Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями»
учебно-методический материал по теме

Козаченко Ирина Николаевна

Доклад на тему «Роль и стратегия деятельности учителя в организации взаимодействия с родителями» был написан, так как работа с родителями является одним из направлений работы классного руководителя. Одной из форм повышения родительской компетентности является просветительская работа педагога, направленная на лучшее понимание родителями особенностей развития собственных детей и формирования у них потребности в помощи различных специалистов: психологов, нейропсихологов, логопедов и врачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_roditelyami.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                   

               

                  ДОКЛАД

       

  ТЕМА «Роль и стратегия деятельности учителя

    в организации взаимодействия с родителями»

 

                                                            Учитель Козаченко И.Н.

                                                                  ГОУ СОШ №367

                                    Москва 2013

        Одной из форм повышения родительской компетентности является просветительская работа педагога, направленная на лучшее понимание родителями особенностей развития собственных детей и формирования у них потребности в помощи различных специалистов: психологов, нейропсихологов, логопедов и врачей.  

       Что дает учителю возможность организации взаимодействия с родителями:

     -   Личная заинтересованность педагога в установлении взаимодействия между специалистами и родителями для эффективности процесса обучения и воспитания;

  1.     Возможность следящей диагностики состояния     ребенка и родителей;
  2.      Заинтересованность (пусть и формальная) со стороны родителей;
  3.      Юридическая ответственность родителей за обучение и воспитание ребенка.

Общие правила проведения переговоров с родителями:

1. Выбор места проведения беседы.

        Зависит от ситуации, от выбранной Вами цели. Грамотный выбор места способствует эффективности переговоров. Для беседы, которую нужно побыстрее закончить или перенести выбирается «плохое» место (шумное, неудобное). «Здесь слишком шумно», «Предлагаю перенести нашу встречу».

2. С кем проводить/ не проводить беседу.

        Зависит от цели беседы. Может быть выбран самый авторитетный в семье человек, оба родителя, тот. Кто занимается подготовкой уроков и т.д. Если Вы пригласили родителя, а приходит няня, не проводите переговоры, объясните, что данная проблема обсуждается только с полномочными представителями ребенка.  Пригласите родителей в письменной форме.

3. С чего начать общение.

        Сначала дать человеку «разговориться», узнать трудности, проблемы. Высказать позитивное отношение «Благодарю Вас, что уделили внимание». Избегать фраз, содержащих неуверенность или извинения: «Извините, что оторвали Вас от работы». Избегать фраз, содержащих неуважение, пренебрежение к собеседнику: «Давайте быстренько поговорим», «Я и так трачу на Вашего ребенка много времени». Избегать фраз – нападений: «Что за безобразие»?! Важно установить контакт, подчеркнуть положительные черты ребенка и только после этого обозначать проблему.

4. Используйте стиль непрямых вопросов:

        - Чем Вы можете помочь ребенку?

        - В чем Вы видите решение проблемы?

5. Высказывайте вашу точку зрения, проявляя осведомленность и компетентность в обсуждаемой теме.

6. Ждите, пока у Вас попросят помощи и совета.

7. Объективно описывайте проблемную ситуацию, прогноз и возможную динамику в случае принятия родителем того или иного решения. Позвольте собеседнику самому сделать выбор. Обсудите сильные и слабые стороны такого решения. Показывайте компетентность, но не превосходство. Фразы «Я лучше знаю», «Я уверен» нежелательны. Возможно ссылаться на мнение других специалистов, решение консилиума. Чтобы быть более убедительным можно проводить беседе в паре с другим специалистом.

8. Избегайте слов «всегда», «никогда» и т.д.

Описание ситуаций должно быть конкретным, а не «Ваш ребенок всегда мешает на уроке», «Он никогда не делает домашних заданий». Опишите на каких уроках ребенок мешал, какие правила нарушил, что именно ребенок сделал или не выполнил.

