Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"
учебно-методический материал по зож на тему

Дондай Снежана Амуровна

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов в январе 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев, касаясь национальной инициативы “Наша новая школа”, обратил особое внимание на здоровый образ жизни детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка - государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении    здоровьесберегающей среды, включающей в себя учебный процесс, внеурочную деятельность, взаимодействие с социумом.  

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Всероссийские исследования показывают увеличение заболеваемости детей по всем классам болезней уже  в раннем возрасте. Вот почему возникла необходимость в исследовании знаний детей о здоровье, в целом, о  собственном здоровье, в частности, о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_poln.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся.

                                                                             Прежде чем сделать ребенка умным,

                                                                             сделай его здоровым и крепким.        

                                                                                        Жан - Жак Руссо         

            Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов в январе 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев, касаясь национальной инициативы “Наша новая школа”, обратил особое внимание на здоровый образ жизни детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка - государственный приоритет в образовании. Поэтому важным и актуальным является создание в каждом образовательном учреждении    здоровьесберегающей среды, включающей в себя учебный процесс, внеурочную деятельность, взаимодействие с социумом.  

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Всероссийские исследования показывают увеличение заболеваемости детей по всем классам болезней уже  в раннем возрасте. Вот почему возникла необходимость в исследовании знаний детей о здоровье, в целом, о  собственном здоровье, в частности, о здоровом образе жизни.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. 

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать в начальных классах с контингентом детей младшего школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения, как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу. 

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребностью в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся. 

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. 

Что педагог должен уметь: 

· анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

· владеть основами здорового образа жизни;

· устанавливать контакт с коллективом учащихся;

· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

· прогнозировать развитие своих учащихся;

· моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

· личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале оздоровления. 

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать детей совместно с родителями к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. 

Основной целью начального образования является развитие ребёнка, формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, при сохранении здоровья ребенка.

Задачи учителя при данном подходе:

- просвещение учащихся;

- формирование мотивационных  установок,  в том числе и на заботу о своем здоровье;

- создание положительного психологического климата в классе;

- выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;

- индивидуальный подход к учащимся;

В современном мире реальная картина такова, что школа и учителя, прежде всего, берут на себя главную роль в воспитании здорового образа жизни.

Для того,  чтобы знания о здоровье вообще были применены к себе, стали убеждениями, нужны новые подходы, новые методы. Ведущим среди них является право детей  иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Автор данной работы считает, что задача учителя при этом подходе – научить детей анализировать свое состояние и свою деятельность, помочь осознать ребенку здоровье как самоценность. Эта совместная деятельность является интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного самосовершенствования. Помочь ребенку принять позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха». Ситуация успеха – это результат со-творческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат сопоставим с их ожиданиями.

В условиях научно-технической революции  обучение в современной школе сопровождается все нарастающим объемом информации. Дети младшего школьного возраста расходуют большое количество энергии, связанной с умственной работой, что приводит к утомлению, выражающемуся в вялости, сонливости, плохом аппетите и, в конечном итоге, в отсутствии интереса к учению.

Формирование здоровьесберегающих компетенций учащихся может осуществляться при выполнении определенных условий. Например,

красиво оформленный фитобар для детей,  чистота и порядок в туалетах - это "просто" санитарно-гигиеническое состояние; открытый в школе кабинет физиотерапии , грамотно составленное расписание уроков,  используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников.

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - ЭТО ШКОЛЬНАЯ ОЦЕНКА

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.  

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

1.              Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.              Реализация  на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.

3.              Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.  

4.              Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.              Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

6.              Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

7.              Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

8.              Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

9.              Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

10.           Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого с учетом особенностей развития учащихся.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление школьников, которое должно быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки (по СанПиНам 5-7 минут от урока ребенок должен отдыхать).

Здесь используются такие элементы тренинга:

- защита от беспокойства и плохих мыслей («Хочу быть спокойным»)

- позитивные мысли («Начинается мой новый день»)

- повышение самооценки и позитивного восприятия окружающих

(«Я – хороший, ты – хороший!»)

