Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма»
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Козаченко Ирина Николаевна

Доклад на тему «Содержание и организация работы над словарными словами на уроках письма» был написан, так как в начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. К ним относятся различные игры, задания занимательного характера (ребусы, загадки, кроссворды). Этот занимательный материал я постаралась соединить в одном моём докладе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_rabota_so_slovarnymi_slovami.docx81.69 КБ

Предварительный просмотр:

                 

               

                  ДОКЛАД  НА ТЕМУ

       «Содержание и организация работы

                 над словарными словами

                     на уроках письма»

                                      Учитель    Козаченко И.Н.

                                   Москва 2013

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

        Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

        В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
       Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

          Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

         Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

         Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

          Я хочу рассказать о   нескольких способах и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

     Важно помнить: 

  1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
  2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания:

1.Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова. 
6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи.
13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
16. Подбор однокоренных слов.
17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
18. Разбор слов по составу.
19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).
24. Письмо по памяти.
25. Самодиктант и взаимопроверка.
26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

31. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

Капуста, помидор, солома, морковь.

32. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

33. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.  

34. Лексический диктант.

( Замените каждое предложение одним словом)

- Пожелание при прощании. ( до свидания )

35. Подберите синонимы.

   Безбилетник - _____ ( заяц ), торжество - _____ ( праздник ).

36. Диктант с использованием пословиц.

  1. Запишите пословицы под диктовку;
  2. Запишите только словарные слова;
  3.  Учитель читает ( или выписывает ) пословицы без словарных

слов. Задание: записать недостающее слово.

- ( Декабрь ) ….. год кончает, а зиму начинает.

- ( Январь ) ….. году начало, зиме середина.

37. Диктант с фразеологическими оборотами.

  1. Запишите фразеологические обороты под диктовку и объясните их значение;
  2. Выпишите только словарные слова;
  3. Учитель читает ( или выписывает ) фразеологические обороты без словарных слов. Задание: записать недостающее слово.

(Вставать с петухами. Как только язык повернулся.)

38. Обратный фразеологический диктант.

(Подберите синоним - фразеологический оборот. Фразеологические

обороты могут быть выписаны на доске. )

- Вставать очень рано, с зарёй. ( Вставать с петухами. )

- Сказано ясно и понятно. ( Чёрным по белому. )

39. Этимологический диктант.

( Узнайте и запишите слова по их происхождению. )

- « Автомобиль для многих ». ( автобус )

 - Означает « до встречи ». ( до свидания )

40. « Сказочный » диктант.

( О каких героях и сказочных предметах идёт речь? Отгадай и запиши их).

- Из чего однажды удалось солдату сварить кашу? ( топор )

- На чём подала Лиса Журавлю угощение? ( тарелка )

        Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

       Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов. Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.
       
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
       
Методика

1. Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: береза.
2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например:
бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.
4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- действию;
- вкусу;
- назначению;
- количеству и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,

  - гр_Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
    б
 б Е реза
    л
    а
    я
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
        ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
      Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
      Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,

к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

        Живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

          Если эти игровые формы наполнить учебным содержанием, можно одновременно с решением орфографических задач гораздо эффективнее развивать у детей умение "не лезть за словом в карман" в процессе создания и грамотного оформления письменной речи.

          Есть методика, которая  словарные слова не предлагает в готовом виде. Их надо было "отгадать" в ответ на вопрос и только после этого записать.
        Вот примеры таких заданий.

  1. Как называют работников умственного труда?
  2. Как называется рисунок, поясняющий текст?
  3. Как называется праздничное освещение города разноцветными лампочками?
  4. Как называют несбыточную надежду?
  5. Как называют фокусников, таких, например, как Дэвид Копперфильд?
  6. Как называют круглое окно на корабле?

(Ответы: интеллигенция, иллюстрация, иллюминация, иллюзия, иллюзионист, иллюминатор).

