Организация исследовательской деятельности в начальной школе
материал по теме

  Коровиченко Марина Евгеньевна

Методическое объединение для учителей начальных классов по теме: " Исследовательская работа в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_tekst.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Уржума Кировской области

                          Методическое объединение:

«На пороге нового открытия»

(Организация исследовательской деятельности младших школьников.)

        

        

                                                                                                         Автор разработки:

        учитель начальных классов

        высшей квалификационной категории

        Коровиченко Марина Евгеньевна

        стаж работы 13  лет

                                                                 

                                                                       2013г.

                                                                   г. Уржум

                                           

                                                     

                                               

 

                                               Содержание.

1.Актуальность учебной исследовательской деятельности.

2.Организация исследовательской деятельности.

  1. Краткий курс в историю
  2. Выбор темы и цели.
  3. Понятие исследовательской деятельности.
  4. Этапы формирования исследовательской деятельности.
  5. Проведение  исследовательской деятельности в 1-  4 классах.

3. Значение исследовательской работы для младших школьников.

     Список литературы.

    Методическое объединение. «Учитель года – 2013»

Тема :  На пороге нового открытия.

(Организация исследовательской деятельности младших школьников.)

Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, это факел, который важно зажечь!

  1. Актуальность учебной исследовательской деятельности.

Ускорение темпа развития общества… Смена ценностных ориентиров… Стремительное возрастание объема научной информации…(Количество информации удваивается каждые 10 лет).  Выпускник сегодня окажется беспомощным в жизни перед «лавиной» обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться и изменять самого себя. Очевидно, что современному обществу нужны образованные, конкурентноспособные люди , которые смогут :

  1. анализировать свои действия;
  2. самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  3. отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

           Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, где на смену ведущему лозунгу прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».  

             Все более актуальным  в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В арсенале инновационных педагогических  идей , особое место занимает исследовательская деятельность, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему.

   

                     2. Организация исследовательской деятельности.

2. 1. Краткий курс в историю. (слайд 3)

        Заглянем в историю. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен. 

Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.

 

           В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир. 

       Аналогичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века (на слайде 3)

  1. (Е. Паркхерст – США;
  2.  К.Н. Вентцель – Россия;
  3. О. Декроли – Франция;
  4. М. Монтессори – Италия и др.).

Например, К.Н. Вентцель писал о том, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины.

      Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике : (СЛАЙД 3)

  1. в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
  2. в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались.
  3.  в  50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).
  4. и  лишь в 90-х  годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные  системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

2.  2.   Выбор темы и цели.

     Согласитесь, что новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

     Сегодня каждый современный педагог задает себе вопросы.  Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои мысли?

 Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Этим и обусловлен выбор моей темы: «На пороге нового открытия».

Для себя я определила цель работы (слайд 4) внедрить элементы исследовательской деятельности в учебный процесс младшего школьника.

Поставила задачи: (слайд 4)

  1. обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  2. развитие творческой исследовательской активности детей;
  3. стимулирование у детей интереса к предметам естественно –научного цикла : химии, биологии, географии.

2.3. Понятие исследовательской деятельности.

 (слайд)  Что означает термин «Исследование?»(слай5)

Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков : «Исследование – бескорыстный  поиск истины».

Термин «исследовать» -  разыскивать, изведывать, 

   доходить разбирательством,

   стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск»

                   (Ожегов)

 Термин  «Учебная исследовательская деятельность» перед вами на экране.

 (слайд 5  )

Это совокупность действий  поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

(слайд 6  )

   Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими учеными.

Неслучайно, китайская мудрость гласит:

Скажи мне -  и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай мне действовать самому -  и я научусь.

            Предмет учебная исследовательская деятельность появляется в школе в рамках программы лишь  в старших классах, и  современная методика ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались.

А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе  закладываются те умения,  которые позволят  учащимся стать субъектом своей деятельности, развиться способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

Дорога к истине берет начало  из детства светлого,

Ведь ум детей пытлив и гибок.

И пусть им уготовано немало в жизни нового,

А также трудностей,  ошибок…

Пусть первые шаги еще неловки-

Склоняются над книгами их детские головки.

Глаза блестят, и душу греет созвучных мыслей перезвон-

Ведь  на пороге нового открытия: и ты, и вы, и он!

