Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы
учебно-методический материал на тему

Фокина Ольга Викторовна

доклад на педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rodit-go_sobraniya.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ РМ ДО «Республиканская детская музыкальная школа-интернат»

«Роль

родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»

Подготовила: Фокина О.В., воспитатель

Условия современной жизни требуют качественно новых отношений семьи и школы. Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители — один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и в воспитании. Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля». Очевидны важность и необходимость взаимодействия семьи и школы в работе по обеспечению духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей.

В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей выделяют следующие типы семей:

а) семьи с благоприятной духовно-нравственной атмосферой и ответственным отношением к деятельности по воспитанию и развитию детей;

б) семьи с ярко выраженной гиперопекой детей;

в) благоприятно-неустойчивые семьи, в которых родители любят своих детей, но в семейном сообществе нет полного взаимопонимания;

г) неблагоприятные для формирования личности ребенка семьи, где духовно-нравственные ценности не являются значимыми;

д) нейтральный тип семьи, в которой дети предоставлены сами себе;

е) криминальный тип семьи.

Следовательно, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание. Анализ планов воспитательной деятельности классных руководителей, анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей. опрошенных родителей 2 – 11 классов ответили, что собрания классные руководители проводят 1-2 раза в четверть. Но 38% родителей посещают собрания нерегулярно или не посещают вообще. Основной причиной отсутствия на собрании по ответам родителей является занятость на работе. 17% не интересны темы собрания. То, что классные собрания действительно эффективны, считают 81% опрошенных родителей. Приятно и то, что все опрошенные родители не отмечают случаев публичного осуждения родителей на собраниях за неудачи детей в учебе или нарушения дисциплины. Но в некоторых классах собрания состоят лишь из монолога классного руководителя об успеваемости, нередко этот монолог превращается в нотацию. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует отметить отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, непродуманность тем некоторых родительских собраний, следствием чего является низкая активность родителей. 86% опрошенных родителей не возражали бы против проведения собраний в различных формах. Поэтому надо направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально-педагогической деятельности. Самый высокий уровень проведения и уровень посещаемости родительских собраний в начальной школе.

О возможных формах проведения родительских собраний Родительское собрание: подготовка и проведение

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия семьи и школы, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях классные руководители обсуждают лишь организационные и материально - технические вопросы, собирая деньги с родителей. Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

Среди таких функций следует указать: 
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т. п.) ; 
2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д.; 
3)
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т. п.); 
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т. д.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные.  Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т. д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Cодержание для собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями – предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.

Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся). Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т. п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Накануне семинара было проведено анкетирование классных руководителей о выявлении трудностей подготовки и проведения родительских собраний. У 53% классных руководителей не существует трудностей по этому вопросу. Трудности существуют: у 10% классных руководителей с выбором темы собрания; у 29% с подбором научно-методической литературы; у 5% с подбором психолого-педагогической диагностики; у 15% с обеспечением явки родителей на собрания; у 24% классных руководителей возникает трудность при оформлении собрания наглядными материалами, у 14% трудности появляются при выработке методических рекомендаций для родителей, также 14% классных руководителей не могут эмоционально настроить себя на собрание. Алгоритмом подготовки родительского собрания с вами поделится классный руководитель 7 класса. ( Содокладчик обращает внимание на подбор научно-методической литературы для бесед с родителями, на организацию явки родителей, ссылаясь на результаты анкетирования родителей – 79% родителей просили оповещать о собрании за 5-7 дней до даты его проведения).

Памятка «Десять секретов успешного проведения родительского собрания»

1.  Выберите самый благоприятный день и час для проведения родительского собрания, постарайтесь, чтобы на это время не было запланировано других важных дел, интересных телепередач и т. п.

2.  Определите одну наиболее важную проблему и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3.  Расставьте столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4.  Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5.  Берегите время родителей. С этой целью установите регламент собрания и строго следите за его соблюдением.

6.  Используйте игровые элементы, групповые формы и способы организации взаимодействия и общения.

7.  Организуйте разговор за чашкой чая, что помогает сделать общение более непринужденным и откровенным.

8.  Опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета.

9.  Стремитесь к тому, чтобы на собрании было принято конкретное решение.

10.  Придумайте вместе с родителями свои правила для участников собрания (например: снимать верхнюю одежду обязательно; не молчать; отвергая предложение (мнение), вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству).

Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»

1.  Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2.  Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

3.  Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.  Постарайтесь понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

5.  Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей школы.

6.  Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Предложения по повышению рейтинга родительских собраний.

§  Каждый раз использовать новые формы проведения собрания;

§  Ввести в практику проведение собраний совместно с учащимися;

§  Приглашать на собрания учителей – предметников;

§  Поручить проводить собрания самим родителям;

§  Рассматривать на собраниях только те темы, которые действительно интересны для всех родителей;

§  Проводить собрания ежемесячно;

§  Приглашать на собрания интересных людей;

§  Любым способом обеспечивать 100% явку родителей;

§  Начинать каждое родительское собрание с позитивной информации о классе и школе.

Чего не стоит делать на собрании:

-  осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;

-  сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;

-  давать негативную оценку всему классу;

-  переоценивать значение отдельных предметов;

-  использовать для общения с родителями назидательный тон;

-  вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы

•Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца.••Главное вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха....

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы

Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и начальной школы...

Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы

В данной презентации раскрывается значение родительского собрания в процессе воспитания и обучения учащихся младших классов...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

Доклад на тему: «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семь и школы»

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»Цель: развитие и совершенствование навыков эффективного взаимодействия в системе ...