Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?"
статья (1 класс) по теме

В статье рассказывается о приёмах,способах создания ситуации успеха на уроке для слабоуспевающих учащихся в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?

                                / Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Дьяковой С.А. 21февраля 2013г/

    Стремление учащихся к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого школьника независимо от того, успевает он или нет. Для поддержания стремления к достижениям на уроках необходимы ситуации успеха. А, обращаясь к слабоуспевающим, я стараюсь выбирать такие моменты, когда я уверена в положительном результате деятельности ученика.

      Чтобы слабоуспевающий ученик внутренне мотивировано решал выдвинутые перед ним задачи, необходимо поставить его в позицию активного участника коллективного учебного труда. В процессе разрешения этой задачи его активную  позицию я обеспечиваю: вариативностью заданий, работой по предложенному плану, привлечением к ответам на более лёгкие, наводящие вопросы, тактичным исправлением ошибочных высказываний, ободрением, поддержкой, поощрением.

 « Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать» - писал Франсуа де Ларошфуко. К учащимся класса с низким уровнем усвоения материала я применяю метод авансирования успешного результата. Он внушает веру учащихся в свои силы, в себя. Для этого использую такую парадигму: «У тебя обязательно всё получится», « Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Я заранее предупреждаю их о проверочной, контрольной, итоговой работах. Направленно использую следующую речевую парадигму: « Я уверенна, что ты всё в проверочной работе напишешь верно, если повторишь… правила правописания безударных гласных, проверяемых ударением; алгоритм разбора предложения; алгоритм работы  со словами с непроизносимой согласной в корне слова и т.д.». Даю ученику алгоритм или памятку - помощницу пошагового выполнения алгоритма. Тем самым я создаю  психологическую установку сомневающимся в своих силах (создана ситуация успеха), а так же даю материал, который он должен повторить. У ученика формируется уверенность в своих силах,  что  после повторения материала,  он успешно справится с проверочной работой.

Для того чтобы вселить веру слабоуспевающему ученику в свои силы, я использую приём  авансирования доверия. Этот приём состоит в специальных поручениях или заданиях из той сферы деятельности, которая по убеждению отстающих им малодоступна (подготовить  2-3 задачи для устного счёта; найти, выучить  и рассказать стихотворение про букву « О »; рассказать что-то интересное о муравьях и т. д.) С этого может измениться отношение к предмету, вызовет у ученика чувство собственного достоинства, желание оправдать доверие, у него поднимется самооценка.

      Для создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающему ученику  часто применяю скрытое инструктирование учащегося. Например: работа над ошибками. Всем учащимся выношу на поля ошибки, а слабоуспевающим ученикам - номер орфограммы в памятке работы над ошибками или выделяю часть слова, в которой ученик сделал ошибку. Использую речевую парадигму:  «Возможно,  тебе лучше начать  работу над ошибками с памятки №1»  (она включает не только алгоритм работы над ошибками, а так же правило).

Слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в свои силы, вызывает старание и эмоциональный подъём. Очень важно для такого подростка услышать похвалу в начале и в процессе выполнения задания, так как одобрение стимулирует умственные усилия, вселяет уверенность в свои возможности. Я знаю, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Я стараюсь замечать и отмечать даже малейшие сдвиги в учении таких учащихся.

Стимулы, применяемые мною на уроках для создания ситуации успеха слабоуспевающим:

- словесная оценка;

Дети 7 – 10 лет очень чувствительны к оценке, которую даёт им учитель. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амонашвили в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента:
- доброжелательное отношение к ученику как к личности;
- положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
- конкретный анализ трудностей, с вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе, ведь слова «Ты сделал это плохо» ученики начальной школы расценивают как «Ты плохой». Они нуждаются в помощи учителя и его положительной оценке. Поэтому исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой. 
- словесное поощрение, похвала  ( Молодец; Умница; Ты сегодня меня порадовал своим ответом; и т.д.)

- выставка лучших работ слабоуспевающих детей;

- громкая демонстрация итогов деятельности ученика (Портфолио учащегося)

- групповая работа;

 Например: 1 класс тема: « Составная задача». Распределяю при работе над текстом задачи учащихся на 3 группы: помощников, чтецов, художников. Все дети читают текст  просебя. Если слабоуспевающий ученик хорошо читает и может анализировать условие задачи, то его  можно назначить «чтецом» - читать схему задачи и высказывать предположения, что обозначают числа, сокращения. Помощники оценивают эту работу, помогают в случае затруднения. Художники  заполняют схему до конца (обозначают) неизвестное число вопросительным знаком и составляют по схеме задачу. Помощники и чтецы оценивают. Работая в группе, обсуждается и фиксируется на доске пиктограммами план решения задачи. Слабоуспевающий может быть в роли помощника. Решив задачу по действиям или  выражением, группа оценивает, справились, не справились с решением задачи, чему следует ещё учиться.

