Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования универсальных учебных действий

в начальной школе.

Цели  и  задачи  формирования  учебных  универсальных  

действий :

- развивать  способность  учащегося  самостоятельно  успешно  усваивать  новые  знания;

- формировать  умение  и  компетентности,  включая  самостоятель -

ную  организацию  этого  процесса;

- обеспечить  целостность  общекультурного, личностного  и  познавательного  развития  и  саморазвития  личности;

- обеспечение  успешного  усвоения  знаний, формирования  умений, навыков  и  компетентностей  в  любой  предметной  области.     

Содержание  формирования  универсальных  учебных  действий.

Универсальные  учебные  действия – это  умение  учиться, т. е.  способность  субъекта  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию путём сознательного  и  активного  присвоения  нового социального опыта.

Достижение  умения  учиться  предполагает  полноценное  освоение  школьниками  всех  компонентов  учебной  деятельности,  включая :

  1. познавательные  и  учебные  мотивы;
  2. учебную  цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные  действия  и  операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль  и  оценка).

Виды универсальных  действий  и  их  формирование у  учащихся.

Личностные  действия – знание  моральных норм, умение  соотносить  поступки  и  события  с  принятыми  этическими  принципами.

Регулятивные  действия – должны обеспечивать  учащимся  организацию  их  учебной деятельности.

Познавательные действия – включают : общеучебные, логические, а также постановку  и  решение  проблемы.

Коммуникативные  действия – умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблем, интегрироваться  в  группу  сверстников  и  строить  продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками  и  взрослыми.

Формирование  личностных  универсальных  учебных  действий.

  I. Необходимо  сформировать  критерии  внутренней  позиции  школьника :

- положительное  отношение  к  школе, чувство  необходимости  учения;

-  проявление  особого  интереса  к  новому, собственно  школьному  содержанию  занятий;

- положительное  отношение  к  школьной  дисциплине;

II. Формирование  гражданской  идентичности  в  начальной  школе:

- сформировать  историю – географический  образ  России,  представление  о  территории  и  границах  России, знать  основные  исторические  события развития  общества, историю, географию  и  традиции  родного  края;

- иметь  представления  о  социально – политическом  устройстве  России ; , знать государственную  символику;

- знать  основные  права  и  обязанности  гражданина, соответствующие  возрастному  статусу учащихся  в  обществе;

- знать  о  своей  этнической  принадлежности; о  традициях  и  культуре  народов  России;

- иметь  представление  об  общекультурном  наследии  России;

- знать  основные  моральные  нормы; нормы  и  правила  охранно – бережного  отношения  к  природе, сохранения  здоровья; правила  поведения  в  чрезвычайных  ситуациях;

- иметь  чувство  патриотизма;

- уважать  личность  и  её  достоинства;

- уважать  ценности  семьи;

- участвовать  в  школьном  самоуправлении (дежурство  в  классе, участие  в  школьных  и  классных  мероприятиях);  

- выполнять  нормы  и  требования  школьной  жизни;

- выполнять  моральные  нормы  в  отношение  взрослых и  сверстников  в  школе, дома, во  внеучебных  видах  деятельности;

- участвовать  в  общественной  жизни, ориентироваться  в  событиях, следовать  здоровому  образу  жизни.

Формирование  регулятивных  универсальных  учебных  действий.

- умение  учиться  и  способность  к  организации  своей  деятельности;

- способность  принимать, сохранять  цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности;

- умение  действовать  по  плану  и  планировать  свою  деятельность;

- умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности;

- умение  адекватно  воспринимать  оценки  и  отметки;

- умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность;

- умение  взаимодействовать  со  взрослыми  и  со  сверстниками  в  учебной  деятельности;

- формирование  целеустремлённости  и  настойчивости  в  достижении  целей, жизненного  оптимизма, готовности  к  преодолению  трудностей.

Формирование  познавательных  универсальных  действий.

  1. Общеучебные  универсальные  действия :

- самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели;

- поиск  и  выделение  необходимой  информации; применение  методов  информационного  поиска, в  том  числе  с  помощью  компьютерных  средств;

- знаково – символическое моделирование;

- умение  структурировать  знания;

- умение  осознано  и  произвольно  строить  речевое  высказывание    в  устной  и  письменной  форме;

- выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от  конкретных  условий;

- рефлексия  способов  и  условий  действия, контроль  и  оценка  процесса  и  результатов  деятельности;

- смысловое  чтение;

- постановка  и  формулирования  проблемы.

2. Универсальные  логические  действия :

- анализ  объектов  с  целью  выделения  признаков;

- синтез;

- выбор  оснований  и  критериев  для  сравнения, сериации;

- установление  причинно – следственных  связей;

- построение  логической  цепи  рассуждений;

- доказательство;

 - выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

3. Постановка  и  решение  проблемы :

- формулирование  проблемы;

- самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий.

