Анализ работы ШМО за 2011- 2012 учебный год
материал по теме

Мадяева Галина Александровна

В данном файле содержится анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_za_2011-2012_god.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

работы методического объединения

учителей начальных классов

за  2011 – 2012 учебный год.

        Деятельность методического объединения учителей начальных классов в 2011-2012 учебном году строилось в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Формирование здорового образа жизни у младших школьников – путь к повышению качества обучения и воспитания».

        В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

- качественное освоение УМК «Школа 2100» в рамках введения ФГОС;

- внедрение в практику учителей начальных классов современных образовательных технологий ( проектных, проблемных, исследовательских);

- совершенствование технологии подготовки и проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе;

- создание условий для развития рефлексивной культуры учителя и учащегося;

- организация деятельности педагогов по приобщению детей к духовной культуре и традициям русского народа через организацию сотрудничества с музеями, библиотеками;

- совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу;

- создание условий для успешного прохождения учителями начальных классов процедуры аттестации; изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

Кадровый состав методического объединения


п/п

Ф.И.О

Образование

Стаж

Разряд

Класс

УМК

1

Киреева Т.В.

Высшее

32

14

3

Школа 2100

2

Мадяева Г.А

Высшее

28

13

2

Школа 2100

3

Бурмистрова С.И.

Высшее

22

13

4

Школа 2100

4

Редина В.Н.

Высшее

30

13

Школа 2100

5

Фомина О.Н

Высшее

18

13

Школа 2100

        Анализ данных, приведённых в таблице, позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе работают опытные высококвалифицированные специалисты.

        100% имеют высшее образование, из них 80% высшее специальное. 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 4 – первую. 1 педагог имеет стаж работы от 10 до 20 лет, 3 – от 20 до 30 лет, 1 – более 30 лет. Средний стаж работы составляет 26 лет. Приведённые цифры свидетельствуют о наличии определённого опыта работы  и достаточно высоком профессиональном уровне учителей начальных классов. Однако устоявшаяся педагогическая позиция учителей, имеющих большой стаж педагогической деятельности, наличие собственной системы взглядов на образование, сформированных в условиях авторитарной школы, не всегда благоприятно сказывается на способности педагогов переосмыслению и переоценки задач профессиональной деятельности в современных условиях.

        Данная проблема в течение 2011-2012 учебного года проходит через организацию целенаправленной , систематической работы по повышению профессионального уровня педагогов.

        Основными формами работы по повышению педагогического мастерства являются:

- прохождение курсов подготовки в МРИО;

- участие в заседаниях методического объединения учителей начальных классов, муниципальных семинарах, конференциях, педагогических чтениях;

- взаимопосещение уроков;

- работа над индивидуальной методической темой;

- изучение опыта работы лучших учителей школы, города, республики.

Анализ деятельности методического объединения.

        Изменение профессиональной позиции учителя является сложным процессом, оно прямо связано с его личностными качествами, с его профессиональными ценностями, ориентациями.

        В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития ребёнка и уровня овладения им знаниями. Необходимо знакомить учителей с современными концепциями, методиками воспитания и развития личности.

        Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения.

        В течение 2011-2012 учебного года было организовано и проведено 5 заседаний по следующей тематике:

Дата

Тема

Август

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.

Ноябрь

ФГОС второго поколения.

Январь

Использование современных технологий как условие формирования познавательной самостоятельности и самоорганизации учащихся.

Март

Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК «Школа 2100»

Май

Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей.

        Анализ информации, представленной в таблице, показывает, что тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы на 2011-2012 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значения для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Особое внимание при подготовке и проведении заседаний методического объединения  уделялось вопросам качественного освоения учебно-методического комплекта для начальной школы: «Школа 2100», совершенствованию технологии проведения современного урока в начальной школе, качеству образовательной подготовки младших школьников.

        На заседаниях МО рассматривались теоретические вопросы, связанные с изучением трудных разделов программы и организацией образовательного процесса в начальной школе.