- занимательная ситуация;

- познавательная игра;

 - использование элементов соревнования;

- оценка достижений учащегося на родительском собрании;

  - проблемно-поисковая ситуация.

Создание проблемной ситуации создаёт  ситуацию успеха и для слабоуспевающего  ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать проблемные ситуации. При этом они испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их выполнить конкретную работу: осознать противоречие  и сформулировать вопрос.

На уроке детей обучаю формулировать темы, цели урока самостоятельно. Например: 3класс, литературное чтение. Тема: «Введение в раздел «Необычная школа». Фрагмент из книги Э.Успенского « Школа клоунов». Задаю детям вопросы:

- Как называется раздел нашего учебника? / «Уроки и переменки» /. Рассмотрите иллюстрации к нему, содержание. Предположите, какими будут по характеру произведения?

- О чём будем читать?

- Я считаю, что это будут смешные и грустные истории про школу? А как считаете вы?

-Кто будут главные герои? Как догадались? Почему же так решили?

- Какие по жанру произведения здесь собраны?

После прочтения авторской статьи  к вступлению снова задаю вопросы:

- О какой школе мечтала Настя? Ваши предположения.

- А  как вы считаете,  возможно, чтобы в школе на протяжении всего урока можно было смеяться, разговаривать, играть?

- Что из этого получится? А какой тогда найти выход? (предположения детей)

- В чём проблема? / Как сделать так, чтобы учиться было весело и интересно./

- Где можно найти ответ на этот вопрос?  / В произведении Э. Успенского /      - Какова будет тема урока? / ( «Школа клоунов» Э. Успенского) /

 -  Чему будем учиться на уроке? / Принимаю все версии, выбираем самую верную /

     Я использовала приём целеполагания -  делегирование возможностей принять решение (вовлекла учащихся в процесс мышления). Необходимые условия для ситуации успеха мною были созданы – подводящий диалог. Учащиеся самостоятельно определили тему, цели урока.

Проблемную ситуацию на уроке я применяю с целью формирования мотивации в учебной деятельности у учащихся. Ситуация успеха заложена  в процессе поиска решения проблемной ситуации, который приводит к открытию нового знания.

Например: 3 класс. Урок русского языка.

Вывешиваю схемы и задаю вопрос:

- Что обозначают следующие схемы?

 ∩               ¬  ∩

СС               сс

___            ______

/ Удвоенные согласные  буквы в слове /

- Умница, верно.

- В какой части слова находятся СС?

 / В первой схеме удвоенные согласные находятся  в корне  слова /

- Правильно, верно подмечено. Как догадалась?

/ Над удвоенными согласными стоит графический знак, обозначающий корень слова /

- Великолепно. Я уверена, что ты справишься и со второй схемой.

 - Где находится удвоенная СС ?

/ Она находится на стыке приставки и корня /

- Сегодня вы очень внимательны.

- Что мы будем делать с этими схемами?

/ Наверно будем учиться писать слова с удвоенными согласными, которые находятся в корне и на стыке приставки и корня /

- Замечательный ответ. Я думаю,  вы обратили внимание,  как начерчены схемы по отношению друг к другу.

/ Они находятся в противопоставление, напротив друг друга /

- Совершенно верно, уточните, что же ещё будем делать с этими схемами?

/ Мы будем учиться различать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке слова /

- Сформулируйте тему урока.

/ Различие и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне  и на стыке приставки и корня /.

- Умницы! Чему же будем учиться?

/ Мы будем учиться писать слова с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня /

 - Сможете справиться с этими заданиями?

/ Да; нет. /

- Такие дагады и умницы, я уверена, справятся с этими заданиями.

- Что нужно повторить?

/ Части слова, понятие однокоренные слова /.

Я применила побуждающий диалог, была создана ситуация успеха. После выдвижения своей версии темы урока, учащимся захочется найти ответ на вопрос который, поставили они сами. Так же и слабоуспевающий ученик стремиться изучать тему, которую он лично сформулировал или которой, я их умело заинтересовала.

       Хочется закончить своё выступление памяткой учителю.

Памятка учителю.
 – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
 – Не навреди! Ищи в детях хорошее.
 – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
 – Не приписывай успех себе, а вину ученику.
 – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
 – На уроке создавай ситуацию успеха.
 – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
 – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
 – Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.
 – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
 – Оценивай поступок, а не личность.
 – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Создание ситуации успеха на уроке

Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке"

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке" проводился в начале учебного года. К проведению педсовета были привлечены педагоги школы, которые поделились своим опытом по теме....

доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"

В тексте изложены методы и формы работы по теме;  приведены примеры использования в процессе обучения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке".

В данной статье я делюсь своим опытом  по созданию ситуации успеха на уроках,рассказываю о приёмах и методах работы....

Как обеспечить ситуацию успеха на уроке младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов...