Использование здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по теме

Шлеткова Оксана Сергеевна

Использование здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шлеткова О.С.

 здоровьесберегающие технологии – одно из направлений работы общеобразовательных учреждений

            В соответствии с законом РФ «Об образовании» физическое и психическое здоровье субъектов педагогического процесса отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

           Известно, что понятие «здоровье» определяется ЮНЕСКО как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта: физического, психического и социального. 

            В системе образования данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

            Из этого следует, что целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на  ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

  1. 14 % детей практически здоровы;
  2. 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  3. 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

Беспокоит специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.

Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

В России создаются целевые программы в регионах, городах и т.п. по системному подходу к решению проблем сохранения здоровья детей и подростков. Функционируют специальные школы для длительно болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями;   ряд обычных общеобразовательных школ работает по интеграции образовательного и оздоровительного процессов (г. Серпухов).

Улучшение здоровья обучающихся является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка.

Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.  Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащиеся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.

Существует много определений понятию «здоровье», но для меня более приемлемо это: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней».

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  1. Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
  2. Нравственное  здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости  и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника.

Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  1. Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  2. Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  3. Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  4. Уровень психологической помощи учащимся.
  5. Состояние микроклимата в школе и дома.

 Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.

Образовательный процесс в условиях педагогики здоровьесбережения в общеобразовательных учреждениях должен иметь следующие направленности:

  1.  Медико-гигиеническая (осуществляемая при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик).
  2.  Физкультурно-оздоровительная (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).
  3.  Экологическая (создание гармоничных взаимоотношений с природой)

В условиях педагогики здоровьесбережения необходимо использовать

следующие методы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. фронтальный;
  2. групповой;
  3. практический метод;
  4. познавательная игра;
  5. ситуационный метод;
  6. игровой метод;
  7. соревновательный метод;
  8. активные методы обучения;
  9. воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.

Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1.  защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  2.  компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  3.  стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.);
  4. информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

  В своей работе необходимо использовать следующие принципы     здоровьесберегающих технологий:

  1. «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, в конкретных условиях.
  1. Принцип сознательности. Нацеливать на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса.
  2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действии позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
  4. Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Предполагает преемственность ступеней обучения.
  5. Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, я всесторонне развиваю каждого ребенка, планирую и прогнозирую его развитие.
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  7. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  8.  Принцип активности – предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
  9. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
  10. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников подразумевает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
  12. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее развитие личности ребенка.

В педагогической практике здоровьесбережения  необходимо использовать демократический стиль общения. Этот стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.  

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Образовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» для учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.

Программа «Все цвета, кроме чёрного».

Издательский центр «Вентана-Граф» в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту…»   разработал совместно с Институтом возрастной физиологии программу «Все цвета, кроме чёрного».

Разработчики – сотрудники Института возрастной физиологии РАО. Руководитель авторского коллектива – Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, академик, директор Института возрастной физиологии РАО и Центра образования и здоровья Минобрнауки РФ.

Цель  – формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни как таковой и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Дети научатся ценить свое здоровье, управлять своим настроением и отношениями с людьми, поймут, насколько важно правильно питаться и соблюдать режим дня.

Разговор о правильном питании

НЕСТЛЕ по праву можно назвать социально ответственной компанией. Самым крупным проектом НЕСТЛЕ в России в области социального развития является программа «Разговор о правильном питании».

«Разговор о правильном питании» — уникальная образовательная программа для детей, основная цель которой — формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа работает в школах и детских садах России с 1999 года.

Участниками программы стали уже более 2 500 000 детей из 27 регионов России.

Все учебно-методические материалы распространяются бесплатно.

Разработка программы была осуществлена в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования ,Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации  М. М. Безруких.

В рамках программы подготовлено 3 учебно-методических комплекта, включающих рабочие тетради для детей различного возраста, методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей. Все участники программы обеспечиваются учебными материалами бесплатно.

В рамках программы был подготовлен учебно-методический комплект, включающий рабочие тетради для детей 1-2кл. «Разговор о правильном питании», и для детей 3-4 кл. «Две недели в лагере здоровья», методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей (брошюра вручается каждому родителю, ребенок которого начинает обучаться по программе).

Результаты работы программы «Разговора о правильном питании» убедительно подтверждают ее эффективность. Все ее участники единодушно утверждают, что программа реально помогает им решать проблемы, связанные с укреплением здоровья детей.

Формы реализации программы:

1 - интеграция в содержание базовых предметов (может использоваться в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «ОБЖ», «Естествознание», «Литературное чтение»);

2 - отдельный курс за счет регионального школьного компонента - «Уроки здоровья»;

3 - внеклассная работа в школе (классные часы, коллективная творческая деятельность, реализация проектов, работа объединений, клубов и т.д.;

4 – работа в системе дополнительного образования (кружки, клубы).

5 - работа в семье: совместная работа педагога с родителями.

 

Авторы предусматривают и комбинированный подход: одна часть – во внеклассной работе (классные часы, кружки, факультативы), другие рассматриваются на уроках.

Каждый педагог решает сам, где он видит место применения, формы и сроки реализации программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития

У меня в классе всего трое детей. Пранализировав состояние учащихся за 2010-2011 учебный год пришла к выводу, что не зря стала заниматься темой здоровьесбережения. Одна из задач работы - сохранение и ...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья о  применении  здоровьесберегающих  технологий  на логопедических  занятиях....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими трудности в обучении"

Материал раскрывает возможности использования здововьесберегающих технологий на занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. Актуален для учителей начальные классов. Включает три раздела: артикуляц...