 Дети уже рождаются с врожденным поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это?

У  любого ребенка есть свои сильные стороны, свой дар, свое исследовательское поведение: неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление к наблюдению и экспериментам, самостоятельный поиск новых сведений о мире. Дети в младшем школьном возрасте  с удовольствием фантазируют, делают свои маленькие необычные открытия. Есть такая великая формула  «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные». Думаю, что это и есть путь изобретательского и исследовательского таланта . Моя обязанность , как учителя начальной школы , помочь ребенку встать на этот путь.

2.4.Этапы формирования исследовательской деятельности.

            Свою работу по организации исследовательской   деятельности я начала  совместно с психологом школы. Мы  провели диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных (слайд 7) создался образ класса, была спланирована дальнейшая работа. Главное – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности,  а также привлечь родителей  к участию в школьных делах своего ребенка.

Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова , можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. Выделение и постановка проблемы (слайд 8)

(Пояснения учителем)

Как помочь школьнику выбрать тему для исследования? Самый продуктивный способ – идти за его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему  исследования (через проблемную ситуацию, беседу , анкетирование, соц.опрос и т.д)

 и  конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим. Очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

  1. Выработка гипотез

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов предположим, допустим, возможно. 

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя  под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике  на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя». (показываю).

Важно помнить следующие моменты:

  1. планирование работы;
  2. работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, фильмы, работа с данными  компьютера)  .

Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также  периодической литературы, публикаций, радио и телепередач.

  1. опыты и эксперименты (Н-р, 1 класс «Лед – это замерзшая вода», «Тонкий лед опасен», « Где прячутся листья зимой?»  - длительный эксперимент , проводим  совместно с учителем биологии, дети с помощью луп изучают  почку дерева в разрезе. Опыт «Горячее и холодное» - опыт совместно с учителем химии.)
  2. наблюдения (как способ получения ответов на вопросы) (Н-р, наблюдение  за повадками домашних животных, за жизнью насекомых ; урок -экскурсия с целью наблюдения изменений в природе )
  3. проведение анкет, опросов, интервью, и .т.д

Важно на этом этапе дать больше самостоятельности, чтобы ребенок мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации,  формулировка выводов , оформление результатов .

5. Представление результатов исследовательской деятельности.( на слайде 8)

Представить результат своей работы  можно в разнообразных формах :

1.отчеты ( устные, письменные, с демонстрацией материалов, например в «Дневнике юного исследователя»);

2. презентации, фильмы, макеты, сборники и др.;

        3.завершающий этап исследовательской работы – это защита. Свои работы дети  представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)

Т.О. Анализируя эти этапы мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные  и  познавательные  .

Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий.

 Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Согласитесь,  организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени.

              На каждом этапе деятельность учителя и детей распределяется следующим образом: это вы можете увидеть на экране . (Не зачитываю, информация на слайде 9 ).

при использовании метода исследования

 Ученик

  1. Определяет цель деятельности
  2. Открывает новые знания
  3. Экспериментирует
  4. Выбирает пути  решения
  5. Активен
  6. Субъект обучения
  7. Несёт ответственность за свою деятельность.

Учитель…

  1. Помогает определять …
  2. Рекомендует источники информации
  3. Раскрывает возможные формы работы
  4. Содействует прогнозированию результатов
  5. Создаёт условия для активности школьника
  6. Партнёр ученика
  7. Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

2.5.Проведение  исследовательской деятельности в 1-  4 классах.

            Работа по стандартам второго поколения предполагает исследовательскую

деятельность по всем образовательным областям начальной школы, а особенно по окружающему миру. С большой увлеченностью я вместе с детьми работаю на уроках окружающего мира УМК  «Перспективная начальная школа» по учебнику О.Н.Федотовой. На этих уроках очень легко организовать исследовательскую деятельность. Цель этих уроков – научить учащихся делать открытия посредством предъявления ребенку системы экспериментальных заданий. Условные обозначения  в учебнике– пиктограммы предлагают : «длительный эксперимент» , «опыт», «подумай сам». Проводим маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Для этого используем индивидуальные «конверты исследователей» (фото),   в которых помещены этапы учебно-исследовательской работы ребенка.