- уметь  устанавливать  контакт, организовывать  и  осуществлять  совместную  деятельность;

- налаживать межличностные  отношения;

- понимать  возможности  различных  позиций  и  точек  зрения  на  какой – либо  предмет  или  вопрос;

- умение  договариваться, находить  общее  решение;

- взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания;

- способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет;

- умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

Универсальные  учебные действия, их свойства  и качества определяют  эффективность  образовательного  процесса, в  частности  усвоение  знаний, формирование  умений, образа  мира  и  основных  видов  компетенций  учащегося, в  том  числе  социальной  и  личностной. Развитие  универсальных  учебных  действий  обеспечивает  формирование  психологических  новообразований  и  способностей    

учащегося, которые  в  свою  очередь  определяют  условия  высокой  успешности  учебной  деятельности  и освоения предметных  дисциплин.

Связь  универсальных  учебных  действий  с  содержанием  учебных  предметов

Программа  формирования  универсальных  учебных  действий  на                   ступени  начального  общего образования  конкретизирует  требования Стандарта  к  личностным  и  метапредметным  результатам  освоения    основной  образовательной  программы.

Программа  учебных  универсальных  действий :

- устанавливает  ценностные  ориентиры  начального  образования;

- определяет  понятия, функции, состав  и  характеристики  УУД;

- выявляет  связь  УУД  с  содержанием  учебных  предметов;

- определяет  условия, обеспечивающие преемственность программы  формирования  у  обучающихся  УУД  при  переходе  от  дошкольного  к  начальному  и  основному  общему  образованию.

1. Ценностные  ориентиры  начального  общего  образования.

Ценностные  ориентиры  конкретизируют  личностный, социальный  и  государственный  заказ  системе  образования, отражают  следующие  целевые  установки  системы  начального  общего  образования :

- формирования  основ  гражданской  идентичности  личности;

- формирования  психологических  условий  развития  общения, сотрудничества;

- развитие  ценностно – смысловой  сфера  личности;

- развитие  умения  учиться;

- развития  самостоятельности, инициативы, ответственности  личности.

2. Связь  универсальных  учебных  действий  с  содержанием  

                                        учебных  предметов.

Каждый  учебный предмет  в зависимости от предметного содержания  рассказывает определённые  возможности  для  формирования  универсальных  учебных  действий .

Учебный  предмет  «Русский  язык»  обеспечивает  формирования  познавательных, коммуникативных и регулятивных  действий. Работа  с  текстом  открывает  возможности  для  формирования  логических действий  анализа, сравнения, установление  причинно – следственных  связей. Ориентация  в  морфологической  и  синтаксической  структуре  языка и  усвоение правил  строения слова и  предложения, графической  формы  букв  обеспечивает  развитие  знаково – символических  действий – замещения, моделирования. Изучение  русского  языка  создаёт  условия  для  формирования  «языкового  чутья»  как  результата ориентировки  ребёнка  в  грамматической и синтаксической  структуре родного  языка  и обеспечивает  успешное  развитие

адекватных  возрасту  форм  и  функций  речи, включая  обобщающею  и планирующую  функции.

Учебный  предмет  «Литературное  чтение»  обеспечивает  формирование  следующих  универсальных  учебных  действий :

- смыслообразования  через  прослеживание  судьбы  героя;

- самоопределения  и  самопознания;

- основ  гражданской  идентичности  путём  знакомства  с  героическим  историческим  прошлым  своего  народа;

- нравственно – этического  оценивания  через  выявление  морального  содержания  и  нравственно  значения  действий  персонажей;

- умения  понимать  контекстную  речь  на  основе  воссоздания  картины  событий  и  поступков  персонажей;

- умения  произвольно  и  выразительно  строить  контекстную  речь, в  том  числе  используя  аудиовизуальные  средства;

- умения  устанавливать  логическую  причинно – следственную  последовательность  событий  и  действий  героев  произведения;

- умения  строить  план  с  выделением  существенной  и  дополнительной  информации.

Учебный  предмет  «Математика». На  ступени  начального  общего  образования  этот  предмет  является  основой  развития  у  обучающихся  познавательных  действий, логических  и  алгоритмических, моделирование, аксиоматику, формирования  элементов  системного  мышления  и  приобретение  основ  информационной  грамотности. Особое  значение  имеет  математика  для  формирования  общего  приёма  решения  задач  как  универсального  учебного  действия.

