопасности в окружающем мире, отношению к природе и ее объектам.

        В этом году мои коллеги участвуют во Всероссийском конкурсе « Дорога безопасности». Планы уроков составлены учителями Труевцеовй Н. Г., Карягиной С. Н., Зайцевой Ю. О.  Фотоматериалы для регионального конкурса «Звезда сцены» собраны учителем Тишовой Н. А.  

         Важным в процессе социализации младших школьников является работа с гиперактивными детьми, имеющими особые образовательные потребности, которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе и развитии социальных качеств. Процент таких детей растет с каждым годом. Это дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном отношении, низкую успеваемость, сниженный уровень внимания и усидчивости, ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться, и ребенок не сможет справиться с ними самостоятельно, тогда он становиться трудным. Для того, чтобы этого не произошло, в методобъединениии ведётся кропотливая работа. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в речевой деятельности, занимается школьный логопед. С детьми, имеющими проблемы в обучении, подключаем психологов, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию. Здоровьем занимаются медики и валеолог. А вот учителя, владеющего методами и приемами работы  с гиперактивными детьми,  у нас не было.   Следует отметить, что к нам за помощью стали чаще обращаться родители, и не потому что проблем стало больше, а потому что больше стали нам доверять. Но и мы, учителя, иногда становимся бессильными в решении данной проблемы.

Поэтому в этом учебном году МО учителей начальных классов решило  организовать на базе М/О начальных классов группу учителей, занимающихся проблемами гиперактивных детей и их родителей.

В заключение позвольте напомнить вам известную притчу о том, как один властелин задал своему визирю коварный вопрос и получил достойный ответ. Зажав в ладонях бабочку, властелин спросил:

- А скажи-ка мне, мудрейший, жива бабочка или мертва?

- О, великий! – ответил мудрец. - Всё в твоих руках.

Итак, уважаемые коллеги, всё в ваших руках!

Успехов вам и терпения!

Тезисы к выступлению А. Ж. Ершовой «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении»

  1. Сущность социализации: в процессе неё человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
  2. Социальный компонент образовательной программы включает в себя:

- сохранение здоровья

- толерантность

- навыки самоорганизации, самообладания

- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной    задачи

- общественно значимые действия

- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.

3.  Цель при работе с детьми – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

4.  Пути решения поставленных задач:

- составление социального паспорта семьи

- диагностика

- составление плана воспитательной работы.

5.  Работа по социальному развитию проходит в:

- учебной деятельности

- внеурочной деятельности.

6. Работа с родителями – формирование единого воспитательного пространства семьи и школы.

7. Организация работы с гиперактивными детьми. Работа социальных служб гимназии.

8.  Заключение.