Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
статья по теме

Корячихина Светлана Александровна

Формирование универсальных учебных действия является, на мой взгляд, наиболее актуальной проблемой современной начальной школы. В данной статье сделана попытка проанализировать виды УУД, возможности и способы их формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.

     Все мы знаем, что жизнь не стоит на месте. Изменяется все вокруг, в том числе и сфера образования. Инициатива этих изменений была выдвинута в 2009 году Д.А.Медведевым. За эти три года в образовании изменилось многое.

      Прежде всего, новые запросы общества определили новую цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей образования выделили формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам это умение учиться.

     Стандарты второго поколения предъявляют требования к структуре и условиям и результатам. Говоря о последних, выделяют следующие результаты:

Личностные;

Метапредметные (УУД);

Предметные (ЗУН).

     Что же такое универсальные учебные действия (УУД)? В широком смысле этот термин обозначает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если раньше учитель вел ученика за собой, то теперь ученик  сам (обратите внимание на слова «саморазвитие, самосовершенствование») ставит перед собой цель, сам планирует свою деятельность, сам контролирует, проверяет, оценивает себя, а задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы его всему этому научить.

«Не мыслям, а мыслить нужно учить» - говорил немецкий философ Э.Кант, и эти слова, по-моему мнению, отражают в полной мере задачи, стоящие перед современным  учительством.

    Итак,  в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

Личностный;

Регулятивный;

Познавательный;

Комуникативный.

     Все они тесно связаны между собой. При этом одни универсальные учебные действия необходимо включать в каждый урок для реализации деятельностного подхода, тогда как другие включаем по возможности, исходя из содержания урока. К первой группе относятся прежде всего регулятивные универсальные учебные действия, особенно целеполагание, планирование, оценка.

 1.Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Несколько слов о них.

  1. Целеполагание – постановка учебной задачи. Раньше вопросы целеполагания принадлежали исключительно учителю. Однако всем известно, что любая деятельность начинается с определенной цели. Без понимания цели школьники остаются пассивными, выступают лишь в роли объектов обучения. Без сформированности данной компетенции становится невозможным формирование и способности оценивания собственных образовательных достижений, так как они привязаны к целям. В начале обучения дети учатся принимать учебную задачу в готовом виде, ее формулирует учитель, а дети могут поставить перед собой лишь конкретно-практическую задачу, но, начиная с 3 класса, поставить перед собой учебную задачу могут и дети сначала совместно с учителем, а затем и самостоятельно. Существует несколько вариантов подведения учащихся к осознанию цели урока:

1.Узнать из текста учебника.

2.Цель урока сообщается учителем.

3.Цель выводится из проблемной ситуации.

  1. Планирование – определение последовательности действий с учетом конечного результата. В настоящее время в соответствии с требованиями Стандарта к метапредметным результатам необходимо формировать у учащихся не только умение работать по плану, но и умение планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей. Формирование этого умения осуществляется постепенно от умения работать по предложенному учителем плану (1 класс) до работы по самостоятельно составленному плану, сверяясь с целью, внося изменения в случае несоответствия, исправляя ошибки.

  1. Прогнозирование – предвосхищение результата (Что будет, если…). Умение просчитать хотя бы на шаг вперед сначала свои действия, а затем и действия других людей или предметов, избегая таким образом многих ошибок.
  2. Контроль – сличение результата с эталоном. В случае их расхождения нам необходимо следующее регулятивное действие:

  1. Коррекция – внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

  1. Оценка. Эта всегда была функция учителя, а сейчас необходимо работать над формированием адекватной взаимо- и самооценки. Оценивание заключается в соотнесении того, что было запланировано с тем, что получилось. Дети вначале учатся отличать верно выполненное задание от неверного, давать эмоциональную оценку деятельности, вырабатывают критерии оценки. Например, на уроке технологии совместно с детьми мы вырабатывает критерии, по которым будем оценивать свои работы:

1.Чтобы поделка была.