          Если группа вводимых за один раз слов объединена одним признаком (общим корнем, сочетанием букв или смыслом), слова, как правило, лучше запоминаются.
        Вопросы, при помощи которых учитель "добывает" нужные слова, не обязательно должны носить строгий характер. Так, при отработке слов с удвоенным С набор вопросов может выглядеть так.

  1. Как называется асфальтированная дорога для транспорта?
  2. Как называется обучение животных?
  3. Каким словом можно назвать специальность?
  4. Как можно назвать нападение?
  5. Как можно назвать скорый поезд?
  6. Как называются газеты и журналы?
  7. Какой человек "вместо валенок перчатки натянул себе на пятки", на какой улице он жил и куда помчался "покупать бутылку квасу?"
    (Ответы: шоссе, дрессировка, профессия, агрессия, экспресс, пресса; "человек рассеянный с улицы Бассейной" помчался в кассу).

       А при знакомстве со словами с удвоенным К (такими, как аккорд, аккомпанемент и т.п.) можно спросить:

  1. В какую игру играют настоящие мужчины и не играет трус?
    (Ответ: в хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей).

         Группа вводимых за один раз слов может быть объединена и по смысловому принципу. Например:

  1. Как называется комплект мебели?
  2. Как называется комплект посуды?
  3. Как называется собрание книг?

(Ответы: гарнитур, сервиз, библиотека).

  1. Как называется переделка литературного произведения для сцены?
  2. Как называется переделка литературного произведения для экрана?
  3. Как называется литературный текст, по которому снимается фильм?
  4. Как называется литературный текст оперы?

(Ответы: инсценировка, экранизация, сценарий, либретто).

  1. Как называют цирковых артистов?
  2. Фокусника иногда называют …
  3. Канатоходца - …
  4. Укротителя животных - …
  5. Человека, умеющего подкидывать и ловить много предметов - …
  6. Гимнаста-спортсмена - …
    (Ответы: иллюзионист, эквилибрист, дрессировщик, жонглер, акробат).

   Спортивный словарик.

  1. Как называются систематические упражнения?
  2. Как называется место для спортивных состязаний?
  3. Как называется момент начала состязаний?
  4. Как называется момент окончания состязаний?
  5. Как называется итоговая игра на первенство?
  6. Как называются соревнования в беге, когда каждый участник проходит только свой участок дистанции?
  7. Как называется большой спортивный праздник?
  8. Как называются международные спортивные соревнования?
  9. Как называют победителя соревнований?
  10. Как называют наилучший спортивный результат?
  11. Как называют человека, установившего рекорд?
    (Ответы: тренировка, стадион, старт, финиш, финал, эстафета, спартакиада, олимпиада, рекорд, рекордсмен).

         Для того, чтобы школьник мог успешно запоминать словарные слова, надо научить его подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память. Вот как может выглядеть инструкция для запоминания слов.

  1. Всмотритесь в слово, "съешьте его глазами". Потом представьте его крупно и разборчиво написанным на вашем мысленном экране.
  2. Проговорите его по слогам, отчетливо произнося каждый звук. Вот так: про-фес-сия, ин-тел-ли-ген-ция, ис-кус-ствен-ный.
  3. Отложите записанные слова и напишите их по памяти, а потом проверьте себя.

         Дальнейшая работа над непроверяемыми словами нередко сводится к проводимым время от времени словарным диктантам. Однако можно использовать и более эффективные виды заданий. Когда в "копилке слов" накопится их достаточное количество, можно предложить школьникам такие виды работы по их повторению и включению в активный словарный запас.

  1. Просмотрите список. Найдите слова, к которым вы можете подобрать синонимы.
  2. Найдите слова, к которым вы можете подобрать антонимы.
  3. Попробуйте придумать интересные предложения или небольшой текст, в котором объединялись бы хотя бы два-три слова из этого списка. (Американскими учеными доказано, что когда дети систематически упражняются в придумывании предложений, объединяющих два-три предложенных слова, их умственное развитие происходит значительно успешнее.)

