“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.
материал на тему

Реброва Людмипа Михайловна

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №8” ЕМР

Реброва Людмила Михайловна

I квалификационная категория

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

 

«Верная и деятельная память удваивает жизнь».

Мирабо  О.

В сентябре 2011 все школы России в начальном звене  должны перейти на новые стандарты. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти.Т.к. дети, начинающие обучение в начальной школе, невнимательны и часто отвлекаются, необходимо навыки внимания развивать.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения».  Рассел Д.

При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее. Но, чтоб работа была планомерной, систематичной, учитель сначала должен прийти к тому, что этим нужно заниматься (дети на уроках часто отвлекаются, плохо запоминают). В принципе, для таких заданий не нужно на уроке специального времени, а можно сразу «убить нескольких зайцев» - развивать внимание и память, связать задания с темой.

Допустим, когда-то многие из нас работали с диктантами по Федоренко, а потом, к сожалению, отошли от них. Но ведь их можно придумывать самим, писать предложения, с которыми можно работать в дальнейшем на уроке. Написали, проверили и выполняем различные грамматические задания (найти гласные и согласные, поставить ударение, разобрать по членам предложения, определить части речи, падеж и т.д.). Параллельно со зрительными диктантами, провожу диктанты слуховые. Каждый раз для них придумываю задания, которые понадобятся на уроке. Например, на уроке русского языка диктую сразу несколько словарных слов, а дети записывают их по памяти. В первом классе дети могут записывать только первую букву слов. А потом можно выполнить массу заданий - распределить буквы на две группы (гласные-согласные, парные-непарные, звонкие-глухие и т.д.). Можно написанные по памяти слова объединить в группы (например, посуда, одежда), продолжить самим ряд слов (для этого можно брать слова на какое-то изученное правило), найти лишнее слово, распределить на группы (например, существительгые-глаголы ) и т.д.

Еще один из приемов развития внимания и памяти – словарный диктант с комментированием (С. С. Левитина, 1980). Этот хорошо известный педагогам методический прием становится способом измерения внимания, если: 1) учитель читает каждое слово только один раз; 2) учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3) учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк.

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. А для этого можно использовать различные контрольные тетради на печатной основе, которые мы всегда покупаем. В них бывает много заданий – отыщи ошибки в тексте.

Аналогично и на уроках математики, для слуховых и зрительных диктантов подбираю задания, перекликающиеся с темой урока. Допустим, для  различных  рядов  чисел можно дать задания - определить, чем похожи числа, чем отличаются, найти лишнее число, распределить на группы (однозначные-двузначные, четные-нечетные, круглые и некруглые), можно давать числа из таблицы умножения. Геометрические фигуры можно группировать по цвету, форме, размеру, замкнутые – незамкнутые. Можно давать и примеры. Т.е. все то, что мы пишем на доске для урока (для устного счета) можно использовать для слуховых и зрительных диктантов. Тогда и орг. момент как-бы отпадает, потому что дети сразу включаются в работу, каждая секунда важна.

Но сначала детям необходимо очень хорошо объяснить методику проведения диктантов. При слуховых учитель говорит – дети внимательно слушают, при зрительных – смотрят на доску. Затем, закрывают глазки и повторяют про себя, только после этого записывают. Потому что, если ты увидел или услышал и тут же повторил, ты запомнишь лучше, а если сразу начнешь писать, то можешь что-то забыть. Кроме того детям нужно объяснить цель этих заданий – развиваем свою память, поэтому, если ты не запомнил что-то, пропусти, не нужно смотреть у соседа, т.к. пользы от этого не будет.

Оценки за такую работу мы не ставим. Но когда все проверили, и у кого-то получилось правильно, я говорю, чтоб дети похлопали себе и порадовались, что у них хорошая память. А если что-то не получилось, значит, это говорит о том, что память нужно тренировать.

Перед тем, как приступить к данной работе, привожу детям примеры людей с феноменальной памятью и знакомлю с различными приемами тренировки памяти.

Еще несколько видов заданий по тренировке внимания и памяти:

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Ищи безостановочно»

 В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

«Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?»Галифакс Д.

Примеры феноменальной памяти существовали во все времена. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами

Физиологи советуют для лучшего запоминания использовать несколько проверенныхспособов.

Способ 1 - проговаривание. Известный метод заучек и зубрилок, которые сами себе не раз рассказывают выученное, пока не начнет отскакивать от зубов.

Способ 2 - записывание. То, что называют кратким конспектом или даже шпаргалкой, является надежным способом систематизировать информацию и сохранить ее в визуальной (дающей нам максимум информации) памяти.

«Привычка записывать-главный секрет хорошей памяти.»

«Записная книжка-протез памяти.»

Способ 3 - мнемонический, или ассоциативный. Способ, которым пользуются шпионы, чтобы быстро запомнить цифры, имена, слова, понятия. Нужно подобрать слова, образы или понятия (лучше всего забавные - они ярче), похожие на те, что необходимо запомнить.

Для сохранения памяти в рабочем состоянии физиологи советуют также заучивать наизусть стихи, отгадывать побольше кроссвордов и шарад, а также почаще читать словари и энциклопедии.

«Память слабеет, если ее не упражняешь.»    

  Цицерон

Способы развития памяти:

  1. Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями
  2. Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.

. «Причиной плохой памяти, того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами».   Лихтенберг Г.                    

  1. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.
  2. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы,
  3. Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно
  4. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.
  5. Ежедневно утром и вечером нужно прокручивать в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых подробностей и мельчайших деталей
  6. Читайте книги. Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.
  7. Учите стихи.
  8. Помните – заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.
  9. Повторение – мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.
  10. Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.
  11. Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику не прибегая к помощи профессионала – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.
  12. Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит – и для улучшения памяти.
  13. С тренировкой памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память ». Гете

  1. Не ленитесь. Ленивому и в мыслях, и в действиях человеку хорошая память не светит.
  2. Задумайтесь над тем, какие перспективы перед нами открывает хорошая память, чего вы сможете достичь благодаря ей. Это подстегнет вас на ее развитие.

СМЕШНЫЕ и ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О ПАМЯТИ

«К восьмидесяти годам вы уже знаете все. Вот только как это вспомнить?» Барнс Д.

«Моя память как полицейский: ее не дозовешься, когда тебе нужно». Харвуд Р.

«Память – женского рода и потому неудивительно, что она так часто нам изменяет».

Шпигель Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

Презентация на тему “Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения».  Рассел Д.При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правиль...

«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»

Часть 1. Память: общее понятие, значение и существенные признаки.Часть 2. Теории механизмов памяти.Часть 3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.Часть 4. Виды...

Памятка для родителей.Условия успешности обучения в школе

Памятка для родителей.Условия успешности обучения в школе...

Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....