Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)                    СЛАЙД 1

 — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента  с 1 сентября 2012 года. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Список модулей:                                                                                            
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»

В нашем образовательном учреждении изучаются «Основы мировых религиозных культур»                                                                                                             СЛАЙД 2  

       
По курсу ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012  №08-250 О введении учебного курса ОРКСЭ)      

                                                                                                                         СЛАЙД 3

Отметка  представляет собой графический знак, как правило, цифру, выражающую степень освоения учащимся образовательной программы. Это лишь количественный показатель, по которому можно судить об уровне успеваемости. Отметки также зовутся баллами. Они выставляются в школьный журнал и дневник ученика.

Оценкой в переносном смысле может называться и отметка. Но в общем значении под оценкой понимается сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом являются требования образовательной программы. Оценка, в прямом понимании, предполагает не конкретный балл, а словесную информацию о качестве выполнения задания. Например: «Молодец! На этот раз ты хорошо постарался, сделал все без ошибок». Или: «Твою работу нельзя назвать безупречной. Чтобы добиться лучшего результата, тебе нужно повторить этот материал».        

Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем мнение других ребят по этому вопросу» и т.д.                                                                                                              

                                                                                                   

                                                                                                                                         СЛАЙД 4

Принципы безотметочного обучения в 4 классе по курсу ОРКСЭ:

 - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому школьнику, исключение принуждения;

- объективная и личностная диагностика, направленная на успешность достижений учащихся;

                                                                                                                                         СЛАЙД 5

Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как:

- не формирование у учащихся оценочной самостоятельности;

- затруднение индивидуализации обучения;

- травмирующий характер (часто дети боятся высказывать своё мнение, т.к. за неправильный ответ, будет снижена отметка)

                                                                                                                                         СЛАЙД 6

 Таким образом, безотметочное обучение в 4 классе начальной школы призвано способствовать

- гуманизации обучения,

-индивидуализации учебного процесса,

-повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

                                                                                                                                         СЛАЙД 7

Объектом оценивания на уроках ОРКСЭ становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися.

                                                                                                                                         СЛАЙД 8

Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку,

во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету,

во-вторых, глубину сформированности учебных умений.

                                                                                                                                         СЛАЙД 9

Такими формами контроля на уроках ОРКСЭ являются:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;
Фронтальный контроль:
тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа.

                                                                                                                      СЛАЙД 10                                    

Оценка должна решать как минимум две основные задачи:                 

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим собой или с эталоном).

                                                                                                                                         СЛАЙД 11

Оцениванию не подлежат:

-темп работы ученика,

-личностные качества школьников,

-своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

                                                                                                                                         СЛАЙД 12

 Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить.

Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся,  домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши своё мнение, нарисуй рисунок и т.п)
Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом:  вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

                                                                                                                                         СЛАЙД 13


 Безотметочная система обучения

с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными.

А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

Следовательно, перед преподавателем появляется серьезная проблема снижения мотивации обучающихся к изучению курса.

                                                                                                                                         СЛАЙД 14

Основой оценки образовательных достижений обучающихся может стать составление портфолио.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

                                                                                                                                         СЛАЙД 15

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио позволяет  учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. 

                                                                                                                                         СЛАЙД 16

Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента с 1 сентября 2012 года.

Слайд 2

Безотметочность курса По курсу ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 О введении учебного курса ОРКСЭ )

Слайд 3

Оценка Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (в особенности успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка Это фиксация результата оценивания в виде знака 5-балльной системы. Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задачи, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат).

Слайд 4

Принципы безотметочного обучения в 4 классе по курсу ОРКСЭ: утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому школьнику, исключение принуждения; объективная и личностная диагностика, направленная на успешность достижений учащихся;

Слайд 5

Недостатки существующей «отметочной» системы: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; травмирующий характер.

Слайд 6

Безотметочное обучение в 4 классе призвано способствовать: гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Слайд 7

Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Слайд 8

Необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку: достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету; глубину сформированности учебных умений.

Слайд 9

Формы контроля и возможные варианты его проведения: Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая). Взаимоконтроль : проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах). Самоконтроль; Фронтальный контроль; Тестирование, викторины, кроссворды и т.п. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа.

Слайд 10

Основные задачи: подведение итогов работы; сравнение (с самим собой или с эталоном).

Слайд 11

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

Слайд 12

Оцениванию подлежат Индивидуальные учебные достижения обучающихся. Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.

Слайд 13

Безотметочная система обучения С одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

Слайд 14

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, рисунки, проектные работы и пр.

Слайд 15

Основные цели и задачи ведения портфолио: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Слайд 16

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение комплексного учебного курса ОРКСЭ. (доклад и презентация)

Доклад и презентация о введении и особенностях комплексного  учебного курса ОРКСЭ....

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе ОРКСЭ.

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе ОРКСЭ....

Организация работы городской опорной школы «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Смена ценностных ориентиров общества, расширение информационного пространства заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. С целью обеспечения уч...

Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

Методы и приёмы обучения в преподавании комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

     Каждый человек имеет свой жизненный путь, и он имеет право на полноценное воплощение себя в жизни.     Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и ...