2.Чтобы она была красивая.

3.Чтобы она была аккуратная.

4.Кто быстрее всех сделает.

5.Сделать, не прибегая к помощи других, самостоятельно и т.д.

Постепенно дети учатся не только оценивать себя, но и самостоятельно определяют причины успеха или неудачи. Труднее всего оценить себя. Поэтому для выработки адекватной самооценки можно выработать совместно с учениками определенный алгоритм. Ребенок должен ответь на следующие вопросы:

    1.Что нужно было сделать? Какова была цель?

    2.Удалось ли получить результат?

    3.Справился ли я с заданием полностью и правильно или неполностью,  

       с ошибками? Если были ошибки – в чем?

    4.Справился я самостоятельно или с помощью?

    5.Со 2 класса добавляется отметка.

  1. Саморегуляция – способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

2.Познавательные УУД включают:

  1. Общеучебные действия
  2. Логические действия
  3. Постановку и решение проблемы.

Общеучебные действия, как следует из их названия, формируются на всех уроках. Сюда относят:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. знаково-символические моделирование;
  4. умение структурировать знания;
  5. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  6. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  8. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  9. постановка и формулирование проблемы

  Логические универсальные действия. Это знакомые всем анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей. Каждый учитель может привести свои примеры формирования логического мышления, например, найди лишние слова – классификация, сравни строение грибов – сравнение, заполни таблицу условными знаками – анализ, синтез, отметь верное рассуждение –умозаключение и т.д.

  Постановка и решение проблемы  - то, что выделялось раньше только авторами развивающего обучения, а теперь есть во всех программах. Это формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения. Каким образом происходит постановка проблемной ситуации?

1.Создание ситуации успеха.

2.Создание ситуации разрыва.

3.Фиксация места разрыва в знаково-символической схеме.

4.Формулирование учебной задачи.

5.Рефлексия (проанализировать весь план работы).

3.Последний вид метапредметных универсальных учебных действий – коммуникативные. К ним относят различные виды коммуникации:

  1. коммуникации как взаимодействия (учет позиции партнера по деятельности, преодоление эгоцентрической позиции),
  2. коммуникации как сотрудничества (согласование усилий по достижению общей цели),
  3. коммуникации как условия интериоризации (передачи информации другим людям и становление рефлексии).

     Отдельный  блок – личностные универсальные учебные действия.

Применительно к учебной деятельности выделяют 3 вида личностных действий:

1.Самоопределение личностное, профессиональное, жизненное. (Формируется, например, в процессе сравнения себя с героями литературных произведений).

2.Смыслообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иными словами ребенок должен понимать, для чего он учиться, мотивация учения (прежде всего формирование познавательной мотивации).

3.Нравственно-этическая ориентация – знание и применение основных моральных норм, формирование моральной самооценки, развитие эмпатии и сопереживания, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

     Личностные УУД  выделяются  отдельно, их не оценивают по 5-ти балльной системе, их формирование происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Если же говорить об уроках, то, прежде всего, формирование самоопределения происходит на уроках литературного чтения и окружающем мире, работу по  формированию смыслообразования и нравственно-этической ориентации мы выстраиваем на всех уроках.

    Что же дадут нам УУД, если мы правильно сформируем их у детей? Прежде всего, они дают возможность ученику быть субъектом, а не объектом обучения.

Во-вторых, они дают колоссальную возможность для развития, для дальнейшего самообразования.

В-третьих, помогают формировать целостную картину мира.

 В завершении мне хотелось бы обозначить три равнозначимых на мой взгляд понятия, которые мы должны сформировать у детей, без которых невозможна хорошая начальная школа и успешное дальнейшее образование ребенка.

   Нам необходимо научить детей учиться, помочь им полюбить школу и поверить в себя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе - требование времени

В 2011/12 учебном году введены ФГОС  первых классов образовательных учреждений страны. Переосмыслены цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального обще...

Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)

В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...