Анализ работы ШМО за 2011 - 2012 учебный год
материал по теме

Мерзлютина Ирина Александровна

Материал содержит отчёт руководителя методического объединения за 2011 - 2012 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ работы ШМО180 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Прогимназия № 2

АНАЛИЗ

работы

школьного методического объединения

учителей начальных классов

за 2011-2012 учебный год

Подготовила: учитель начальных классов,

руководитель ШМО

Мерзлютина И. А.

Воронеж

2012 г.

АНАЛИЗ

работы школьного методического объединения

учителей начальных классов

за 2011-2012 учебный год

Работа ШМО учителей начальных классов в 2011 – 2012 учебном году велась по утверждённому плану работы и была направлена на повышение качества образования  младших школьников. ШМО  работало по теме: «Внедрение УМК и использование развивающих технологий – необходимое условие качественного обучения».

Перед учителями начальной школы были поставлены следующие задачи:

1). Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел.

2). Внедрять  новые  технологии  в  педагогическую  деятельность  учителей  для  раскрытия  творческого  потенциала  учащихся;

3). Формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке.

4). Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

5). Использовать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся.

6). Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью школьников.

7). Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Эти задачи решал коллектив учителей начальных классов в составе 18 педагогов. Из общего числа учителей начальных классов 12 педагогов  имеют высшую  квалификационную категорию, 3 человека - первую квалификационную категорию. В этом учебном году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности Петропавловская Ольга Николаевна, а Шепетун Любовь Анатольевна и Иванова Надежда Алексеевна подтвердили высшую квалификационную категорию. Не аттестованной является Терновых Ирина Николаевна.

В текущем учебном году прошли курсы повышения квалификации:

1). Егорова О. Н., Князева Т. М., Кобцева Г. И., Тестова Э. Э. « Государственные стандарты нового поколения»

2). Иванова Н. А.

Первоклассники (учителя: Петропавловская Ольга Николаевна, Нечепаева Светлана Анатольевна, Мерзлютина Ирина Александровна, Корчагина Светлана Викторовна) начали обучаться по новым Федеральным государственным образовательным стандартам  второго поколения (ФГОС).  

Систематически ведётся работа по самообразованию педагогов. У каждого разработан план самообразования по определённым  темам:

Ф.И.О.

Тема по самообразованию

1.

Калинина Инна Викторовна

Развитие математического мышления учащихся на уроках.

2.

Егорова Ольга Николаевна

Приёмы работы над нестандартными задачами.

3.

Ерёмина Наталья Владимировна.

Развитие познавательных способностей младших школьников.

4.

Князева Татьяна Митрофановна

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

5.

Кобцева Галина Ивановна.

Перспективная работа по программе Л. Г. Петерсон.

6.

Корчагина Светлана Викторовна

Обучение через развитие познавательных процесссов.

7.

Иванова Надежда Алексеевна

Развитие орфографического навыка учащихся на уроках русского языка.

8.

Лазарева Елена Николаевна

Использование ИКТ, как средство развития познавательных способностей учащихся.

9.

Логвина Вероника Валентиновна.

Проблемы экологического воспитания младших школьников, как одного из важных аспектов социализации личности.

10.

Мерзлютина Ирина Александровна.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

11.

Мищенко Инна Александровна.

Экологическое воспитание младших школьников.

12.

Нечепаева Светлана Анатольевна.

Обучение и воспитание школьников в соответствии с теорией здоровьесбережения.

13.

Петропавловская Ольга Николаевна.

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.

14.

Сребрянская Светлана Владиславовна.

Здоровьесберегающие технологии в работе с учащимися 2 класса «Б».

15.

Тестова Эльвира Эрнестовна.

Национальные духовные традиции и нравственное здоровье младших школьников.

16.

Терновых Ирина Николаевна.

Использование проблемно – поискового метода на уроках математики.

16.

Тонких Елена Владимировна.

Минимальная мозговая дисфункция у младших школьников.

18.

Шепетун Любовь Анатольевна.

Экологическое воспитание школьников в системе начального образования.

Анализ информации, представленной в таблице, показывает, что все темы по самообразованию соответствуют общей теме МО. Каждый учитель составил отчёт за прошедший год, где проанализировал свою работу и сделал в портфолио самооценку своего профессионального развития по теме самообразования. Результатом работы учителей над своей темой самообразования явились открытые уроки, выступления на ШМО, конференциях, педагогических чтениях, публикации в печати, открытые внеклассные мероприятия, результаты административных контрольных работ по предметам.

Учителя начальных классов принимали активное участие в заседаниях педсоветов, в различных  конференциях, регионального и всероссийского уровня, областных педагогических чтениях:

1). Мерзлютина И. А. и Лазарева Е. Н. приняли участие в VI Региональной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы», проводимой Воронежским Государственным педагогическим университетом, где выступили с докладами и получили сертификат участника.

2). Логвина В. В. приняла участие во II Всероссийской конференции «Наша будущая школа» в г. Волгограде и получила диплом за активное участие и выступление на тематической секции.

3). Князева Т. М. была слушателем XI Московского педагогического марафона учебных предметов День учителя начальной школы.

4). Тестова Э. Э. выступала с докладом «Учебная книга и духовно-нравственное воспитание учащихся» на областных III педагогических чтениях.

Лазарева Е. Н., Калинина И. В., Иванова Н. А. провели мастер-классы для слушателей курсов ВОИПКиПРО.

  1. Иванова Н. А. по теме «Формирование орфографической зоркости в начальной школе»;
  2. Калинина И. В. по теме: «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики»; «Творческие задания по теме «Числа и величины»; «Система занимательных заданий»;
  3. Лазарева Е. Н. по темам: «Использование ИКТ на уроках математики»; «Работа с информацией на уроках математики»;
  4. Нечепаева С. А. по теме «Формирование культуры речи на уроках развития речи в начальной школе».

Мерзлютина И. А. и Нечепаева С. А. приняли активное участие в работе комиссии по экспертизе учебников для начальной школы на 2012-2013 учебный год по ФГОС НОО, которая проходила в городском департаменте образования.

Кроме того учителя начальных классов имеют печатные публикации в официальных изданиях (региональных, всероссийских).

 

Ф.И.О.

Название печатной работы

Издательство

Мерзлютина И. А.

«Инновационные технологии в работе учителя начальных классов».

Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: тезисы докладов VI Региональной практической конференции. – Воронеж: ВГПУ, 2012.

Лазарева Е. Н.

«Возможности использования ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС начального общего образования».

Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: тезисы докладов VI Региональной практической конференции. – Воронеж: ВГПУ, 2012.

Калинина И. В.

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе».

Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: тезисы докладов VI Региональной практической конференции. – Воронеж: ВГПУ, 2012.

Сребрянская С. В.

«Святое братство» (лицейские друзья Пушкина).

Сборник материалов педагогических чтений, посвящённого 200-летию Царскосельского лицея.

Логвина В. В.

«Патриотическое воспитание младших школьников».

Областной Центр патриотического воспитания.

Ерёмина Н. В., Иванова Н. А.

«О месте здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы».

Сборник  ВОИПКиПРО «Введение ФГОС НОО в образовательную практику».

Князева Т.М.

1. «Способы усвоения орфографии младшими школьниками».


2. «Коррекционная работа с педагогически запущенными детьми

1. Сборник материалов Межрегионального научно - практического семинара «Особенности ФГОС НОО».

2. Сборник материалов областного семинара «Коррекционно-развивающее образование в современных условиях».

Князева Т. М., Терновых И. Н.

«Проектная деятельность в начальной школе».

Нечепаева С. А., Тестова Э. Э.

1. Внеклассное чтение. 1 класс: книга для учащихся.

2. Поурочное планирование по внеклассному чтению. 1 класс: пособие для учителя.

Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2011.

Было проведено 5 заседаний ШМО, на которых рассматривались вопросы:

Первое заседание. Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2011-2012 учебный год». (Круглый стол)

  1. Рассмотрение плана работы ШМО на 2011-2012 учебный год.
  2. Инструктаж по заполнению классных журналов.
  3. Рассмотрение рабочих программ.
  4. Утверждение контрольных работ, срезов знаний по предметам на 2011-2012 учебный год.
  5. Организация работы учителя с тетрадями. Выполнение  единого орфографического режима.
  6. Рекомендации по составлению планов воспитательной работы.