        Особое внимание на заседаниях методического объединения уделялось изучению и распространению лучшего педагогического опыта учителей начальных классов. На первое место выступают задачи, связанные с развитием личности младших школьников, его творческих способностей и индивидуальных особенностей.

        Одной из действенных форм повышения профессионального уровня педагогов является  их участие в деятельности муниципальных, республиканских семинарах. Фомина О.Н. приняла участие в муниципальном семинаре «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»,  Бурмистрова С.И. в республиканской научно-практической конференции в МБОУ «Лицей №4» «Новые подходы к организации образовательного процесса на начальной ступени общего образования»», Мадяева Г.А. приняла участие в муниципальном семинаре в МБОУ «СОШ № 5» «Развитие интеллектуального, творческого потенциала младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

        Бурмистрова С.И. и Мадяева Г.А. приняли участие во Всероссийской конференции «Этнокультурное образование : « опыт и перспективы», где представили свою работу по теме « Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на основе традиций национальной культуры».

        Участие в подобных мероприятиях даёт учителям возможность глубже изучить теоретические вопросы, связанные с организацией образовательного процесса в начальной школе, познакомиться с опытом работы коллег из различных общеобразовательных учреждений города, республики, что способствует повышению уровня профессионального мастерства, переоценке и переосмыслению собственных профессиональных позиций.

Анализ состояния преподавания предметов в начальной школе.

        В 2011-2012 учебном году контроль качества обучения в начальной школе осуществлялся согласно плану ВШК. В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, математике, чтению в виде административных контрольных работ:

- стартовой (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

- промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;

- итоговый (годовой) контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживание динамики их обученности, прогнозирования результативности дальнейшего обучении учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, где получены неудовлетворительные результаты.

Итоги административных работ по математике в 1-4 классах

начальной школы за 2011-2012 учебный год

(успевают на «4» и «5»)

Класс

Ф.И.О.

учителя

Стартовой контроль

Полугодовой контроль

Годовой контроль

2011-2012

(%)

Редина В.Н.

-

-

61

61

Фомина О.Н.

-

-

70

70

2

Мадяева Г.А.

38

73

57

56

3

Киреева Т.В.

64

63

64

63

4

Бурмистрова С.И.

50

69

57

58

        Анализируя данные, приведённые в таблице, следует отметить, что результаты  выполнения контрольных работ стабильные.

        Типичными ошибками при выполнении контрольных работ по математике являются вычислительные (вне зависимости от реализуемого УМК), определённые трудности  у учащихся вызвали задания, связанные с преобразованием величин, нахождение периметра и площади прямоугольника.

        Учителям начальных классов следует обратить особое внимание на изучение данных тем, максимально дифференцируя работу по выработке специальных знаний и умений. Теоретические вопросы, связанные с изучением данных тем, необходимо включить в план работы МО на 2011-2012 учебный год.

Итоги административных работ по русскому языку в 1-4 классах

начальной школы за 2011-2012 учебный год

(успевают на «4» и «5»)

Класс

Ф.И.О.

учителя

Стартовой контроль

Полугодовой контроль

Годовой контроль

2011-2012

(%)

Редина В.Н.

-

-

62

62

Фомина О.Н.

-

-

45

45

2

Мадяева Г.А.

59

76

70

68

3

Киреева Т.В.

30,4

65

58

51

4

Бурмистрова С.И.

56,5

64

58

59

       Результаты контрольных работ по русскому языку стабильны. Некоторые отличия в показателях 1 четверти вполне объективны и объясняются особенностями адаптации учащихся к началу учебного года и тем, что за период летних каникул некоторые умения были подзабыты.

       Типичными ошибками при написании диктантов по русскому языку являются  ошибки на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, ошибки на пропуск, замену букв. Учителям следует особое внимание обратить на усвоение алгоритма определения орфограммы в слове, использования правил проверки обнаруженных орфограмм на основе чётко организованной дифференцированной работы. Теоретические вопросы, связанные с изучением выделенных тем, следует включить в план заседаний МО на будущий год.

        Результаты итоговых контрольных работ по математике, русскому языку, технике чтения, выполненных учащимися 1 классов, говорят о высоком уровне адаптации младших школьников к условиям обучения в школе и об усвоении программного материала согласно требованиям образовательных стандартов.