9. Используйте словесные замки:

«Так ведь?» «Я правильно говорю?» «Правда же?»

10. Возражайте, но не обвиняйте.

Избегайте фраз: «Вы не правы», «И речи быть не может».

11. Ни в коем случае не говорите про ребенка, что он «дурак, тупой», не приклеивайте «ярлыки». Не ставьте в пример собственного ребенка. Не допустимы циничные выражения, анекдоты, уменьшительно-ласкательные суффиксы: «двоечка», «тетрадочка»…

12. Обязательно подведите итог: «Итак, мы решили»; «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято»; «Какие выводы из нашей встречи Вы сделали?». Поблагодарите в конце беседы.

Эффективное общение педагогов с различными категориями родителей:

  1. Неблагодарные родители
  2. Отстраненные родители
  3. Все знающие родители
  4. Навязчивые родители
  5. Непоследовательные родители
  6. Родитель – мечта специалиста

Неблагодарные родители

        Стремятся обесценить работу педагога, психолога, логопеда. Сами при этом в воспитании участвуют мало, не выполняют рекомендации. Тактика: привлечь на свою сторону. Подчеркивая как важна их помощь. Мнение. Встречаться чаще, «завалить» информацией о проблемах. О том, как много делается для их ребенка, подчеркивая ценность педагогической работы. При необходимости беседовать с другими авторитетными членами семьи, которые могут оказать положительное влияние.

Отстраненные родители

         Не появляются в школе, не занимаются дома, отсутствует мотивация к воспитанию, «скидывают» ребенка на школу. За ребенком приходит бабушка или няня, если приходят сами родители, стараются поскорее уйти, чтобы не общаться с учителем. Тактика: передавать в письменном виде информацию, включающую просьбы, требования, объективную информацию, при необходимости давать неблагоприятный прогноз. Ссылаясь на решение консилиума. Подключать к содействию психолога, других педагогов. Делать акцент на важности влияния родителей на ребенка. Их значимости в процессе воспитания, их авторитете. Подчеркивать, что ребенок нуждается именно в их помощи.

Все знающие родители

        «Учат» педагогов, как надо действовать, знают все «лучше», прочитали много педагогической и психологической литературы. Тактика: давать альтернативный выбор, выслушивать их мнение. Задавать открытые вопросы: «Что Вы можете сделать, чем можете помочь конкретно?» Высказывать свое мнение, как мнение большинства, ссылаться на литературу, решение консилиума, на подписанной со школой договор. Не переходить в открытый конфликт. Действовать осторожно, формально, использовать психологические термины, клише.

Навязчивые родители

        Требуют к себе особого внимания, в отличие от «неблагодарных», бегают за педагогом с бесконечными вопросами и предложениями; требуют дополнительные задания, занятия, беспокоят звонками по телефону, «ловят» в коридоре. Тактика: обозначить границы общения, назначать встречу в конкретное время, в конкретном месте, обозначать диапазон возможного времени звонков по телефону, не поддерживать темы, которые не относятся к делу. Не позволять нарушать «рамки». По возможности направлять к психологу.

Непоследовательные родители

        Выполняют обязанности родителей по настроению, идут на контакт и быстро подключаются к процессу образования, когда от них это требуют, так же быстро «отключаются». Тактика: подкреплять их значимость, назначать встречи с определенным периодом, записывать жалобы и благодарности, фиксировать наглядно для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...

Доклад по теме «Адаптация учащихся 1 класса к новой организации учебы и коллективной деятельности в начале учебного года».

   Именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо зна...

Доклад на тему "Роль учителя начальных классов в свете ФГОС НОО"

Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, т.е. служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. «Конец XX – начал...

Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся

Программа воспитательной работы  в начальной школе «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС»Протоколы родительских собраний 2017-2018 уч.год...

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"

Доклад на тему "Роль мотивации в формировании УУД на уроках и внеурочной деятельности"...

Доклад на тему: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности...