Доклад на тему: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»
материал

Кузьмичева Ксения Юрьевна

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_mart_2021.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Апраксинская СОШ»

Доклад на тему:

«Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»

Подготовила: зам.директора по ВР

Кузьмичева К.Ю.

2021г.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны.   Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

     Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно – нравственного, интеллектуального и физического развития детей.  

    Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

     В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

    К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

“Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.” (В. Сатир)

   “Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.

      Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

     Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание .В работе с родителями  учителя  применяют  как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

На экран

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Посещение на дому

Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги

    Анализ планов воспитательной работы классных руководителей , анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей ,ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Злободневность и сложность обсуждаемых проблем.   В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

Почему  родители не любят ходить на родительские собрания?

 Когда заходит речь о родительских собраниях, многие папы и мамы недовольно морщатся: скучно, мол, неинтересно, пустая трата времени... Зачастую они могут предугадать ход событий: вот классный руководитель зачитывает оценки, вот ругает двоечника и хулигана Васю Петрова, а вот поет хвалебную оду отличнице Маше Калининой...Некоторые родители не ходят на родительские собрания так как не видят смысла в их проведении, считают, что собрание - это назидание, нотации. Чтобы родители пошли в школу их необходимо заинтересовать, т.е. показать практический смысл собрания.

9 класс: Да,как родители,мы должны ознакомиться с успеваемостью наших; детей,с их дисциплиной,с требованиями учителей. Но ,есть ведь и те случаи ,которые по этическим, хотя бы, соображениям не стоит обсуждать прилюдно.

 5 класс -Родители уходят неудовлетворенными, потому что не все  получили информацию о своем ребенке, о той жизни, которую он ведет в стенах образовательного учреждения.

9 класс- Хотелось бы, чтобы педагог при встрече сумел создать благоприятную атмосферу: при беседе с каждым родителем выбирал бы для каждого эмоциональную волну.

 6 класс -Необходимо уделить больше внимания практическим советам: как можно организовать совместный отдых (чтобы ВСЕМ было интересно), как достучаться до ребенка, если он уже в 13 лет ничего не хочет, кроме как резаться в компьютерные игры .

6 клас с-Было бы неплохо, если б в начале учебного года проводился опрос родительского мнения с целью выявления наиболее интересных тем совместного обсуждения с классным руководителем. А то, действительно, основное время занимают объявления и решение учебных вопросов.

5 класс -Дети с интересом учатся у тех педагогов ,которых любят и уважают. И чувствуют, что это взаимно. Если дети активны и эмоцианальны ,раскованны - разве это плохо?

В моем понимании, родительское собрание это:

1.узнать о требованиях учителей,

2.узнать о возможностях исправить/доработать/ отметки ,ознакомиться с тетрадями для контрольных работ,

3.задать свои вопросы учителю

4.узнать о внеклассной работе, обсудить помощь родителей, какие-либо поездки, экскурсии для детей.

7 класс- А родители тоже хотят, чтобы их детей любили, потому что они лучшие, хотя и двоечники, и хулиганы... Им тоже не хватает времени любить своих детей... У кого же есть время на это?

   Очень интересная проблема. Думаю, что с ней столкнулся любой учитель, который хоть раз проводил родительское собрание. Хочу дать несколько советов тем, кто их организует.

- Во-первых, нужно отказаться от разговора об оценках и успеваемости каждого ребенка в отдельности. По себе знаю, это момент собрания, которого родители ждут с содроганием. Кому приятны публичные упреки?! Лучше заранее приготовить выписку из журнала о текущих оценках и раздать каждому родителю эту информацию. Пока родители изучают оценки своих чад, можно обсудить общеклассные события, рассказать о мероприятиях.

-Во-вторых, очень хорошо воспринимается небольшой концерт (представление, сценка и т.д.), подготовленные силами детей специально для родителей. Какой родитель не придет посмотреть на свое сокровище? Потом детей можно распустить по домам, а с родителями обсудить какие-то проблемы.

-В-третьих, хорошо воспринимаются встречи с компетентными специалистами - психологом, врачом, социальным педагогом. Если собрания перестанут напоминать только «накачку» по поводу детей, то и родители пойдут в школу. Анализируя свои родительские собрания, могу сказать, что родители с удовольствием посещают собрания, на которые приглашаются юристы, медики, сотрудники КДН и ПДН. Рассылая приглашения на собрание, рекомендую указать, какой гость будет присутствовать. Планируя свою работу, безусловно, нужно узнать мнение родителей.

  Родительское собрание, по- моему мнению,- это конструктивный диалог классного руководителя и родителей.

   Перед каждым собранием ставить определенную конкретную цель обсуждения. Использовать разные формы и методики проведения собрания: психологические тренинги, деловые игры, методика " незаконченных предложений" и т.д.

 Таким образом, я считаю, что тщательное планирование и продумывание каждого собрания должно заинтересовать родителей и привести их в школу.

   Необходимо изменить отношение образовательного учреждения и семьи. Как педагогам, так и родителям необходимо учиться партнерским отношениям, ведь в основном роли распределены так, что учителя считают себя носителями истины, а родители действуют по принципу "мы вам вручили, вот и воспитывайте". Значит, нужно менять методы работы педагогического коллектива с семьей, например, вместо навязываемой педагогом темы родительского собрания, подчас не интересующей родителей, выбирать актуальные для них темы общения.

      Давайте поговорим о том, как сделать общение на родительских собраниях более интересным и полезным!

   По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы. Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы. .  

  Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью классные руководители начальных классов проводят в классах мероприятия  с участием мам, пап, бабушек и дедушек. Организовывают выставки семейных творческих работ, работают совместно над проектами. В классах проводятся совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, рассказывают о родословной семьи, своих семейных традициях. Родители видят заинтересованность классного руководителя, доброжелательное отношение к ребенку и к себе, поэтому в начальных классах нет проблем с родительскими собраниями, родительскими всеобучами и т.д.

     При переходе ребенка в среднее звено у классного руководителя начинаются проблемы с посещением родителями родительских собраний, всеобучей. Почему? Ответ у каждого классного руководителя найдется свой и конечно аргументированный.

        Чтоб родители посещали родительские собрания, внеклассные мероприятия, интересовались жизнью класса, и принимали участие в воспитательном процессе класса,   классный руководитель должен знать секреты успешного проведения родительского собрания.

Таким образом мы должны:

  1. Установить доброжелательные отношения с родителями
  2. Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире
  3. Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
  4. Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя  его права
  5. Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.
  6. Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремиться к их устранению.
  7. Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их педагогической культуры.
  8. Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.
  9. Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности

        Необходимо  дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы

•Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца.••Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха....

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы...

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы

В данной презентации раскрывается значение родительского собрания в процессе воспитания и обучения учащихся младших классов...