        Обобщая вышесказанное, следует отметить, что учителями начальных классов ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся специальных общеучебных знаний, умений и навыков. Итоговые показатели успеваемости учащихся 1-4 классов по основным общеобразовательным предметам свидетельствует о достаточно высоком уровне образовательной подготовки учащихся 2-4 классов. Однако недостаточный уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности не позволяет отдельной группе учащихся усваивать учебный материал на высоком уровне. При планировании работы методического объединения на будущий год в качестве приоритетного направления практической деятельности выделить работу по формированию основных компонентов учебной деятельности, развитию навыков самоконтроля учащихся, формированию готовности к дальнейшему обучению.

Анализ работы с одарёнными детьми.

           Приоритетными направлениями деятельности стали:

- раннее выявление способных и одарённых детей и создание условий реализации их творческого потенциала;

- повышение мотивации учащихся к углубленному изучению математики, русского языка и других предметов начальной школы;

- развитие логического мышления учащихся, умение интегрировать знания и применять их для нестандартных задач и получения новых знаний;

- активизация внеклассной деятельности учащихся по интересам; занятия в факультативах, кружках и т.д.

          Оптимальным способом выявления и поддержки таких детей является организация и проведение школьных предметных олимпиад младших школьников.

          В 2011-2012 учебном году были проведены олимпиады по русскому языку и математике в 4 классе.

По русскому языку: 1место – Сорокина Лиза,

                                    2 место – Калявин Сергей.

        Однако, следует отметить, что качество подготовки участников муниципальных олимпиад оставляет желать лучшего. Это можно объяснить тем, что система работы со способными и одарёнными детьми находится пока в стадии становления. Недостаточно чётко разработаны  механизмы выявления ранней одарённости, зачастую способности детей оцениваются по их исполнительности и успеваемости. Не принимаются во внимание уровень личного развития школьников, их готовности к участию в подобного рода мероприятиях. В будущем учебном  году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей, создавая режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.

        Помимо участия  в школьных и городских предметных олимпиадах, ученики начальной школы приняли участие в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», «Бульдог», « Природа и мы», в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее -2012» и в других. По итогам конкурса ребята получили грамоты и дипломы.

Достижения учащихся начальной школы

за 2011-2012 учебный год.

№ п/п

Название конкурса

Уровень

Ф.И. участника

Награды

1

Русский медвежонок – 2011 г.

Российский

Антропова К.

Ейкина Н.

Савин Н.

Краюшкина Ю.

Быхалова Н.

Полынкова Н.

Солдаткина И.

Сертификат 30б.

Сертификат 16б.

Сертификат 65б.

Сертификат 23б.

Сертификат 65б.

Сертификат 36б.

Сертификат 30б.

Кузнецова А.

Рахмукова К.

Горбовский М.

Рабиева А.

Морозов Д.

Шведкова Ю.

Шмелёва Л.

Сорокина Е.

Дыбовский А.

Хвостов И.

Сертификат 86б.

Сертификат 59б.

Сертификат 52б.

Сертификат 45б.

Сертификат     б.

Сертификат 48б.

Сертификат 51б.

Сертификат 49б.

Сертификат 31б.

Сертификат

2

Кенгуру

Российский

Логинова М.

Дыбвский А.

Петряков С.

Глебов Ж.

Хвостов И.

Облизин С.

Юртаев Д.

3

Природа и мы

Российский

Быхалова А.

Полынкова А.

Облизин С.

Шмелёва Л.

Петряков С.

Евстефейкина В.

4

Бульдог

Российский

Кузнецова А.



Рахмукова К.



Горбовский М.

Морозов Д.

Меженев Р.

Дыбовский А.


Хвостов И.

Сертификат 135б. 2 место в регионе

Сертификат 135б. 2 место в регионе




Сертификат 108б.

5

Городская олимпиада

Муниципаль

ный

Глебов Ж.

Евстефейкина В.

Сертификат 29б.

Сертификат 45б.