Второе заседание. Тема: «Домашнее задание в начальной школе». (Круглый стол)

  1. Объём домашнего задания в начальной школе.
  2. Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.
  3. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
  4.   Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Третье  заседание.  Методический калейдоскоп по теме: «Реализация стандартов второго поколения в начальной школе».

  1. Реализация требований стандартов второго поколения при изучении математики в рамках УМК «Перспектива».
  2. Реализация требований стандартов второго поколения при изучении русского языка в рамках УМК «Перспектива».
  3. Реализация требований стандартов второго поколения при изучении литературного чтения в рамках УМК «Перспектива».
  4. Реализация требований стандартов второго поколения при изучении окружающего мира в рамках УМК «Перспектива».

Четвёртое заседание прошло в форме творческой мастерской с обменом опыта работы, и было посвящено теме: «Учебник – неизменная основа урока в начальной школе».

  1. Роль школьного учебника в подготовке к уроку.
  2.  Какие эффективные приемы и формы работы с учебником необходимо использовать педагогу на уроке во время обучения учащихся? Какие общеучебные умения и навыки формируются на уроке во время работы с учебником?
  3.  Обучение учащихся правильным навыкам работы с учебником. Продуктивность использования текстовых и внетекстовых компонентов учебника.
  4. Умение самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, организация работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся с использованием учебника.
  5. Утверждение списка учебников на следующий учебный год.

Пятое заседание. Тема: «Анализ работы ШМО за прошедший учебный год».

  1. Анализ работы ШМО за истекший учебный год с оценкой.
  2. Задачи на новый учебный год.
  3. Разное.

На заседаниях ШМО мы знакомились с современными педагогическими технологиями, приемами работы, изучали новые ФГОС, методические рекомендации, слушали и обсуждали сообщения коллег о результатах своей деятельности, обменивались опытом работы.

Свой опыт учителя начальных классов постоянно транслируют. Проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия для учащихся, учителей школы и родителей учащихся МБОУ Прогимназия № 2.

  1. Сребрянская С. В. урок русского языка по теме «Парад знаний»;
  2. Князева Т. М. урок русского языка по теме «Образование наречий с помощью суффиксов и приставок»;
  3. Мищенко И. А. урок окружающего мира по теме «Что изображают на карте»;
  4. Мерзлютина И. А. урок математики по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»;
  5. Нечепаева С. А. урок математики «Состав числа 5»;
  6. Нечепаева С. А. урок математики в рамках школьного конкурса «Учитель года» на тему «Геометрические фигуры»;
  7. Иванова Н. А. урок русского языка на тему «Парные звонкие и глухие согласные в конце и середине слова»;
  8. Лазарева Е. Н. урок русского языка на тему «суффикс – значимая часть слова; урок обобщения по математике на тему «Площадь фигур»;
  9. Корчагина С. В. урок математики по теме «Число и цифра 9. Решение задач»;
  10. Тестова Э. Э. урок русского языка на тему «Окончания имён прилагательных во множественном числе»;
  11. Петропавловская О. Н. урок русского языка по теме «Звуки и буквы»;
  12. Егорова О. Н. урок математики на тему «Смешанные числа»;
  13. Кобцева Г. И. урок математики на тему «Задачи на части»;
  14. Логвина В. В. урок русского языка по теме «Приставка – значимая часть слова»;
  15. Ерёмина Н. В. урок русского языка на тему «Упражнения в распознавании времени глагола»;
  16. Шепетун Л. А. урок окружающего мира по теме «Золотое кольцо России».

Все проведенные уроки  проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов. Очень интересные   уроки с использованием ИКТ по математике показали учителя    Мерзлютина И. А. (1 класс) и Лазарева Е. Н. (2 класс), по русскому языку учитель Логвина В. В. (3 класс), по окружающему миру - Шепетун Л. А. (3 класс).    

В текущем учебном году учителя 4 классов Егорова О. Н., Князева Т. М., Кобцева Г. И., Тестова Э. Э.  проводили занятия с будущими первоклассниками. Цель данных занятий: подготовить детей к успешному овладению учебной программой начальной школы, создать благоприятные условия для дальнейшей адаптации ребёнка к школьной жизни. По окончанию занятий было проведено родительское собрание с родителями, дети которых идут в первый класс, даны рекомендации.

            Для осуществления полноценного процесса учителями начальных классов создано много разнообразного дидактического материала для групповой и индивидуальной работы на уроках русского языка и математики, разработаны разноуровневые задания к урокам, карточки для устной работы по математике, для словарной работы по русскому языку, собраны лучшие сочинения, сообщения и творческие работы учащихся. Работая по разным  технологиям,  педагоги добились положительных результатов в обучении и воспитании детей.

Дети с желанием идут в школу, стремятся к знаниям, демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях.

В течение учебного года в школе успешно решались вопросы материально-технического обеспечения внедрения ФГОС: оснащение  рабочего места учителя  компьютерной техникой, учебников и учебных пособий на электронных носителях для использования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО, обновление учебно-наглядных пособий и оборудования. В следующем учебном году потребуется  обеспечение доступа к информационным ресурсам учителей, работающих в рамках ФГОС нового поколения.

На протяжении всего учебного года за работой ШМО учителей начальной школы осуществлялся внутришкольный контроль администрацией школы.

Были проведены входные контрольные работы по русскому языку и математике во 2 - 4 классах, итоговые контрольные работы по русскому языку,  математике в 1 - 4 классах,  контроль за  техникой чтения в 1 - 4 классах. Регулярно осуществлялись целевые проверки тетрадей по русскому языку и математике.

Все учителя начальных классов успешно работают с электронным журналом.

 Анализируя работу ШМО, можно сказать, что в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.

Подведя итоги работы ШМО учителей начальных классов по данной теме, постановили: признать работу «хорошей».

Так как с 1 сентября 2011 года школа реализует новые образовательные стандарты, ШМО учителей начальных классов наметило новый план работы на следующий учебный год.

Проект плана работы ШМО учителей начальных классов

на 2012/2013 учебный год.

Тема работы: «Реализация новых образовательных стандартов».

Цель работы: Создание условий для реализации новых образовательных стандартов через разработку и апробацию новых образовательных стандартов в начальной школе.

Направления работы:

  1. Переход на новые образовательные стандарты;
  2. Развитие системы поддержки талантливых детей;
  3. Совершенствование учительского корпуса;
  4. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Так же планируем продолжить работу по повышению качества обученности путём сохранения у ребёнка желания учиться и умения учиться; создания условий для творчества во всех видах деятельности. Планируем применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста.

Заседания ШМО

№№

Тематика

Сроки

Ответственные

  1.

Организационное заседание: Корректировка и утверждение плана работы ШМО учителей начальных классов на 2012/2013 учебный год.

сентябрь

Руководитель ШМО

  2.

Корректировка и утверждение тем самообразования учителей. Корректировка и утверждение графиков открытых уроков.

октябрь - ноябрь

Руководитель ШМО, учителя начальных классов

  3.

ИКТ на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира в начальной школе.

декабрь

По графику

  4.

Реализация новых образовательных стандартов в учебном процессе и внеурочной деятельности первоклассников. Особенности безотметочного оценивания в 1-х классах.

Январь - февраль

Учителя 1-х классов

  5.

Применение здоровьесберегающих технологий.

март

Руководитель ШМО, учителя начальных классов

  6.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Портфолио учащихся 2-х классов как результат формирования УУД.

апрель

  7.

Итоговое заседание. Отчёт по профессиональному развитию (по ФГОСТ)

май

Руководитель ШМО, учителя начальных классов

Руководитель ШМО учителей начальных классов:

 Мерзлютина И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год

С данным анализом выступала на итоговом педсовете...

Анализ работы ШМО в 2011/2012 учебном году

Анализ работы МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 20 г. Орехово-Зуево Московской области...

Анализ работы ШМО за 2011- 2012 учебный год

В данном файле содержится анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год....

Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...

Анализ педагогической деятельности за 2011-2012 учебный год.

Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес в социальных у...

Итоги и анализ работы по ФГОС 2011-2012 учебный год

Первые итоги работы в первом классе по новым ФГОС. Успехи и недостатки. Взгляд учителя....