семинар для учителей "Как открыть новое знание"
учебно-методический материал по теме

Панкова Наталья Александровна

Лекционно-практическое заняти подойдёт как для учителей начальной школы.ютак и для учителей основной школы, внедряющих ФГОС  в системно-деятельностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_kak_otkryt_novoe_znanie.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778) 

«В затруднении содержится возможность».
А. Эйнштейн (Немецко-швейцарско-американский физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1879 — 1955) 


Притча: Урок бабочки

           Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
        Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
        Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
        Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
       А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
        Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
   
 Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

 Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

 Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Я неслучайно начала наше общение с этой притчи. Как часто мы, стремясь помочь нашим ученикам, делаем самую сложную, с нашей точки зрения работу, за них. Этим самым подчас лишая их стремления к развитию и получению нового знания. А потом удивляемся, куда же исчезло желание учиться? Правильнее было бы задать вопрос: всё ли мы сделали для того, чтобы это желание не ушло?

Мотивация. Слайд

- Прочитайте высказывание: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778) 

- Почему я выделила именно эти строчки?

- Именно «приобретение знаний с затруднениями» лежит в основе структуры учебной деятельности при системно-деятельностном подходе к образованию.

           Актуализация

- На слайде «Системно-деятельностный подход – обучение в деятельности». Согласны ли вы с утверждением?  О чьей деятельности идёт речь?

- Какова тогда роль учителя на уроке? /организация и помощь/

- Самым трудным является именно организовать « приобретение знаний в затруднении». Как учитель должен построить  эту часть урока? С чего начать?

Слайд.

-  Посмотрите на слайд. Установите последовательность этапов.

Традиционный урок

Организационный момент

Закрепление

Объяснение нового материала.

Повторение изученного материала

- Легко было установить порядок? Почему?

Пробное действие

- Установить последовательность этапов в структуре  деятельностного  урока.  Сразу отмечу, что здесь не все этапы.

 

Урок  в ДМ

Пробное действие

Мотивация (самоопределение)

Цель

Затруднение

- Сравните с верным вариантом. У кого нет верного варианта. Что возникло? Почему?  Какую цель вы поставить перед собой?

- У кого ответ верный?

- Кто может объяснить, почему именно такая последовательность? /затруднение/

/ мотивация – самоопределение ученика  предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:

«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);

Пробное действие: подготовка и мотивация учащихся  к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;

Затруднение и его преодоление (метод рефлексии): остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),

Поставить перед собой ЦЕЛЬ,

 выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,

затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./

Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вам нужно было выполнить? В каком месте возникло затруднение? То есть, где вы ошиблись? Что не смогли сделать?

- Почему возникло затруднение? Чего вы не знаете? / что лежит в основе подобного построения урока; методологическая основа  системно-деятельностного подхода/

Построение проекта выхода из затруднения.

- Какая цель нашего сегодняшнего занятия? Какая тема нашего общения?

- Какими методами нужно будет воспользоваться? / метод уточнения, метод дополнения/

- Далее вы можете составить свой индивидуальный план, по которому вы будете преодолевать затруднение.

Реализация проекта ( условная)

 - Работа в группах. Расположите  в правильном порядке. Даются разрезные карточки.

1. самоопределение ученика  предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:

«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);

2. подготовка и мотивация учащихся  к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;

3. остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),

4.  Поставить перед собой ЦЕЛЬ,

 выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,

затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./

Первичное закрепление.

- Определить, к какому этапу относиться ситуация.

Ситуация 1:

На доске вывешены схемы к изученным видам простых задач (Д-1).

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы к задачам.)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению задач.)

- Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, нет ли среди них новой? (Все схемы нам знакомы.)

- Тогда пора двигаться дальше при изучении задач.

Учитель открывает тему урока «Решение задач».

- Давайте вспомним, как вы узнаете новое? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ.)

- Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!

Ситуация 2:

Учитель раздает детям карточки с заданием № 3 (Р-2).

  1. Какое задание я предлагаю вам выполнить? (Решить уравнение.)
  2. Что такое «уравнение»? (Это равенство, в котором один компонент неизвестен.)
  3. Какой компонент неизвестен в данном уравнении? (Неизвестно слагаемое (часть).)
  4. Что вам поможет решить это уравнение? (Эталон.)

Учитель фиксирует на доске эталон решения уравнения с неизвестным слагаемым Д-6.

  1. Решите это уравнение.

Один учащийся работает у доски с комментированием.

  1. Что вы повторили? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, потренировались решать уравнения с неизвестным слагаемым.)

4) Пробное действие.

  1. Достаньте карточку для пробного действия.

Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3.

- Что такое пробное задание?

  1. Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)
  2. Что нового в этом уравнении? (Мы решали уравнения на действие сложения, а это уравнение на вычитание.)
  3. Решите это уравнение.

Ситуация 3:

Организация учебного процесса на этапе 3:

  1. Что вы должны сделать? (Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение.)
  2. Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23.)
  3. Чем это задание отличается от предыдущих? (Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати.)
  4. Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа сложения двузначных чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ сложения двузначных чисел.)
  2. Вспомните, что вы использовали при открытии правила сравнения двузначных чисел? (Графические модели.)
  3. Может ли вам в этом случае это помочь? Почему? (Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.)
  4. Составьте план ваших действий. (Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод.)

Учитель может план зафиксировать на доске.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Соотнесите  фразу с этапом урока

Самоопределение (мотивация)

Актуализация и пробное действие

 Выявление места и причины затруднения

Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!

Чем это задание отличается от предыдущих?

  1. Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ сложения двузначных чисел.)

- Следующий этап  называется  включение в систему знаний и повторение.

 Рефлексия

Восстанови структуру урока в ДМ

1.Актуализация и пробное действие

2.Выявление места и причины затруднения

3.Мотивация

4.Рефлексия

5.Включение в систему знаний и повторение

6.Самостоятельная работа

7.Первичное закрепление

8.Построение проекта выхода из затруднения

9.Реализация построенного проекта

1.Мотивация

 2.Актуализация и пробное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление

7.Самостоятельная работа

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

 Приложение 1.

 Памятка по проблемно-диалогической технологии. Другой файл.

«Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»

П.Ф. Каптерев, ΧΙΧ век.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой

Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Окружающий мир   Класс: 3Тема у...

Выступление на городском семинаре "Макбук - наш друг. Новые возможности, которые открывает интернет - пространство".

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАКБУК – НАШ ДРУГ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЕТ ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДАРБИНЯН Ш.Ш.)....

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...

Буклет. Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала в виде буклета....

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...