Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ
статья на тему

Анохина Анна Александровна

Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_nravstvennyh_i_duhovnyh_kachestv_rebenka_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П. Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки  живут возвышенно-легкомысленно, в конечном счёте, их жизнь сводится лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей, ведут тусклое и безрадостное существование. Они  слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния,  которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.    

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, – как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Ход реформирования российского общества объективно (меняются экономические, политические, социальные и идеологические координаты) вызывает противоречивые изменения в духовно-нравственной сфере. С одной стороны, происходит расширение чувства свободы и творчества, с другой – нарастает влияние «духа» коммерциализации, эгоистичного принципа «успех любой ценой», ведущего к деформации ценностных ориентиров в понимании добра, справедливости, достоинства, совести, патриотизма.

Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,4 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,6 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.

Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

В школе есть положительный опыт гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностных ориентиров. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.

Другое дело, что между религиозной и светской этикой наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей (и в историческом контексте это, скорее всего, так). Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой.

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса.

       На Руси на протяжении многих веков  семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной  задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье  ребенок обучался социальным ролям.  За последние годы  институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет  количество детских домов.  Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.

  С 01 сентября 2011г. вступил в силу  новый ФГОС, в котором первостепенное значение отводится  духовно-нравственному воспитанию школьников.  И как механизм  действия разработан новый курс  ОРКСЭ.

Процесс подготовки внедрения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Наверное, вы  в СМИ не раз читали статьи об этом. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.  

 В предельно сжатые сроки  был подготовлен этот  курс- методическая база,  учебники,  методические рекомендации для учителей.    Мифы, которые существовали вокруг этого курса опровергла  сама жизнь.

Миф 1 – в школу придут священнослужители. Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В своем вступительном слове на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей, которое прошло 21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги. 

Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Все модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  преподают те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям – это учителя начальных классов. Сложно представить, что они вдруг начнут обращать своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее, если это и будет иметь место,   родители могут  обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с предложением о замене учителя.    

Содержание модулей не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии. Одна из важных педагогических задач нового предмета – формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны. Выбор веры – это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что федеральный эксперимент предусматривает разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить  и не приводило к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания. 

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.  

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция -  осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.

В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Неверно думать, что решение о проведении эксперимента было принято спонтанно, без достаточных на то оснований. Мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества глубоко и последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов, в других государственных документах. В конце 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании», в котором установлено, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. В 2009 году был принят новый стандарт общего образования, в котором данное требование Закона реализовано в полной мере. Введение в учебный процесс школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета -  помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

Почему именно в этом  возрасте вводится этот  курс? 

В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет.  Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества.

 

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место комплексного учебного курса в  программе обучения

И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

А итогом всего курса  станет    праздник «Диалог культур».  На таком мероприятии  ребята- представители разных модулей  будут инсценировать притчи, защищать свои проекты, показывать и рассказывать о религиозных культурах.   

 

Результаты опроса четвероклассников.

4.

Понятны ли тебе тексты учебника?

Да, все понятно

22

Не все понятно

1

Ничего не понятно

 

5.

Было ли тебе интересно на уроках по новому курсу?

Да, очень интересно

20

Не очень интересно

1

Не интересно

 

6.

Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, дедушками изученные на уроках темы по новому предмету?

Да, всегда

15

Иногда

7

Не обсуждаю

1

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается. А то, получается, начинаем воспитывать культуру только с этого года с 4 класса. А что в таком случае с детьми, которые уже в 6 классе, в 7 классе и старше?

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использовала, выступают следующие методы:

На каждом уроке стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников. Упражнения «Веер», «Собирание деформированных определений», «Незаконченные предложения», «Домашние заготовки», «Составление Интеллект –карты» способствуют систематизации и закреплению знаний, помогают формировать индивидуальную ответственность за результат общей командной работы, применять знания в творческой работе, работе в команде, формируют все виды УУД, диагностируют сформированность знаний и навыков учебно-познавательной деятельности.

. Кроме этого на своих уроках применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Включение видеоматериалов позволяет визуализации восприятия школьников в обсуждаемых событиях.

Мне в работе очень помогалцикл методических видеосеминаров по данному курсу (Телепортал для учителя).

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном («Как я развился, чего достиг»), метапредметном (Умение учиться. «Я могу сам что-то узнавать, обобщать, осмысливать,могу спросить у товарища и получить ответ») и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

С учебником по курсу ОРКЗСЭ я познакомилась еще летом и у меня уже не возникало вопросов по какому модулю будем работать. Это модуль «Основы мировых религиозных культур».

Очень плавное введение в курс. На первом уроке «Россия –наша Родина» дети понимают, что связывает всех людей на Земле. Это знание своих корней. Через судьбу своих предков человек обретает «кровную» связь с историей своего народа, своей страны, нашей планеты. А история всего человечества, каждого отдельного государства начинается и пишется в семье. Дети попробовали составить родословную по схеме.

Следующий урок «Духовные ценности человечества» знакомит с понятиями «духовность», «культура», «духовные ценности». Духовная жизнь людей с древних времен связана с их верованиями, с религией.

Дети узнают, что несмотря на многообразие и различия религий в современном мире, их лидеры сегодня стараются вести мирный диалог и вместе решать мировые проблемы. Одной из форм такого диалога стал съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все участники IIIсъезда подписали совместное обращение к мировому сообществу, которое заканчивается словами:  «Мы желаем каждому человеку мира, безопасности и процветания».

Далее ученики знакомятся с верованиями разных народов в мифах, легендах и сказаниях. Помогают нам ребята из разных стран.

И вот так плавно мы переходим к разделам по  изучению религиозных культур.       Строятся разделы по плану :

Представление о Боге и мире в данной религии.

Мир и Человек в религии.

Духовные наставники в религии.

Священные книги.

Священные города и сооружения религии.

Священные праздники.

После того, как дети познакомятся с основами  всех религий, пройдет урок  «Золотое правило нравственности». При огромном многообразии культур и верований людей главными ценностями для человечества были и остаются доброта, любовь, уважение, ответственность. И религиозные учения, и светская этика открывают перед человеком путь к самосовершенствованию, которое начинается с вопросов: «Правильно ли я поступаю?», «Как поступить правильно?», «Что значит – правильно?». Отвечать на них человек может всю жизнь, снова и снова открывая для себя новую мудрость в науке о человеческих взаимоотношениях.

  В христианстве «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

  Коран обязывает «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете».

  Китайский философ Конфуций, когда его спросили: «Есть ли такое слово, которое бы одно выражало моральный закон всей жизни?», ответил: «Разве не «взаимность» это слово? Чего не хочешь для себя – не делай другим».

  Древние индийские писания гласят «Да не соделает какой человек другому того, чего не желает себе, зная, что таковое было бы больно. И да будет намерением его для другого то, чего он желает для себя».

  Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь.  Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

Использованная литература:

1)   Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.

2)   Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.

3)   Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6.

4)   Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.

5)   http://www.edu-eao.ru/orkse/main.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь.»...

«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оцен...

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...