        Сколько бы школьники ни заучивали словарных слов, поле, на котором могут вырасти ошибки, остается безграничным. За пределами изучения остается огромное количество непроверяемых слов, и надо искать возможности их запоминать.

        Одна из этих возможностей – отправить учащихся в самостоятельные поиски таких слов. Поначалу это дается им нелегко. Например, когда предложили старшекласснику придумать как можно больше слов, в которых была бы только гласная Е и никаких других гласных. Он ошарашено молчал. Ему ничего не приходило в голову. Его собственный организм включает скелет, череп, печень. За окном был вечер и дул ветер. На вешалке висел его берет. А он не мог назвать ни одного из этих слов.

        Зато стоит втянуться в эту игру – и она оказывается очень увлекательной. Однажды в конце урока учащимся было предложено вспомнить несколько слов, в которых была бы только гласная А.  После звонка оказалось, что школьники не пошли на перемену: они толпились у доски, продолжая увлеченно подбирать и записывать слова: банан, караван, Каштанка…
        Задания такого рода были введены в постоянный учебный обиход. Например, такие:

  1. Вспомните и запишите как можно больше слов, в которых была бы только гласная А. Таких слов можно свободно подобрать несколько десятков, а при желании – около пятисот. Можно поиграть друг с другом в игру "Кто больше?".
  2. Вспомните и запишите как можно больше слов, в которых была бы только гласная О. В русском языке есть слово, в котором семь О.
  3. Вы будете большими молодцами, если найдете его.
    (Ответ: Обороноспособность)
  4. Найдите слова, в которых первая гласная – безударная О, а вторая – ударная А (такие, например, как томат, корабль и т.п.).

        Такие задания давались на дом. Проверка тетрадей показала неожиданный эффект: некоторые школьники не ограничивались тем, что подбирали заданное количество слов (предлагалось найти восемь или десять), а неоднократно, уже через несколько дней после того, как было выполнено это задание, возвращались к нему и дополняли списки. Поиск увлекал.
       Многие неожиданные и нелепые ошибки возникают из-за того, что школьники не вглядываются в буквенный состав слова, "в упор не видят", как оно пишется. А такой самостоятельный поиск слов заставляет их проанализировать, продумать, рассмотреть большое количество слов. Внимание к буквенному составу слова обостряется. Активный характер работы обеспечивает более высокий уровень интереса к слову и соответственно более высокий уровень запоминания, и более свободное словоупотребление в дальнейшем.

         На своих занятиях можно предложить детям придумать рисунок-слово, чтобы в нём была буква, которую необходимо запомнить. Ребята называют любое словарное слово, а я показываю, как можно его нарисовать.
        Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому важное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

        Главное, чтобы запоминание шло одновременно через несколько анализаторов - зрительный, слуховой, тактильный, а по возможности – вкусовой и обонятельный! Например, «Абрикос»: взрослый предлагает ребёнку угадать по запаху натуральный фрукт, спрятанный у него в руке, а потом наощупь с закрытыми глазами и описать ощущения (бархатистый, мягкий и т.д.). Узнал? Рассмотрите «загадку» (цвет, форма, размер), а теперь придумаем рисунок с буквами, которые нужно запомнить в этом слове.

       

                          

       Б…РЁЗА                      ЗА…Ц                         М…ДВЕДЬ

        Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающимися ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

         Важно отметить, что в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.

         Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

       Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо с «дырками», т. е пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

         Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

          В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

         Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет на практике.

        Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. К ним относятся различные игры, задания занимательного характера (ребусы, загадки, кроссворды).

     Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".
2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"

Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.

5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии"
Издательство Генезис М. - 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Доклад для ШМО "Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературы"

Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения....

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

Организация работы над словарными словами

Материал по организации работы над словарным словом с у чащимися 3-4 классов, из опыта работы....

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....