Статья "Метод проектов"
статья по теме

Смышляева Оркия Минбаевна

Эта статья - выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов

        В течение 4 лет моей темой по самообразованию была «Исследовательская деятельность учащихся младших классов».

        Итогом работы по этой теме стало участие детей моего класса в научно – практической конференции в 2009 году с исследовательской работой «Красная книга растений Кузбасса».  Мы с детьми провели колоссальную работу по добыче информации, ее обработке и подготовке к защите. А самое главное мы приобрели огромный опыт в осуществлении исследовательской деятельности, результатом которой стала, созданная своими силами «Красная книга растений Кузбасса».

        В последние годы все больше уделяется внимания самостоятельной исследовательской деятельности детей, а в связи с переходом школ на новые образовательные стандарты, эта тема стала еще более актуальной.

Все мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те , которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Очень точно об этом говорит китайская пословица:

                        «Скажи мне – и я забуду.

                              Покажи мне – и я запомню.

                              Вовлеки меня – и я научусь!»

        Одной из важных составляющих исследовательской деятельности выступает метод проектов.

        Основатель метода проектов – американский педагог Килпатрик. По его мнению, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончании школы, но и помогает ему организовывать жизнь в настоящем.

        В 20-30 годы метод проектов привлек и отечественных педагогов. Они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать знания, а уметь применять их на практике.

        Что такое метод проектов? 

Это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, он означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности.   Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проект это такая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а ученику предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

Проект – это «5П»:  

 1П – ПРОБЛЕМА

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы). Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.

 – ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы,  с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

 – ПОИСК информации

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. В словосочетании проектная деятельность главным     является слово деятельность. Более важен с точки зрения развития ребенка не конечный результат, а процесс.  

Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, выделять главное, усваивать ее в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с интернетом и любым информационным полем. Поэтому так важно позволить ребенку выполнять работу самому, чтобы родители, которых тоже надо привлекать при выполнении проекта, не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка.

– ПРОДУКТ

Выбор продукта проектной деятельности – одна из важных организационных задач участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения заданной проблемы.

Для младших школьников наиболее возможными продуктами проектной деятельности могут быть: учебное пособие, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, праздник, сказка, модель, слайд-шоу и другие.

– ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задачей не менее, а то и более сложной, чем выбор формы продукта проекта, является выбор формы его презентации. Здесь потребуется особый полет фантазии.

Презентация – это завершение работы, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, демонстрация результатов.

Для начальных классов виды презентационных проектов могут быть следующие: деловая игра, путешествие, реклама, спектакль, телепередача, ролевая игра и другие.

Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, анализировать свою деятельность

        

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, и требования к учебному проекту совершенно особые. Метод проектов предполагает:

  1. Связь обучения с жизнью;
  2. Развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  3. Развитие умения адаптироваться к действительности;
  4. Умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации. Добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, иными словами он учит детей учиться.

Ценность метода проектов заключается в развитии познавательных и творческих способностей.

Важными аспектами организации проектной деятельности являются: постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом; создание условий для самооценки результатов своей деятельности.

Последовательность реализации проектной деятельности такова:

  1. Обучение ребенка работе с информационными источниками, проведению опросов, анкетированию. Это тот этап, который использует в работе любой учитель, давая детям индивидуальные задания по добыче информации на заданную тему: подобрать пословицы к тексту, приготовить сообщение по теме и другое;
  2. Выполнение индивидуальных проектов, объединенных общей темой. Такие проекты знакомят ученика со структурой и правилами проектной деятельности. Общая тематика позволяет каждому ученику координировать и сравнивать свою деятельность с деятельностью других учащихся. Приоритетный вид коммуникативного взаимодействия- ученик-учитель. Во втором классе этот этап наиболее приемлем.

В этом году мы с ребятами провели открытый классный час на тему «Профессии разные нужны, профессии разные важны», основываясь именно на этом этапе проектной деятельности. Дети самостоятельно должны были на зимних каникулах ознакомиться с профессией своих родителей или с той профессией, которая им уже нравится, и составить свой проект на эту тему. Заранее была дана установка о приемах поиска информации: опрос родителей, справочная литература, журналы, интернет и другие информационные источники; о том какая информация необходима: о значении профессии, о должностных обязанностях, стихи, пословицы, частушки, фотографии и рисунки; о правилах оформления работы.

Справились с заданием по-разному: у одних получились проекты именно такие, как и оговаривалось; у других их сделали за детей сами родители; третьи проекты оказались с недостаточной информацией, так как их делали дети без помощи родителей. Но опыт появился у всех, так как на защите проектов мы с детьми оценили коллективно каждый проект, нашли все минусы и плюсы, выбрали на презентацию самые интересные и достойные. Все проекты объединили в папку под названием «Мир человека. Профессии», оформили выставку рисунков - это и стало продуктом проектной деятельности. Презентация проектов проведена на классном часе в виде слайд-шоу с текстовым сопровождением. Кто приходил на классный час, тот увидел результаты нашего труда.

Самое замечательное в этой работе было то, что все ушли с праздника с хорошим настроением, что дети приобрели столько интересных знаний самостоятельно, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок!

  1.  Выполнение индивидуальных проектных заданий. Эти задания ориентированы на развитие умений учащихся организовывать свою деятельность в соответствии с общим планом работы над проектом и задачами каждого технологического этапа. При выполнении индивидуального проектного задания возрастает уровень самостоятельности детей и расширяется сфера коммуникативного взаимодействия.
  2. Выполнение коллективных проектов. В этом виде проекта группа учащихся работает над выполнением общего задания. Но функции и обязанности каждого учащегося четко обозначены. Каждый вносит частичку своего труда в создание общего продукта, что определяет коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь в процессе выполнения работы.

С ребятами прошлого выпуска мы выполняли такой вид проектной деятельности к открытому городскому семинару-практикуму по теме «Экологическое воспитание детей». Мы готовили проект на тему «Грибы». Весь класс был поделен на группы по интересам: одни искали информацию о грибах, почему они получили такое название, где и как растут, какую приносят пользу или вред;  другие искали стихи о грибах, частушки; третьи – пословицы и поговорки, различные приметы, связанные с грибами; четвертые искали фотографии и рисунки; пятые знакомились с правилами сбора грибов. Причем дети, без всякой подсказки с моей стороны, делились собранной информацией с другими подгруппами, если им что-нибудь в результате поиска попадалось не по их заданию. Весь собранный материал коллективно обработали, так получился совместный продукт проектной деятельности – сценарий выступления агитбригады на семинаре. Осталось только хорошо все выучить и умело провести презентацию. Естественно нам помогали родители и в поиске информации, и при приготовлении костюмов на выступление. Презентация прошла очень интересно, дети остались очень довольны, ведь они показали продукт своего коллективного труда, а не заранее приготовленный учителем сценарий выступления.

В дальнейшем мы с детьми обязательно продолжим работу с проектами. Опыт показал, что, кроме огромного влияния на формирование основных компетенций, это и отличный способ повторения и обобщения пройденного материала, и отличный способ для получения новых знаний.

МО Классных руководителей

Смышляева Р.Н.

25.02.11г.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....