Краеведение в учебной работе.Участие детей в урочной и внеурочной деятельности школы.
статья на тему

Крупнова Светлана Алексеевна

В статье описывается опыт работы по краеведению с младшими школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краеведение в учебной работе. Участие детей в урочной и внеурочной деятельности.

Статья подготовлена учителем начальной школы ГБОУ СОШ №399 Крупновой С.А.

Вспоминая своё детство, где мы зачитывались книгами о приключениях, легко встают в памяти ощущения, когда хотелось побывать на месте героев книги, помечтать о странствиях. Но как, же их осуществить, если надо ходить в школу, играть с друзьями? Потихоньку закрадывалась мечта - вот вырастем, станем большими и будем сколько угодно путешествовать! У многих ли эта мечта сбывается, когда становишься взрослым? Она всегда с нами, но «стиснута» со всех сторон семьей, бытом, работой. Где бы сейчас хотели оказаться наши ученики? Нынешние дети, в отличие от нас, книжных романтиков, подпитываемые СМИ, рекламой на TV , уже точно знают, что хотят на Канары , в Париж, Таиланд и т.д. А также мечтают жить в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге. Возникает парадокс: мы все желаем очутиться там, где нас нет, и практически отсутствует тяга к познанию своего родного города,  улицы. Пожалуй, это самый стандартный ответ: "Что тут хорошего? Просто здесь живем". Так, в основном, ответят взрослые. Но детям, всё же, свойственно живое любопытство и страсть к освоению новых территорий. Взять хотя бы исследования территории школы или улицы (какие деревья растут, выше - ниже, чем дома, наличие гаражей, укромных уголков или детских площадок). Вот оно - драгоценное время для воспитания, которое нельзя упустить. Можно и нужно в это время использовать детскую пытливость, но преподносить знания надо обязательно с терпением и любовью.

Одним из ведущих факторов формирования  исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся  о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Академик Д.Н. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежат, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Известно, что формировать понятие патриотизма уже возможно в 7-8 лет. Поэтому не случайно, что уже младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям, что обусловлено такими возрастными особенностями, как доверчивость, подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине.

Свою деятельность по формированию у учащихся патриотизма и гражданственности мы  начали с диагностики. Результаты диагностики показали, что дети недостаточно знают о родном крае. Основным источником получения знаний учащиеся назвали школу и лишь немногие – рассказы родителей, книги, журналы, интернет. Следовательно, основные знания об истории нашего города и людях, прославивших его, дети получают в школе на уроках и во внеурочной деятельности.

Изучение краеведческого компонента в нашей работе осуществляется за счет  учебного времени на предметах «Литературное чтение», «Окружающий  мир». Так, при изучении раздела  «Страницы русской классики» на уроке по теме «Рассказы о животных» широко использую стихи, рассказы русских писателей. При этом применяем групповой метод работы: учащиеся первой группы – подбирают и представляют биографический материал о  писателях или поэтах; учащиеся второй группы – готовят и оформляют выставку книг, посвященную животным, третья группа – готовит небольшую инсценировку или чтение по ролям отрывка из произведения. Дети с удовольствием участвуют в подготовке таких уроков. Метод защиты проектов находит широкое применение и на уроках «Окружающего мира». Так, на уроке в третьем классе в разделе «Эта удивительная природа» есть уроки по темам: «Охрана растений», «Охрана животных», на которых обязательно используется  краеведческий материал. Дети составляют загадки,  кроссворды, ребусы. В конце урока проводим защиту проекта – презентацию. Лучшие проекты мы собираем в папку. За несколько лет папка пополнилась материалами о животных, птицах, растениях. На этих уроках воспитывается бережное отношение к родной природе, Родине.

Основной задачей нашей работы в осуществлении краеведческой подготовки учащихся считаем формирование у школьников образа края - привлекательного и интересного. Расширяем знания  постепенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом краю. Показываем младшим школьникам край  через объекты, близкие детям: их дом, улицу, ближайший парк, речку; доступные восприятию школьников этого возраста объекты общегородского, российского и мирового значения. Учащиеся  получают простейшую информацию о географии края, о жизни в прошлом и настоящем, сведения о знаменитых гражданах края. Учеников в начальной школе знакомим  с  жизнью в селе, городе. Стараемся  видеть цели и задачи,  которые избираются согласно возрастным особенностям учеников, предвидя, по возможности, конечный результат. И тут открывается широкое поле для деятельности. Для успешного осуществления задуманного необходимо понимание, поддержка и участие родителей, сотрудничество с историческими, культурными учреждениями города и края, учителями-предметниками. Наша школа уже много лет сотрудничает с Центром детского и юношеского туризма «Родина».

