ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Паршина Оксана Евгеньевна

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравственная и культурологическая компетентность ученика? Непросто по традиционной пятибальной системе оценить способность человека понимать значение правил морали, веры, религии в жизни людей, семьи, общества.  Но это не значит, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паршина О.Е.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2 с УИОП »

г. Губкин

Белгородская область 

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

        С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации  с 4 класса преподается учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Главной целью данного курса является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Среди основных тем курса: «Россия – наша Родина», «Духовные ценности человечества», «Добро и зло», «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание».  

        Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравственная и культурологическая компетентность ученика? Непросто по традиционной пятибальной системе оценить способность человека понимать значение правил морали, веры, религии в жизни людей, семьи, общества.  Но это не значит, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Безусловно, безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет ОРКСЭ значимым ввиду такого обучения.  Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации учащихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.

        Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств. Функция оценки является контролирующей, образовательной и  воспитывающей. Выявление З. У. Н. и определение готовности к дальнейшему обучению – это  контролирующая функция оценки. 

        Метод «Педагогическое наблюдение» помогает учителю   определить качество усвоения знаний и умений для формирования отметки. Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме или условными обозначениями в «Листе достижений ученика» или «Тетради мониторинга учителя». Например,  «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки), «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит, «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

        Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

         Образовательной функцией оценки является осмысление знаний и развитие познавательной мотивации четвероклассника.  Для формирования образовательной оценки наиболее рациональным не занимающим много времени на уроке можно считать метод тестирования – это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, обработки и анализа результатов. На каждом уроке на этапе актуализации знаний можно проводить тесты-игры «Верно-неверно», «Я хотел бы узнать…» с адресацией вопроса ученикам класса. Это поможет вспомнить знания полученные на предыдущих уроках и подготовиться к итоговому тесту по разделу.  

          Главная задача учителя – помочь каждому ученику не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и научиться самостоятельно работать. Здесь на помощь педагогу приходит исследовательский метод и метод проектов, который способствует организации самостоятельной деятельности учащихся.

        Воспитывающая функция оценки отвечает за формирование ответственности, самостоятельности и самооценки ученика.

Портфолио является одним из  способов оценивания достижений   планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя:

  • разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;
  • мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;
  • создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

        Самооценка учащегося должна быть и в конце каждого урока как рефлексия и своеобразный итог плодотворной работы и полученных знаний. Листы самооценки можно вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель. Например, первый столбец «Я хорошо выполнил свою работу на уроке», второй – «Я мог выполнить работу значительно лучше», третий – «Я плохо работал на уроке. Некоторые задания были непонятны».  

        Таким образом, чтобы оценить учащегося, педагогу  можно использовать накопительную балловую систему оценивания. В начале года ученики должны быть ознакомлены со шкалой по которой будут выставляться баллы. Например, активная работа на уроке — 1 балл, выполнение домашнего задания — 2 балла, активное участие в групповой работе — 2 балла, выполнение творческого задания — 3 балла, выполнение дополнительного задания — 3 балла, составление проекта — 4 балла и т. д. В конце четверти, суммируя все заработанные учениками баллы учитель переводит их в оценку.

        Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защита может проходить в разных формах: в форме праздника с приглашением зрителей, в форме конкурса с приглашением жюри. Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.

        Итак, в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

        Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, мы убедились, что учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Литература

  1. Аркадьева, А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе [Текст] / А.В. Аркадьева//Начальное образование. - 2011. - № 3.
  2. Кравец, Т.Н. Младшие школьники проводят исследование [Текст]/ Т.Н. Кравец, М.В. Телеганова, С. Спутай //Начальное образование.- 2005 - №2.
  3.  Левитский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст]: учебно-методическое пособие/А.В. Левитский. - Екатеринбург, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект Тема: «Формирование регулятивных и познавательных действий у учащихся младшего возраста как фактор повышения качества образовательных результатов в условиях Молодежнинской средней общеобразовательной школы»

Пояснительная записка      За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка ...

«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь.»...

«Способы оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ»

Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оцен...

Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения...

Цели и задачи ООП НОО, способы оценивания, планируемые образовательные результаты.

laquo; Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формиров...