Учебный  предмет  «Окружающий  мир». В  сфере  личностных  универсальных  учебных  действий  этот  предмет  обеспечивает  формирование  когнитивного, эмоционально – ценностного  и  деятельностного  компонентов  гражданской  российской  идентичности :

- умения  различать  государственную  символику  Российской  Федерации  и  своего  региона, описывать  достопримечательности  столицы  и  родного  края, находить  на  карте  Российскую Федерацию, Москву – столицу  России, свой  регион  и  его  столицу; ознакомление  с  особенностями  некоторых  зарубежных  стран;

- формирование  основ  исторической  памяти – умения  различать  в  историческом  времени  прошлое, настоящие, будущее, ориентации  в  основных  исторических  событиях  своего  народа  и  России  и  ощущения  чувства  гордости  за  славу  и  достижения  своего  народа  и  России, фиксировать  в  информационной  среде  элементы  истории  семьи, своего  региона;

- формирование  основ  экологического  сознания, грамотности  и  культуре  учащихся, освоение  элементарных  норм  адекватного  природосообразного  поведения;

- развитие  морально – этического  сознания – норм  и  правил  взаимоотношений  человека  с  другими  людьми, социальными  группами  и  сообществами.

В  сфере  личностных  универсальных  учебных  действий  изучение  предмета  способствует  принятию  обучающимися  правил  здорового  образа  жизни, понимание  необходимости  здорового  образа  жизни  в  интересах  укрепления  физического, психического  и  психологического  здоровья.

Изучение  предмета  «Окружающий  мир»  способствует  формированию  общепознавательных  универсальных  учебных  действий :

- овладение  начальными  формами  исследовательской  деятельности, включая  умения  поиска  и  работы  с  информацией, в  том  числе  с  использованием    различных  средств  ИКТ;

- формированию  действий  замещения  и  моделирования  (использование  готовых  моделей  для  объяснения  явлений  или  выявления  свойств  объектов  и  создания  моделей, в том  числе  в  интерактивной  среде);

- формированию  логических  действий  сравнения, подведения  под  понятия, аналогии, классификации  объектов  живой  и  неживой  природы  на  основе  внешних  признаков  или  известных  характерных  свойств; установления  причинно – следственных  связей  в  окружающем  мире, в  том  числе  на  многообразном  материале  природы  и  культуры  родного  края.

Учебный  предмет  «Технология». Специфика  этого  предмета  и  его  значимость  для  формирования  универсальных  учебных  действий  обусловлена :

- ключевой  ролью  предметно – преобразовательной  деятельности  как  основы  формирования  системы  универсальных  учебных  действий;

- значением  универсальных  учебных  действий  моделирования  и  планировании, которые  являются  непосредственным  предметом  усвоения  в  ходе  выполнения  различных  заданий  по  курсу  (так, в  ходе  решения  задач  на  конструирование  обучающиеся  учатся  использовать  схемы, карты  и  модели, задающие  полную  ориентировочную  основу  выполнения  предложенных  заданий  и  позволяющие  выделять  необходимую  систему  ориентиров);

- специальной  организации  процесса  планомерно – поэтапной  отработки  предметно – преобразовательной  деятельности  обучающихся  в  генезисе  и  развитии  психологических  новообразований  младшего  школьного  возраста – умение  осуществлять  анализ, действовать  во  внутреннем  умственном  плане;  рефлексии  как  осознании  содержания  и  оснований  выполняемой  деятельности;

- широким  использованием  форм  группового  сотрудничества  и  проектных  форм  работы  для  реализации  учебных  целей  курса;

- формирование  первоначальных  элементов ИКТ – компетентности  учащихся.

Изучение  технологии  обеспечивает  реализацию  следующих  целей :

- формирование  картины  мира  материальной  и  духовной  культуры  как  продукта  творческой  предметно – преобразующей  деятельности  человека;

- развитие  знаково – символического  и  пространственного  мышления, творческого  и  репродуктивного  воображения  на  основе  развития  способности  учащегося  к  моделированию  и  отображению  

объекта  и  процесса  его  преобразования  в  форме  моделей  (рисунков, планов, схем, чертежей);

- развитие  регулятивных  действий, включая  целеполагание; планирование (умение  составлять  план  действий  и  применять  его  для  решения  задач); прогнозирование (предвосхищения  будущего  результата  при  различных  условиях  выполнения  действия), контроль, коррекцию  и  оценку;

- формирования  внутреннего  плана  на  основе  поэтапной  отработке  предметно – преобразовательных  действий;

- развитие  планирующей  и  регулирующей  функции  речи;

- развитие  коммуникативной  компетентности  обучающихся  на  основе  организации  совместно – продуктивной  деятельности;

- развитие  эстетических  представлений  и  критериев  на  основе  изобразительной  и  художественной  конструктивной  деятельности;

- формирование  мотивации  успеха  и  достижений  младших  школьников, творческой  самореализации  на  основе  эффективной  организации предметно – преобразующей символико – моделирующей  деятельности;

- ознакомление  обучающихся  с  правилами  жизни  людей  в  мире  информации : избирательность  в  потреблении  информации, уважение  к  личной  информации  другого  человека, к  процессу  познания  учения;

- ознакомление  обучающихся  с миром  профессий  и  их социальным  значением, историей  их  возникновения  и  развития  как  первой  ступенью  формирования  готовности  к  предварительному  профессиональному  самоопределению.