Большие возможности для формирования патриотического сознания и гражданственности детей дает внеклассная воспитательная работа. В практике нашей работы применяется следующее:

  1. проведение уроков  в районной  библиотеке №66 и  Дома творчества им. Косарева ВАО, где есть свой музей;
  2. экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, просмотры видео – фильмов:

«.Дорогая моя столица», «Кремль-жемчужина Москвы», «Памятники Великой  Победы», «Музей – заповедник Царицыно», «Музей-усадьба Кусково», «Измайловский краеведческий музей», «Выставочный зал Галереи Измайлово», «Музей прикладного искусства»;

  1. классные часы:

«Традиции семейные и классные», «Я – Москвич», «Праздник масленицы», «Моя семья», «Хлеб-всему голова», «Немеркнущий подвиг народа», «Храните солдатские письма», «Знаменитые места города»

  1. участие в акциях:

«Посылка солдату», « Помоги Дому малютке», «Радость» (помощь пожилым людям), «День матери», «Кормушки для птиц», «Открытка ветерану»;

  1. конкурсы:

Фестиваль «Рассвет», «Подсолнух», «Эврика», «Секрет успеха», «Лего- фестиваль», конкурсы чтецов, юных художников, «Класс-хор»; Экскурсионно-познавательная игра «Чуден Град Москов»,смотры строя и песни;

  1. предметные недели;

Мы думаем, что именно такие яркие мероприятия оставляют след в жизни ребенка, ему хочется узнавать что-то новое. А связь поколений и воспитывает настоящего патриота и гражданина своей страны.

Включая учащихся в познавательную и  исследовательскую деятельность, мы способствуем развитию устойчивой мотивации в образовании. Один из видов такой деятельности — проект. С 2006 года в нашей школе проводится окружной фестиваль «Рассвет». В «Рассвете» принимают участие школьники 1-4 классов. Фестиваль  приучает учащихся к оценке и самооценке своей и групповой деятельности, формирует опыт группового планирования, а так же позволяет формировать и развивать межвозрастное общение. Проектной деятельностью занимаемся уже четвертый год. Считаем, что проекты помогают формировать социальный опыт младшего школьника, создавать элементарные взаимодействия в системе «Человек - природа - общество», воспитывать правильное отношение к среде обитания и правила поведения в ней, понимать свою индивидуальность, способности, возможности. В данной работе имеются огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего  города. Работая над проектами, учащихся приобретают и развивают следующие качества:

•         навыки самостоятельной и исследовательской работы;

•         навыки работы с научной литературой, с Интернетом;

•         инициативы и творчества;

•         использование, расширение и углубление школьных знаний;

•         самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.

 Проекты, выполненные учащимися, полностью подтверждают это.

В представленном проекте «Хлеб всему голова» ребята узнали и рассказали об истории возникновения хлеба и московских хлебных домов. Работая над проектом «Следы в зимнем лесу Измайловского лесопарка», дети  изучили следы разных обитателей лесных тропинок, нашли информацию об истории Измайловского парка, о разных его обитателях, посетили места, оборудованные  для лосей. Занимаясь над  проектом « Город мастеров» школьники побывали в музее прикладного искусства, где познакомились с ремеслами древней Москвы.

Знакомясь с Измайловским островом, ребята узнали не только уникальные памятники архитектуры и яркие страницы отечественной истории, но и тем, что именно здесь три столетия назад впервые в России начали разводить многие редкие растения. Особенный интерес у детей вызвало знакомство с историей Сиреневого сада и Сиреневого бульвара. Они находятся рядом с нашей школой. Ребята узнали, что сад образован в 1975 году на основе питомника, заложенного русским селекционером сирени Колесниковым Леонидом Алексеевичем в 1954 году.
Краеведческие проекты мы организовываем в виде:

  1. исторических викторин;
  2. имитаций путешествий, экскурсий;
  3. специальных выпусков газет;
  4. эколого-краеведческих образовательных маршрутов;
  5. театрализованных представлений;

С 2005 году мы участвуем в  новом проекте  «Дни исторического и культурного наследия Москвы», разработанный правительством Москвы   и направленный на распространение знаний в области отечественной истории и культуры. Проект разработан как ежегодное городское мероприятие, проводимое дважды: 18 апреля и 18 мая. В эти дни нам предоставляется возможность посещения разных исторических мест города.

Мы побывали на обзорной экскурсии по городу. Посетили Московский и Измайловский Кремль, «Манеж», где работала выставка «Москва: вчера, сегодня, завтра». Побывали с экскурсией в уникальном Сиреневом парке Колесникова.

Недавно мы стали активными участниками экскурсионно-познавательной игры «Чуден Град Москов» и представили свой материал на городских краеведческих чтениях «Московское наследие», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года. Ребята искали исторические материалы о Бородинском сражении, его героях, полководцах, участниках битвы под Москвой. Они представили свой проект в виде театрализованного представления.

Школьное краеведение предполагает взаимосвязанную работу урочной и внеурочной деятельности, направленную на воспитание бережного отношения к природе, истории и памятникам своего края. Совместная деятельность педагога и учащихся способствует интеграции знаний, позволяет на практике применять полученные знания и умения.

Особенность младшего школьника в том, что они желают познавать и делают это очень охотно и легко. Самое важное: работа, имеющая положительный результат, дети, несущие домой массу впечатлений,  знаний и желание еще больше узнать о родном крае и городе. Не это ли лучшая характеристика труда учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...

Технологии формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности

Учебные, информационные, творческие проекты, направленные на формирование УУД в условиях урочной и внеурочной деятельности...

Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности.

В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универс...

Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.

Что такое УУД и каковы условия для его успешного формирования....

Учебно-методическое пособие.Совмещение урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ

Цели внеурочной деятельности:Обогащение личного опыта ребенкаРазвитие интереса к различным видам деятельностиРазвитие кругозора обучающихсяВовлечение учащихся в проектную деятельностьВ различных форма...