 Таких этапов четыре: (слайд  10)

1 этап – выбор темы (ребенок ее выбирает самостоятельно, чаще всего используя  в начале  картинку);

2 этап – постановка вопроса (кладет в конверт  ключевые слова задаваемых вопросов);

3 этап – проведение исследования (дети, умеющие писать, записывают на листочках; не умеющие  – передают  информацию через  рисунок);

4 этап – подведение итогов (собранные  материалы достаются из конверта, анализируются, выделяются наиболее значимые, важные). Результат работы чаще всего представляется в виде рисунка или коллажа (представляю фото)

Данная методика  предназначена для начинающих исследователей. Она дает неплохие результаты в первых классах и   позволяет учителю  разглядеть  «потенциальных исследователей».

Работа по формированию исследовательской деятельности предполагает:

1 этап:   1 класс (слайд 11)

В 1 полугодии - творческие работы учащихся  - поиск стихов, пословиц, загадок по темам (рисунки) и их сочинение , устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате,возникает исследовательское  поведение уже в обыденной жизни : интерес  к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.

Во 2  полугодии  расширяем рамки работы  и включаем сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

   

         2 этап :  2 класс (слайд 13)

Учимся   собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, могут оформлять некоторые записи самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя.

     3 этап:   3 – 4 классы (слайд 14)

  В 3 классе дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

   В 4  классе работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.  

   

3. Значение исследовательской работы для младших           школьников.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что  исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе:

  1. формирует исследовательские умения;
  2.  способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого  предмета из других областей: истории, биологии, химии, художественной литературы;
  3. объединяет детей и родителей в активной поисковой деятельности;
  4. способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени.

 

Я считаю, что если ученик  сумеет провести  самостоятельное исследование, справится с работой,  то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е.  адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что нужно учить именно тому, что может пригодиться.

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности ,и тогда результат будет  закономерен. (на экран)

В процессе  нашей совместной исследовательской деятельности с детьми ,родителями, коллегами получились  (показ фотографий)  самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Лекарственные растения» в рамках организованных совместно с коллегами  предметных недель  - Неделя окружающего мира , газеты «Калейдоскоп профессий» в рамках Недели профориентации,  «Число  и цифра 2» в рамках Недели математики. Учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Моя семья», «Синичка – желтогрудка» «Школа , в которой я учусь» и др..  Работа моего  ученика «Чистый город» была  отмечена дипломом «За актуальность проблемы» в областном  конкурсе исследовательских работ «Я познаю мир» . Мои выпускники проводили исследования «Моя семья»   ( узнавали о своей семье, о профессиях членов семьи)  и  оформляли работы в  портфолио . «Портфолио» с исследованиями помогли мне участвовать в нескольких  конкурсах муниципального уровня , в том числе: «Мои инновации в образовании», « Учитель – новатор - 2010».

          В заключение  хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  1.             Пусть исследуют!
  2.             Пусть открывают!    

  «Открытие мира» - главная задача учителя начальных классов, что и  является актуальным в современной школе. 

Список литературы.

  1. Шарнина И.П. Исследовательская деятельность младших школьников. Образование в Кировской области . -  2012.  - № 3. - с.- 40 - 41
  2. Молчанова Е.А.. Развитие познавательно -исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников.

     Образование в Кировской области.  - 2012.  - № 4. – с.14 - 16

3. Сухаревская Е. Проекты и исследования. 1 сентября . -

2006 .-   №11. – с. 10 - 24

4. Чебыкина Л.Г. Готовность младшего школьника  к исследовательской работе. Начальная школа -. 2010. - № 12. –с. 58- 60

5. Давыдова Е.Р.. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2012. - № 12. –с. 61- 62

6. Шацкий С.Т.: работа для будущего.Книга для учителя. Сост. В.И. Малинин, М.: Просвещение, 1989.

7. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2006. - № 2. –с. 45- 49

8. Кропочева Т.Б. . Исследовательские экскурсии в начальной школе. Начальная школа -. 2007. - № 11.

9.Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе. Начальная школа -. 2007. - №3. – с. 28 -33

10. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа -. 2000. - №12 . – с.101-108

11. Антология гуманной педагогики : Выготский / сост. и автор предисл. А. А. Леонтьев.-М. : ИД Шалвы Амонашвили, 2002. - 223

      12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...