- радость («Я в хорошем настроении»)

В практике общеобразовательных школ, в том числе и в моей, используются такие методы формирования здоровьесберегающей компетентности как:

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Способность музыки активно стимулировать и регулировать движения нашего тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечебной ритмики и физкультуры. Движение, организованное музыкальными ритмами в танец, удваивает свои оздоровительные возможности. Танцевальное искусство совершенствует пластику, тренирует не только мышечную, но и сердечнососудистую и нервную системы и при этом обогащает духовно, воспитывая воображение и творческую фантазию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Очень эффективными для формирования здоровьесберегающей компетентности на уроках являются  физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Значение физкультминуток ещё и в том, чтобы обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ  ГЛАЗ

Ещё в начале прошлого века выдающийся физиолог И.М.Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению утомленных зрительных центров.

Я использую несколько упражнений на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращают ее спазмы и утомление (приложение №3)

ТЕХНОТЕРАПИЯ

Информационно-коммуникационные технологии получают все большее распространение в образовательном процессе и на этом фоне педагоги и медики все чаще говорят о вреде, который наносит здоровью школьников их использование. Усилия  специалистов разных профилей сегодня направлены на нейтрализацию негативного влияния компьютеров и информационно-компьютерных технологий (далее ИКТ) на здоровье людей.

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения работоспособности. Но с другой стороны – ИКТ увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. Форма подачи ее более наглядная (повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу), но возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Использование ИКТ в младших  классах приводит к некоторой утомляемости, в основе которой лежит несколько причин:

  1. за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается большой объем информации;
  2. хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия.

Для предотвращения негативных последствий я регламентирую время использования компьютера на уроке, стараюсь распределять его следующим образом:

- не более 5 минут – в начале урока

- не более 10 минут – в середине урока

- не более 5 минут – в конце урока

При условии грамотного  использования ИКТ могут стать для педагогов помощниками в деле здоровьесбережения школьников.

«УЛЫБКОТЕРАПИЯ»

Омские медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи,  в улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если учащийся поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качество переходит и на личность ребенка, улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней смотрит на мир и на людей.

«ИГРОТЕРАПИЯ»

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет игра. Игры – хороший отдых и на уроке и  между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность

Я считаю, что неплохо использовать простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.

Выполняя обязанности классного руководителя, я формирую здоровьесберегающие компетенции учащихся, готовлю к жизни в современном обществе, развивая в детях стремление к здоровому образу жизни и, как следствие к сохранению здоровья.

ИТАК,  ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ПОПРОБУЕМ ПОВТОРИТЬ, ЧТО ОЗНОЧАЕТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В        ШКОЛЕ

Мы знаем, что как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. 

Нам педагогам, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. 

Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). 

Внимательный учитель всегда заметит 
внешние признаки усталости ученика:

· частую смену позы,

· потягивание,

· встряхивание руками,

· закрывание глаз,

· подпирание головы,

· ненужное перекладывание предметов,

· разговор с соседом,

· увеличение количества ошибок в ответах,

· не восприятие вопроса,

· задержка с ответом,


Реальные условия в школах таковы, что очень часто наши теоретические знания расходятся с нашими возможностями. Например,  расписание уроков. 

Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа». 

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый.
С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. 

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. 

Например, в понедельник в каком-то классе последний урок - математика. Как же учитель добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. 


Сохранению здоровья способствует применение игровой системы.

Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. 

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». 

Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты. 

Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. 

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. 

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. 

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. 

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. 

«Уроки-праздники»  способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. 

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. 

Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев. 

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. 

Приобщать к выполнению домашних заданий своих учеников: давать задания по трем уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем задания по силам. 

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

        Чтобы оценить свою деятельность с здоровьесберегающей технологии, каждому учителю надо уметь анализировать свои уроки. Предлагаю один из вариантов

АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

 Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.Ориентировочная норма: 7–10 минут.

 Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

 Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

 Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

 Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

 Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

 Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

 Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

 Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

 Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Если вы являетесь экспортом урока, то

анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Формирование здоровьесберегающих компетенций в начальной школе....

Формирование здоровьесберегающих компетенций у младших школьников

В статье раскрывается подход к организации процесса формирования здоровьесберегающих компетенций у младших школьников....

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Эссе Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальной компетенции учащихся

Здоровьесберегающие технологии по типологии делятся на 4 группы......

Доклад "Формирование эстетической компетенции учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы"

Цель: формировать творчески активную личность, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту...

Выступление по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

В статье говорится о профессиональной компетенции современного учителя....

Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся

Материал для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....