6

Олимпиада по мордовскому языку

Школьный

Лушкина Ю.

Кузнецова А.

Рахмукова К.

Шведкова Ю.

Нарышкина В.

Надорова А.

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

Дыбовский А.

Призёр

7

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2012»

Школьный

Гришанова Ю.

Федина И.

Быхалова А.

Савин Н.

Кузнецова А.

Дыбовский А.

Хвостов И.

Грамота

Грамота

Грамота

Грамота

Грамота

Грамота

Грамота

8

ΙΙΙ форум  «Твоё здоровье в твоих руках»

Республикан

ский

Кузнецова А.

Дыбовский А.

Грамота

Грамота

9

Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь»

Муниципаль

ный

Кузнецова А.

Рахмукова К.

1 место

2 место

10

Конкурс творческих работ по правилам дорожного движения

Республикан

ский

Муниципаль

ный

Полынкова А.


Калявин С.

Куляпин Д.

Диплом


Грамота

11

Конкурс юных чтецов

Муниципаль

ный

Республикан

ский

Суродин Р.


Суродин Р.

Диплом

Грамота

Диплом

12

Конкурс сочинений к 1000 летию единения мордовского народа с народами Рос. государства

Муниципаль

ный

Хвостов И.

13

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Школьный

Полынкова А.

Грамота

14

Хореографический конкурс «Танцевальная гармония»

Муниципаль

ный

Краюшкина Ю.

Ейкина А.

Грамота

Грамота

15

Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Юнитэр»

Муниципаль

ный

Краюшкина Ю.

Ейкина А.

Диплом

Диплом

16

Конкурс инструментального исполнительства «Юный виртуоз»

Республикан

кий

Стёпочкин И.


Стёпочкин Я.

Диплом 4 степени

Диплом 4 степени

17

Конкурс инструментального исполнительства  «Юный виртуоз»

Зональный

Стёпочкин И.


Стёпочкин Я.

Грамота 4 степени

Грамота 4 степени

18

Открытое первенство по фигурному катанию  «Дружественная встреча стран СНГ»

Всероссий

ский

Гаврюшов В.

Грамота

3 место

19

Открытое первенство г.Пензы по фигурному катанию

Российский

Гаврюшов В.

Диплом

2 степени

2 место

20

Личное первенство по фигурному катанию РМ «Золотая осень – 2011»

Республикан

ский

Игнатова М.

1 место

21

Соревнования по велоспорту – ВМХ  

Всероссий

ский

Яковлева Н.

2 место

22

Соревнования по велоспорту – ВМХ в гонке «Классик»

Всероссий

ский

Яковлева Н.

1 место

23

Соревнования по общей физической подготовке среди девочек 2002 г.р. и младше

Республикан

ский

Яковлева Н.

1 место

24

Соревнования по велоспорту – ВМХ «Закрытие спортивного сезона 2011»

Республикан

ский

Яковлева Н.

1 место

25

Розыгрыш кубка РМ по велоспорту – ВМХ 2011г.

Республикан

ский

Яковлева Н.

1 место

26

Соревнования по велоспорту – ВМХ (5-6 этапы Кубка РМ в гонке «Классик»

Республикан

ский

Яковлева Н.

1 место

       Методическое объединение учителей начальных классов с 31 января по 3 февраля провело «Неделю начальной школы». Принимало активное участие во всех воспитательных мероприятиях школы; «День знаний», «День учителя», «Прощай, азбука», «Мы школьниками стали», «Зимушка-зима», «Приключения у новогодней ёлки», «Прощай, начальная школа», в фестивале, экскурсии, встречи.

       Выступления на педсовете: Мадяева Г.А. «Сохранение и укрепление здоровья школьников – необходимое условие достижения высокого качества обучения и воспитания», Редина В.Н., Фомина В.Н. «Как мы решаем проблему обновления содержания образования в начальной школе».

       Выступления на заседание классных руководителей: Мадяева Г.А. «Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся», Бурмистрова С.И., Фомина О.Н. «Совместная работа с педагогами дополнительного образования по развитию способностей школьников».