Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
методическая разработка по теме

Филатова Светлана Викторовна

Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.Поэтому каждому образовательному учреждению необходимо создать условия для самостоятельной  деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно - целевыми ориентирами.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_uud.docx64.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения  метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

Задачи программы:

  1. установить ценностные ориентиры начального образования;
  2. определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
  3. выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных универсальных учебных действий.
  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных  предметов в соответствии с Рабочими программами учебных предметов;
  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных,  познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  5. описание преемственности программы формирования универсальных  учебных действий по ступеням общего образования;
  6. планируемые результаты сформированности УУД.

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры  содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

  1. чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  2. осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  3. восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей, религий;
  4. отказ от деления на «своих» и «чужих»;
  5. уважение истории и культуры каждого народа.

2.формирование психологических условий развития общения, кооперации и сотрудничества:

  1. доброжелательность, доверие и внимание к людям,
  2. готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  3. уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3.развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  1. принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  2. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как
  3. собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  4. формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  1. развитие широких познавательных интересов, инициативы и

любознательности, мотивов познания и творчества;

  1. формирование умения учиться и способности к организации своей

деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  1. формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  2. готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  3. критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  4. готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  5. целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  6. готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  7. умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу

жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В программе ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

 Это человек:

  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться;
  3. любящий родной край и свою страну;
  1. уважающий и принимающий ценности семьи и общества ;
  2. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  3. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  4. умеющий высказать свое мнение;
  5. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как  основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,  ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной  децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники  овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать  и сохранять учебную цель и задачу,  планировать ее реализацию (в том числе

во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить  соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических  действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники  приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и  сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  4. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  5. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  6. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  7. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  8. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  9. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
  10. установка на здоровый образ жизни;
  11. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  12. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
  5. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  6. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  7. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  8. установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  9. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  4. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  6. адекватно воспринимать оценку учителя;
  7. различать способ и результат действия;
  8. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  10. выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по

результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  1. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  3. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  5. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  6. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  7. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  8. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  9. устанавливать причинно-следственные связи;
  1. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  2. обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  3. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  4. устанавливать аналогии;
  5. владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  2. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  3. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  6. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  7. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  8. произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  5. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  6. задавать вопросы;
  7. контролировать действия партнера;
  8. использовать речь для регуляции своего действия;
  9. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  4. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  5. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  6. с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.  

Характеристика результатов

формирования универсальных учебных действий

на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные

УУД

Регулятивные

 УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

1

Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина», «природа»,

«семья».

Уважать к своей

семье, к своим

родственникам,

любовь к родителям.

Освоить роли ученика; формирование

интереса (мотивации)

к учению.

Оценивать жизненные ситуаций и

поступки героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм под руководством

учителя.

Организовывать

свое рабочее место под

руководством учителя.

Определять цель

выполнения заданий

на уроке, во

внеурочной

деятельности, в

жизненных ситуациях

под руководством

учителя.

Определять план

выполнения заданий

на уроках, внеурочной

деятельности,

жизненных ситуациях

Использовать в

своей деятельности

простейшие приборы:

линейку, треугольник

и т.д.

Ориентироваться в

учебнике: определять

умения, которые будут

сформированы на основе

изучения данного раздела.

Отвечать на простые

вопросы учителя, находить

нужную информацию в

учебнике.

Сравнивать предметы,

объекты: находить общее и

различие.

Группировать предметы,

объекты на основе

Подробно пересказывать

прочитанное или

прослушанное; определять

тему.

Участвовать в

диалоге на уроке и

в жизненных

ситуациях.

Отвечать на

вопросы учителя,

товарищей по

классу.

Соблюдать

простейшие

нормы речевого

этикета:

здороваться,

прощаться,

благодарить.

Слушать и

понимать речь

других.

Работать  в

паре.

2

Ценить и

принимать

следующие базовые

ценности: «добро»,

«терпение»,

«родина», «природа»,

«семья», «мир»,

«настоящий друг».

Уважение к своему

народу, к своей

родине.

Освоение

личностного смысла

учения, желания

учиться.

Оценка жизненных

ситуаций и

поступков героев

художественных

текстов с точки

зрения

общечеловеческих

норм.

Самостоятельно

организовывать свое

рабочее место.

Следовать режиму

организации учебной и

внеучебной

деятельности.

Определять цель

учебной деятель-ности

с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план

выполнения заданий

на уроках, внеурочной

деятельности,

жизненных ситуациях

под руководством

учителя.

Соотносить

выполненное

задание с образцом,

предложенным

учителем.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

3

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях

под руководством учителя.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

 

Использовать в работе литературу,

приборы.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.  

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию

представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,  иллюстрация и др.)

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

Анализировать, сравнивать, группировать различные

объекты, явления, факты.  

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и

научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению.

Понимать точку

зрения другого

Участвовать в работе группы,

распределять роли, договариваться друг с другом.

4

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного

маршрута.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

 

Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Определять самостоятельно критерии оценивания,

давать самооценку.

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

 

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную информацию,

преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

 Составлять сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов

и дополнительных сведений.

Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимать точку зрения другого

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов образовательной системы «Начальная школа 21 века», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  1. коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  2. умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
  3. умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

смысловые

акценты ууд

русский язык

литературное чтение

математика

окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

 регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действ

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

  1. коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
  2. познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
  3. личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
  4. регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом,  который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-

психологических особенностей обучающихся.

4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам

освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной

деятельности.

6. Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются

ориентиром при организации мониторинга их достижения.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная  школа 21 века» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности

многонационального российского общества, гуманистические и  демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в образовательной системе «Начальная школа 21 века» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Окружающий мир» — это темы « Родная страна», « Россия –твоя родина», « Мы – жители Земли», « Родная страна от края до края».

Воспитанники знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с  государственной символикой государства.

Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России», «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России, Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

В курсе «Литературное чтение» — это произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг другу, о жизни детей, их дружбе и товариществе. Система заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую  идентичность.

В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь- колокол, церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихач.ва, М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие  учащихся в красоте, образности, богатстве русского языка. Ученики составляют  тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства  рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно- эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного  порога — в мир большой культуры».

В курсе иностранного языка (английский) с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.

Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран.

Предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и е. столице Москве, об испанских, французских, немецких, английских, американских, российских  музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей темы.

Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Начальная школа 21 века » направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной  программы:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов и действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. при такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения понимать и принимать познавательную цель, сохранять е. при выполнении учебных действий, затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения;

  1. способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника;

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  1. формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. в учебниках «начальная школа 21 века» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент. Например, проводя исследование, дети, узнают, как можно определить количество слогов  в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в  каждом классе предметных линий образовательной системы «Начальная школа 21 века».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на  представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  1. продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
  2. провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
  3. провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранному языку, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по  ступеням общего образования.

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного

образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая,  педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

  1. принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться;

  1. четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

  1. целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

В таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе» представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

- смыслообразование

- самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценк

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Высокая эффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.

Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.

Учитель знает:

  1. важность формирования универсальных учебных действий, сущность и виды универсальных умений,
  2. педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

  1. отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД;
  2. использовать диагностический инструмент успешности формирования УДД;
  3. привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе"

В докладе "Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе" я рассказала о том, как происходит формирование УУД во 2 классе....

Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее общество запрашивает человека обуч...

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....