Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Казанцева Марина  Николаевна

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).

                                  Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:

· Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

· Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

ü   Целеполагание – постановка учебной задачи

ü   Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

ü   Прогнозирование –предвосхищение результата

ü   Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия.

ü   Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

ü   Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают:

o      Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.

o      Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

Коммуникативные действия:

§           Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)

§           Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

§           Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)

§           Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

§           Умение полно и точно выражать свои мысли.

    Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.

В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов 5 балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы формирования универсальных учебных действий

в начальной школе 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком – совокупность способов действия учащего, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса (т.е. умение учиться).

                                  Виды универсальных учебных действий

Личностные действия:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание – постановка учебной задачи
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Прогнозирование –предвосхищение результата
  • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия.
  • Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
  • Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные –самост. выделение и формулирование познават. цели; поиск и выделение необх. информ., применение методов информац. поиска в т.ч. с пом. компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия, постановка и формулирование проблемы, моделирование.
  • Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

Коммуникативные действия:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы)
  • Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)
  • Разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск способов разрешения конфликтов)
  • Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)
  • Умение полно и точно выражать свои мысли.

    Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.

В начальной школе необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов 5 балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.

Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, который позволяет отследить динамику достижения планируемых результатов. «Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка. Составляющие портфеля достижений могут быть оценены только качественно.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы (по выбору учителя):
"МОЙ МИР" – там м.б. любая информация, которая интересна и важна для ребенка. Мое имя - информация о том, что означает  имя, можно написать о знаменитых людях с этим именем.  Моя семья - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. Мое село -  рассказ о родном селе,  о его интересных местах, здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком  схему маршрута от дома до школы.  Мои друзья - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.  Мои увлечения -  небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.  Моя школа -  рассказ о школе и о педагогах. "МОЯ УЧЁБА"  - учащиеся наполняют  этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.  "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"  - помещают рисунки, сказки, стихи, если выполнена объемная работа, «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ» , "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" , "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" -  здесь учащиеся размещают грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма,  "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" -  данный раздел считаю очень важным, ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний, пожелания могут писать и родители.  

Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе

Личностные универсальные учебные действия

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность самооценки, эмоциональную зрелость ребёнка.

Чтобы спроектировать учебные действия по самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации предлагаются различные задачи, основанные на методиках известных педагогов и психологов:

- методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера)

- проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»

- методика «Кто я?» (модификация методики М.Куна)

- рефлексивная самооценка учебной деятельности

- шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)

- опросник мотивации

- методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха

- задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи

- задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

- анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю)

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         подведение итогов урока;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений;

Регулятивные универсальные учебные действия

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения, помнить и удерживать правило, инструкцию          во времени, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Как проектировать? Опять же подбором заданий, например, выкладывание узора из кубиков, проба на внимание (по3566 П.Я.Гальперину и С.Л.Кабыльницкой)

      Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

-         «преднамеренные ошибки»;

-         поиск информации в предложенных источниках;

-         взаимоконтроль;

-         «ищу ошибки»

-         контрольный опрос на определенную проблему.

Познавательные универсальные  учебные действия

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Какими заданиями можно спроектировать эту деятельность? Например:

- построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А.Шеминьска)

- проба на определение кол-ва слов в предложении (С.Н.Карпова)

- методика «Кодирование» (тест Д.Векслера) с.111

- диагностика универсального действия общего приёма решения задач  (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

- методика «Нахождения схем к задачам» (по А.Н.Рябинкиной)

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         «найди отличия» (можно задать их количество);

-         «на что похоже?»;

-         поиск лишнего;

-         «лабиринты»;

-         упорядочивание;

-         «цепочки»;

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Коммуникативные универсальные  учебные действия

Основой решения этих задач стало ключевое значение коммуникации                для психического и личностного развития ребёнка: со-действие и со-трудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Какие же задачи проектируют этот вид действий?

- задание «Левая и правая стороны» (по Ж.Пиаже)

- методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)

- задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман) 

- задание «Дорога к дому» (модифицироанный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         составь задание партнеру;

-         отзыв на работу товарища;

-         групповая работа по составлению кроссворда;

-         «отгадай, о ком говорим»;

-         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

-         «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание...

В итоговых контрольных работах по математике и русскому языку от выпускников начальной школы кроме предметных знаний потребуется владение УУД для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня. В пособии «Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования» приводятся варианты текстов работ и заданий на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в Школе.

Одним из эффективных методов формирования УУД, который формирует развитие социальных навыков школьников это групповые взаимодействия.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах строится по таким правилам:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

В процессе работы над правилами у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом,  уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Например: Начался урок.

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся:

• целеполагание, как постановка учебной задачи. Далее, учащиеся  могут самостоятельно формулировать тему урока.

 При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД).

Если ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебника). То на этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

-личностные (формирование интереса)

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Формирование универсальных  учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.

В ходе их формируется положительное отношение к учению, осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Я думаю должны существовать определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Должны наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастёт уровень сложности действий, будут меняться результаты  УУД по степени сложности их формирования.

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования будет являться обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается на весь педагогический коллектив в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так ...

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования...

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому ...

доклад "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе"

В докладе "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе" я рассказала о том, как происходит формирование УУД во 2 классе....

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий  у обучающихся на ступени начального общего образования. Как вы понимаете методическую деятельность учителя по формированию УУД....