Планируемые  результаты  освоения  междисциплинарных  программ. (Личностные  и  метапредметные  результаты.)

В результате  изучения  всех  предметов  в  начальной  школе  у  выпускников  будут  сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные  действия  как основа  умения  учиться.

В  сфере  личностных  универсальных  учебных  действий  у  выпускника  будут  сформированы :

- внутренняя  позиция  школьника  на  уровне  положительного  отношения  к  школе, ориентации  на  содержательные  моменты  школьной  действительности  и  принятия  образца  «хорошего  ученика»;

- широкая  мотивационная  основа  учебной  деятельности, включающая  социальные, учебно  - познавательные  и  внешние  мотивы;

- ориентация  на  понимание  причин  успеха  в  учебной  деятельности;

- учебно  - познавательный  интерес  к  новому  учебному  материалу  и  способам  решения  новой  частной  задачи.

- способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности;

- основы   гражданской  идентичности  личности  в  форме  осознания  «Я»  как  гражданина  России, чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою  Родину, народ  и  историю, осознание  ответственности  человека  за  общее благополучие, осознание  своей этнической  принадлежности;

- ориентация  в  нравственном  содержании  и  смысле  поступков  как  собственных, так  и  окружающих  людей;

- развитие  этических   чувств – стыда, вины, совести  как  регуляторов  морального  поведения;

- знание  основных  моральных  норм  и  ориентация  на  их  выполнение,  дифференциация моральных  и  конвенциональных  норм,  развитие  морального  сознания  как  переходного  от  доконвенцио –

нального  к  конвенциональному  уровню;

- установка  на  здоровый  образ  жизни;

- чувство   прекрасного  и  эстетические  чувства  на  основе  знакомства  с  мировой  и   отечественной  художественной  культурой;

- эмпатия  как  понимание  чувств  других  людей  и  сопереживание  им.

В  сфере  регулятивных  универсальных  учебных  действий  выпускник  научится :

- принимать  и  сохранять  учебную  задачу;

- учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия  в  новом  учебном  материале  в  сотрудничестве  с  учителем;

- планировать  своё  действие  в  соответствие  с  поставленной  задачей  и  условиями  её  реализации, в  том  числе  во  внутреннем  плане;

- учитывать  правило  в  планировании  и  контроле  способа  решения;

- осуществлять  итоговый  и  пошаговый  контроль  по  результату;

- адекватно  воспринимать  оценку  учителя;

- различать  способ  и  результат  действия;

- оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки;  

- вносить  необходимые  коррективы  в  действии  после  его завершения  на  основе  его  оценки  и  учёта  характера  сделанных  ошибок;

- выполнять учебные  действия  в материализованной, громкоречевой   и  умственной  форме.

В  сфере  познавательных  универсальных  учебных  действий  выпускник  научится :

- осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий  с  использованием  учебной  литературы;

- использовать  знаково – символические  средства, в  том  числе  модели  и  схемы  для  решения  задач;

- строить  речевое  высказывание  в  устной и  письменной  форме;

- ориентироваться  на  разнообразие  способов  решение  задач;

- основам  смыслового  чтения  художественных  и  познавательных  текстов, выделять  существенную  информацию  из  текстов  разных  видов;

- осуществлять  анализ  объектов  с  выделением  существенных  и  несущественных  признаков;

- осуществлять  синтез  как  составление  целого  из  частей;

- проводить  сравнение, сериацию  и  классификацию  по  заданным  критериям.

В  сфере  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  выпускник  научится :

- допускать  возможность  существования  у  людей  различных  точек  зрения, в  том  числе  не  совпадающих  с  его  собственной, и  ориентироваться  на  позицию партнёра  в общении  и взаимодействии;  

- учитывать  разные  мнения  и  стремится   к  координации  различных  позиций  в  сотрудничестве;

- формулировать  собственное  мнение  и  позицию;

- договариваться  и  приходить  к  общему  решению  в  совместной деятельности, в  том числе  в  ситуации  столкновение  интересов;

- строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  партнёр  знает  и  видит, а  что  нет;

- задавать вопросы;

- контролировать  действия  партнёра;

- использовать  речь  для  регуляции  своего  действия;

- адекватно  использовать  речевые  средства  для  решения  различных  коммуникативных  задач, строить  монологическое  высказывание, владеть  диалогической  формы  речи.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...

доклад "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе"

В докладе "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе" я рассказала о том, как происходит формирование УУД во 2 классе....

Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обуч...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....